Действующий
- штампы (печати), ярлыки, этикетки или другие поддающиеся проверке средства;
- маркировку деталей в последовательности их сборки или в зависимости от стадии производства, на которой они должны быть установлены;
- контрольные записи, например, изделия, ожидающие проверки, проверенные, принятые;
- взаимосвязь отчетов о контроле и испытаниях с соответствующими частями выполненной работы;
- фиксирование местоположения определенных материалов в объектах (например, партий бетона, электродов и т.д.);
- менеджмент конфигураций.
Примечание - Под идентификацией понимают возможность и наличие средств для распознавания отдельных образцов продукции или услуг, а также указание того процесса или стадии производства, на которых он произведен (например, номер изделия, нумерация отдельных частей моста, нумерация помещений строящегося здания и т.д.).
7.5.3.3 Печати и подписи должностных лиц, осуществляющих контроль качества и приемку продукции, организация строительной отрасли должна использовать, чтобы подтвердить завершение всех требуемых операций контроля или испытаний.
7.5.3.4 Отчеты, обеспечивающие прослеживаемость продукции, должны сохраняться в системе менеджмента качества организации строительной отрасли.
7.5.4 Собственность потребителей
Организация должна проявлять заботу о собственности потребителя, пока она находится под управлением организации или используется ею. Организация должна идентифицировать, верифицировать, защищать и сохранять собственность потребителя, предоставленную для использования или включения в продукцию. Если собственность потребителя утеряна, повреждена или признана непригодной для использования, организация должна известить об этом потребителя и поддерживать записи в рабочем состоянии (4.2.4).Примечание - Собственность потребителя может включать в себя интеллектуальную собственность и сведения личного характера.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
7.5.4.1 В организации строительной отрасли должны быть определены и документально оформлены согласованные с заказчиком методы и средства обеспечения сохранности собственности потребителя (заказчика), установлены способы идентификации, гарантии защиты этой собственности и то, как поддерживаются ее характеристики, если это необходимо.
7.5.4.2 Записи, которые ведет организация строительной отрасли в процессе управления или использования собственности потребителя (заказчика), должны отражать результаты ее контроля (проверки) и обслуживания.
7.5.5 Сохранение соответствия продукции
Организация должна сохранять продукцию в ходе внутренней обработки и в процессе поставки к месту назначения в целях поддержания ее соответствия установленным требованиям. Если это применимо, сохранение соответствия продукции должно включать в себя идентификацию, погрузочно-разгрузочные работы, упаковку, хранение и защиту. Требование сохранения соответствия должно быть также применено и к составным частям продукции.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
7.5.5.1 Требования 7.5.5 распространяются на все составные части продукции независимо от того, изготовлены ли они и хранятся в организации строительной отрасли или поставлены заказчику.
7.5.5.2 В организации строительной отрасли необходимо знать основные требования поставщиков в отношении перемещения, упаковки и хранения их продукции. К числу таких требований относятся:
- вопросы безопасности при подъеме изделий;
- правильное хранение встраиваемого оборудования (например, защита от влаги электрического и механического оборудования);
- правила обращения с опасными материалами и их специальная маркировка;
- соблюдение сроков годности материалов.
