Действующий
б) "вагон" означает любое транспортное средство, способное передвигаться на своих собственных колесах по железнодорожным путям и не имеющее средств тяги;
в) "владелец" означает лицо, эксплуатирующее экономически и длительно вагон в качестве транспортного средства, независимо от того, является ли он собственником вагона или имеет права им распоряжаться;
г) "станция приписки" означает место, которое написано на вагоне и в которое этот вагон может или должен быть возвращен в соответствии с условиями договора об использовании.
Статья 3
Знаки и надписи на вагонах
§ 1 Несмотря на предписания, касающиеся технического допуска вагонов к использованию в международном обмене, лицо, предоставившее в соответствии с договором, указанным в статье первой, вагон, должно убедиться, что на вагоне имеются следующие надписи:
б) в случае необходимости - указание предприятия железнодорожной перевозки, в вагонный парк которого включен вагон;
в) в случае необходимости - указание станции приписки;
г) другие знаки и надписи, установленные в договоре об использовании.
§ 2 Знаки и надписи, предусмотренные в
§ 1, могут быть дополнены средствами электронной идентификации.
Статья 4
Ответственность в случае утери или повреждения вагона
§ 1
Предприятие железнодорожной перевозки, которому был доверен вагон для использования в качестве транспортного средства, отвечает за утерю или повреждение вагона или его вспомогательного оборудования, если оно не докажет, что это не произошло по его вине.
§ 2 Предприятие железнодорожной перевозки не отвечает за ущерб, связанный с утерей вспомогательного оборудования, которое не написано на обеих сторонах вагона или не указано в сопровождающем его инвентарном перечне.
§ 3 В случае утери вагона или его вспомогательного оборудования возмещение ограничено, за исключением всех остальных убытков, обычной стоимостью вагона или его вспомогательного оборудования, действовавшей в день и в месте утери груза. Если невозможно установить день или место утери, то возмещение ограничено обычной стоимостью, действовавшей в день и месте передачи вагона для использования.
§ 4 В случае повреждения вагона или его вспомогательного оборудования возмещение ограничено, за исключением всех остальных убытков, оплатой расходов, связанных с его ремонтом. Возмещение не должно превышать суммы, причитающейся в случае утери.
§ 5 Договаривающиеся стороны могут устанавливать положения, отступающие от
§§ 1-4.
Статья 5
Утрата права на ограничение ответственности
Положения об ограничении ответственности, предусмотренные в статье 4,
§§ 3 и
4, не применяются, если будет доказано, что ущерб объясняется действием или упущением со стороны
предприятия железнодорожной перевозки либо намерением вызвать такой ущерб, либо риском и пониманием того, что такой ущерб, вероятно, будет причинен.
Статья 6
Предположение об утере вагона
§ 1 Правомочное лицо может без представления дальнейших доказательств считать вагон утерянным, если оно потребовало от предприятия железнодорожной перевозки, которому оно доверило вагон для его использования в качестве транспортного средства, разыскать этот вагон, и если этот вагон не был предоставлен в его распоряжение в течение трех месяцев после поступления его требования или если оно не получило никакого указания о месте, в котором находится этот вагон. Этот срок увеличивается на срок простоя вагона по любой причине, происшедшей не по вине предприятия железнодорожной перевозки, или в связи с его повреждением.
§ 2 Если рассматриваемый в качестве утерянного вагон был найден после оплаты возмещения, то правомочное лицо может потребовать в течение шести месяцев после получения им уведомления об этом от предприятия железнодорожной перевозки, которому оно доверило вагон для его использования в качестве транспортного средства, чтобы вагон был передан ему без оплаты расходов и с возвратом возмещения на
станции приписки или в другом установленном месте.
§ 3 За неимением требования, предусмотренного в
§ 2, или, если вагон найден по истечении одного года после оплаты возмещения, предприятие железнодорожной перевозки, которому правомочное лицо доверило вагон для его использования в качестве транспортного средства, распоряжается им согласно законам и предписаниям, действующим в месте, в котором находится вагон.
