Действующий
4.8. Продолжительность сезона, в течение которого устраивают земляное полотно из глинистых грунтов боковых резервов, определяют с учетом длительности безморозного периода, скорости оттаивания грунтов, количества дней с осадками, приводящими к переувлажнению грунтов, и времени их просыхания.
где - длительность безморозного периода (между датами устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха через 0°С), сут;
- время, необходимое для оттаивания грунтов на глубину 10-15 см, когда можно начинать их разработку, сут;
- число дней с количеством осадков, приводящим к переувлажнению грунтов в слое 10-15 см: для супесей и суглинков легких - 5 мм/сут, суглинков тяжелых и глин - 8 мм/сут и более;
4.9. При прохождении трассы вблизи рек и крупных озер заготовку грунта для устройства земляного полотна можно вести способом гидромеханизации, если при этом не прогнозируется экологическое нарушение,
4.10. Водопропускные трубы сдедует строить с обеспечением непрерывности всего комплекса работ - от разработки котлована до засыпки труб грунтом в соответствии с графиком.
4.11. Если земляное полотно и дорожную одежду устраивают в точение одного календарного года, то разрыв по времени между окончанием земляных работ и началом устройства дорожной одежды устанавливает проектная организация в соответствии с
4.12. Дорожную одежду со сборным покрытием устраивают, как правило, поточным методом. В тех случаях, когда работы в один поток организовать невозможно, их следует разделить на два потока. Первый включает устройство основания и выравнивающего слоя, монтаж и посадку плит, второй - сварку стыковых соединений, омоноличивание стыков, заделку швов и укрепление обочин.
4.13. Для обеспечения работы АБЗ при пониженных положительных и отрицательных температурах воздуха утепляют сушильные и смесительные барабаны, трубопроводы; осуществляют парообогрев битумо-, водо-, топливопроводов и бачков для дозировки вяжущих; утепляют кабины операторов и транспортеры, подающие минеральные материалы.
4.14. Цемонтобетонные смеси при отрицательных температурах приготавливают на утепленных ЦБЗ. Утеплению подлежат емкости для воды, водо- и паропроводная сети, пневмоаппараты, краны, насосы, контрольные приборы и установки для приготовления растворов солей и ПАВ. Для подогрева материалов необходимо отапливать галереи с транспортерами для их подачи, а также бункерное, дозировочное и смесительное отделения завода.
Комплекты машин и механизмов для укладки и уплотнения цементобетонной смеси должны быть подготовлены для работы при отрицательных температурах.
Машины | Рекомендуемые марки машин | ||
в северном исполнении (температура воздуха минус 60°С) | с повышенной хладостойкостью основных узлов (температура воздуха минус 40°С) | повышенной проходимости | |
Экскаваторы (вместимость ковша, м3) | Э-652БХЛ (0,65), ЭО-5111ЕХЛ (1,0), Э-6112БХЛ (1,25), 3-2505СА-1 (2,5), Э-2505 (2,5) | Э-652Б (0,65), ЭО-4121 (1,0), Э-10011E (1,0), ЭО-5132 (1,6), Э-2503 (2,5) | Э-304В (0,4), Э-5015А (0,5), ТЭ-3М торфяной (0,5), МТП-71 торфяной (1,0) |
Бульдозеры на тракторе (мощность, кВт) | ДЗ-35С-Т-180Г (132), Д3-34С-ДЭТ-250М (184), Д3-59-Т-330 (243), Д3-27С-Т-130.1.Г-1 (118), Д3-110ХЛ-Т-130.1.1-1 (118) | Д3-54С-Т-100МЗГП (79), Д3-118-ДЭТ-250М (184) | ДЗ-18-Т-100МЗГП (79), ДЗ-18А-Т-100МЗГП (79) |
Бульдозеры-рыхлители на тракторе (мощность, кВт) | ДП-22С-Т-180КС2 (132), Д3-94С-Т-350 (243), Д3-116ХЛ-Т-130.1.Г-1 (118), Д3-117ХЛ-Т-180КС (132) | Д3-116А-Т-130.1.Г-1 (118), Д3-117-Т-130.1.Г-1 (118) | - |
Автогрейдеры (мощность, кВт) | ДЗ-31-1ХЛ (96) | Д3-98 (184), Д3-98-0-1 (184) | - |
Катки | Навесное оборудование на тракторе Т-130АС | ДУ-37Б полуприцепной к трактору Т-158 (15,5), полуприцепной к трактору Т-150К (15,0) | - |
4.15. Машины для выполнения земляных работ следует выбирать с учетом природно-климатических и мерзлотно-грунтовых условий, влияющих на их эксплуатационные показатели. Для земляных работ, кроме машин обычных модификаций, применяют механизмы в северном исполнении, с рабочими органами и ходовой частью повышенной хладостойкости, а также машины повышенной проходимости (табл. 21).