7.6 Управление оборудованием для мониторинга и измерений*(4)
Организация должна определить мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять, а также оборудование для мониторинга и измерений, необходимое для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям.Организация должна установить процессы для обеспечения того, чтобы мониторинг и измерения могли быть выполнены и в действительности были выполнены в соответствии с требованиями к ним.Там, где необходимо обеспечивать имеющие законную силу результаты, измерительное оборудование должно быть:a) откалибровано и/или поверено в установленные периоды или перед его применением по эталонам, передающим размеры единиц в сравнении с международными или национальными эталонами. При отсутствии таких эталонов база, использованная для калибровки или поверки, должна быть зарегистрирована (4.2.4);b) отрегулировано или повторно отрегулировано по мере необходимости;c) идентифицировано в целях установления статуса калибровки;d) защищено от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения;e) защищено от повреждения и ухудшения состояния в ходе обращения, технического обслуживания и хранения.Кроме того, организация должна оценить и зарегистрировать правомочность предыдущих результатов измерения, если обнаружено, что оборудование не соответствует требованиям. Организация должна предпринять соответствующее действие в отношении такого оборудования и любой измеренной продукции.Записи результатов калибровки и поверки должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).Если при мониторинге и измерении установленных требований используют компьютерные программные средства, их способность удовлетворять предполагаемому применению предварительно должна быть подтверждена и повторно подтверждена по мере необходимости.Примечание - Подтверждение соответствия компьютерного программного обеспечения предполагаемому применению обычно предусматривает его верификацию и менеджмент конфигурации в целях поддержания его пригодности для использования.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
7.6.1 В организации строительной отрасли должен быть составлен и утвержден перечень всего используемого измерительного оборудования с указанием:
- наименования измерительного оборудования и его заводского номера;
- пределов измерений;
- класса и допускаемой погрешности;
- цены деления шкалы;
- даты поступления в эксплуатацию;
- межповерочного интервала (если измерительное оборудование подлежит поверке);
- результатов поверок или калибровок;
- даты очередной поверки или калибровки;
- сведений о ремонте измерительного оборудования;
- местонахождения измерительного оборудования.
7.6.2 Каждое измерительное оборудование должно быть снабжено идентификационным ярлыком с указанием статуса калибровки (дат последней и очередной калибровок). Измерительное оборудование, не подлежащее поверке и калибровке, должно быть помечено и отличаться от остального измерительного оборудования.
7.6.3 В организации должны быть установлены действия персонала в тех случаях, когда обнаружены неисправность или отклонение метрологических характеристик измерительного оборудования.
7.6.4 Используемое в организации строительной отрасли испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568.

8 Измерение, анализ и улучшение

8.1 Общие положения
Организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для:a) демонстрации соответствия требованиям к продукции;b) обеспечения соответствия системы менеджмента качества;c) постоянного повышения результативности системы менеджмента качества.Указанная деятельность должна включать в себя определение применимых методов, в том числе статистических, и область их использования.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
8.1 Организация строительной отрасли должна установить требования к регистрации, сбору, анализу и обобщению соответствующих данных, необходимых для улучшения работы организации.
8.2 Мониторинг и измерение
8.2.1 Удовлетворенность потребителей
Организация должна проводить мониторинг информации, касающийся восприятия потребителем выполнения организацией его требований, как одного из способов измерения работы системы менеджмента качества. Должны быть установлены методы получения и использования этой информации.Примечание - Мониторинг восприятия потребителями может включать в себя получение информации из таких источников, как исследования удовлетворенности потребителей, данные от потребителей о качестве поставленной продукции, исследования мнений пользователей, анализ оттока клиентов, благодарности, претензии по гарантийным обязательствам и отчеты распространителей.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
8.2.2 Внутренние аудиты (проверки)
Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы времени в целях установления того, что система менеджмента качества:a) соответствует запланированным мероприятиям (7.1), требованиям настоящего стандарта и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией;b) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.Программа аудитов (проверок) должна планироваться с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, область применения, частота и методы аудитов должны быть определены. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита. Аудиторы не должны проверять свою собственную работу.Должна быть установлена документированная процедура для определения ответственности и требований, связанных с планированием и проведением аудитов, ведением записей и составлением отчетов о результатах.Записи об аудитах и их результатах должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечить, чтобы все необходимые коррекции и корректирующие действия предпринимались без излишней отсрочки для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин. Последующие действия должны включать в себя верификацию принятых мер и отчет о результатах верификации (8.5.2).Примечание - См. ИСО 19011 для руководства.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
8.2.2.1 При разработке программы аудитов организация строительной отрасли должна определить периодичность аудитов каждого процесса в зависимости от:
- отнесения процесса к категории специальных;
- степени влияния результата процесса на качество конечной продукции;
- продолжительности процесса.