§ 4 Договаривающиеся стороны могут устанавливать положения, отступающие от
§§ 1-3.
Статья 7
Ответственность за ущерб, причиненный вагоном
§ 1 Лицо, которое в соответствии с договором, указанным в статье первой, доверило
вагон для использования в качестве транспортного средства, отвечает за ущерб, нанесенный вагоном, если это произошло по его вине.
§ 2 Договаривающиеся стороны могут устанавливать положения, отступающие от
§ 1.
Если договор об использовании вагонов предусматривает возможность передачи вагона предприятием железнодорожной перевозки другим предприятиям железнодорожной перевозки для его использования в качестве транспортного средства, то предприятие железнодорожной перевозки с согласия владельца может договариваться с другими транспортными предприятиями о том, что:
а) при условии сохранения своего права на регрессное требование оно является их заменяющим лицом в отношении их ответственности перед владельцем в случае утери или повреждения вагона или его вспомогательного оборудования;
б) по отношению к другим предприятиям железнодорожной перевозки только владелец ответственен за ущерб, причиненный вагоном, но лишь предприятию железнодорожной перевозки, являющемуся договаривающейся стороной владельца, разрешено предъявлять иски других предприятий железнодорожной перевозки.
Статья 9
Ответственность за работников и других лиц
§ 1 Договаривающиеся стороны несут ответственность за своих работников и других лиц, услугами которых они пользуются для выполнения договора, когда эти работники или эти другие лица находятся при исполнении своих обязанностей.
§ 2 За исключением противоположной договоренности между договаривающимися сторонами, управляющие железнодорожной инфраструктурой, в которой предприятие железнодорожной перевозки использует вагон в качестве средства перевозки, рассматриваются в качестве лиц, услугами которых пользуется предприятие железнодорожной перевозки.
Статья 10
Прочие претензии
§ 1 Во всех случаях, на которые распространяется применение настоящих Единых правовых предписаний, любая претензия об ответственности за утерю или повреждение
вагона или его вспомогательного оборудования и на любом обосновании может быть предъявлена предприятию железнодорожной перевозки, которому был доверен вагон для использования его в качестве транспортного средства, лишь на условиях и в пределах этих Единых правовых предписаний и предписаний договора об использовании.
§ 3 То же самое касается любых претензий в отношении работников и других лиц, за которых отвечает предприятие железнодорожной перевозки, которому был доверен вагон для использования его в качестве транспортного средства.
§ 1 Иски в судебном порядке, основанные на договоре, заключенном в соответствии с настоящими Едиными правовыми предписаниями, могут предъявляться суду, назначенному с общего согласия договаривающихся сторон.
§ 2 За исключением противоположной договоренности между сторонами, компетентным судом является суд государства-члена, в котором ответчик имеет свое основное место расположения. Если ответчик не имеет своего основного места расположения в государстве-члене, то компетентным судом является суд государства-члена, в котором был нанесен ущерб.
§ 1 Срок давности претензий, основанных на
статьях 4 и
7, истекает после трех лет.
§ 2 Срок давности начинается:
а) в отношении претензий, основанных на
статье 4, - со дня констатации утери или повреждения вагона или со дня, когда правомочное лицо может считать
вагон утерянным в соответствии со статьей 6,
§ 1 или
4;
б) в отношении претензий, основанных на
статье 7, - со дня причинения ущерба.
Единые правовые предписания
к договору об использовании инфраструктуры в международном железнодорожном обмене
(ЦУИ - Приложение Е к Конвенции)
Раздел первый
Общие положения
Статья первая
Область применения
§ 1 Настоящие Единые правовые предписания применяются к любому договору об использовании железнодорожной инфраструктуры в целях международных перевозок в соответствии с Едиными правовыми предписаниями
ЦИВ и Едиными правовыми предписаниями
ЦИМ. Применение не зависит от места жительства или места работы и национальности заключающих договор стран. Настоящие Единые правовые предписания применяются даже тогда, когда железнодорожная инфраструктура управляется или используется государствами или учреждениями, или правительственными организациями.