4.16. В тундровых и лесотундровых районах ввиду сложности, изменчивости мерзлотно-грунтовых условий и различных в связи с этим требований к срокам производства работ земляное полотно необходимо подготавливать к устройству дорожной одежды отдельными законченными участками.
4.17. На участках, где земляное полотно полностью стабилизировалось, дорожную одежду следует устраивать в одну стадию согласно проекту.
В случае необходимости пропуска транспорта до момента полной стабилизации земляного полотна допускается устраивать дорожную одежду в две стадии. На первой стадии укладывают дорожную одежду переходного типа с покрытием из необработанных гравийных, щебеночных или других материалов, в частности из отвального белитового шлама, либо при технико-экономическом обосновании из железобетонных плит без сварки и омоноличивания стыков. На второй стадии после завершения стабилизации земляного полотна его доводят до проектных отметок с уплотнением, устраивают основание и покрытие.
восстановление и закрепление трассы с учетом требований "Руководства по сооружению земляного полотна автомобильных дорог";
4.19. Сроки выполнения подготовительных работ назначают в зависимости от типа местности и принятого принципа проектирования земляного полотна.
На участках, где земляное полотно запроектировано по первому принципу, лес, кустарник, бугры пучения удаляют только в зимний период на ширину основания насыпи, при этом сохраняют снежные отложения толщиной до 20 см. Запрещается корчевать пни на просеке.
Не допускается устройство просеки "в задел". Мохорастительный покров в основании насыпи и в пределах охранной зоны, границы которой устанавливают при проектировании (ориентировочно до 100 м в обе стороны от оси трассы), должен быть сохранен.
4.20. На участках, где земляное полотно запроектировано по второму принципу, лес и кустарник удаляют в зимнее время, мохорастительный покров с поверхности резерва - сразу же после его оттаивания в весенний период.
Возможность использования грунтов боковых резервов определяется па основе прогноза их просыхания (см. обязательное приложение 12), который позволяет устанавливать сроки разработки резервов (на следующий год или текущим летом).
рис. 26. В пределах ширины насыпи понизу этот слой сохраняют в ненарушенном состоянии, не наезжая на него бульдозерами. На участках 1-го типа местности, где предусмотрено предпостроечное оттаивание грунтов основания, мохорастительный слой удаляют на всю ширину дорожной полосы бульдозером в поперечном направлении в обе стороны от оси дороги.
4.21. Разработку и перемещение мохорастительного слоя с полосы резервов выполняют по схеме, приведенной на 4.22. В качестве подъездных дорог к карьерам зимой используют обычные автозимники, а в летнее время - автозимники с продленными сроками эксплуатации или временные дороги с шириной насыпи 8 м и высотой не менее 0,6 м. Конструкции автозимников назначают в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
4.23. В районах со сплошным распространением мерзлоты мохорастительный покров или торф для теплоизолирующих слоев заготавливают зимой рыхлением или заблаговременно ранней весной путем послойной разработки его бульдозерами с перемещением в валы и призмы для просушивания. Территория, где намечена заготовка теплоизоляционного материала, должна быть удалена от оси дороги на расстояние, безопасное для сооружения по условиям его устойчивости: на участках 2-го типа местности - не менее чем на 50 м, 3-го типа - не менее чем на 100 м. Призмы теплоизоляционного материала должны быть уложены большей стороной по направлению преобладающих ветров.
4.24. Перед началом основных земляных работ обследуют район проложения трассы для выявления дополнительных карьеров грунтов и уточнения условий и технологических особенностей производства работ.