(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 84-89"Изыскания, проектирование и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Таблица 21
Машины
Рекомендуемые марки машин
в северном исполнении (температура воздуха минус 60°С)
с повышенной хладостойкостью основных узлов (температура воздуха минус
40°С)
повышенной проходимости
Экскаваторы (вместимость ковша, м3)Э-652БХЛ (0,65), ЭО-5111ЕХЛ (1,0), Э-6112БХЛ (1,25), 3-2505СА-1 (2,5), Э-2505 (2,5)Э-652Б (0,65), ЭО-4121 (1,0), Э-10011E (1,0), ЭО-5132 (1,6), Э-2503 (2,5)Э-304В (0,4), Э-5015А (0,5), ТЭ-3М торфяной (0,5), МТП-71 торфяной (1,0)
Бульдозеры на тракторе (мощность, кВт)ДЗ-35С-Т-180Г (132), Д3-34С-ДЭТ-250М (184), Д3-59-Т-330 (243), Д3-27С-Т-130.1.Г-1 (118), Д3-110ХЛ-Т-130.1.1-1 (118)Д3-54С-Т-100МЗГП (79), Д3-118-ДЭТ-250М (184)ДЗ-18-Т-100МЗГП (79), ДЗ-18А-Т-100МЗГП (79)
Бульдозеры-рыхлители на тракторе (мощность, кВт)ДП-22С-Т-180КС2 (132), Д3-94С-Т-350 (243), Д3-116ХЛ-Т-130.1.Г-1 (118), Д3-117ХЛ-Т-180КС (132)Д3-116А-Т-130.1.Г-1 (118), Д3-117-Т-130.1.Г-1 (118)
-
Автогрейдеры (мощность, кВт)ДЗ-31-1ХЛ (96)Д3-98 (184), Д3-98-0-1 (184)
-
КаткиНавесное оборудование на тракторе Т-130АСДУ-37Б полуприцепной к трактору Т-158 (15,5), полуприцепной к трактору Т-150К (15,0)
-
4.15. Машины для выполнения земляных работ следует выбирать с учетом природно-климатических и мерзлотно-грунтовых условий, влияющих на их эксплуатационные показатели. Для земляных работ, кроме машин обычных модификаций, применяют механизмы в северном исполнении, с рабочими органами и ходовой частью повышенной хладостойкости, а также машины повышенной проходимости (табл. 21).
4.16. В тундровых и лесотундровых районах ввиду сложности, изменчивости мерзлотно-грунтовых условий и различных в связи с этим требований к срокам производства работ земляное полотно необходимо подготавливать к устройству дорожной одежды отдельными законченными участками.
4.17. На участках, где земляное полотно полностью стабилизировалось, дорожную одежду следует устраивать в одну стадию согласно проекту.
В случае необходимости пропуска транспорта до момента полной стабилизации земляного полотна допускается устраивать дорожную одежду в две стадии. На первой стадии укладывают дорожную одежду переходного типа с покрытием из необработанных гравийных, щебеночных или других материалов, в частности из отвального белитового шлама, либо при технико-экономическом обосновании из железобетонных плит без сварки и омоноличивания стыков. На второй стадии после завершения стабилизации земляного полотна его доводят до проектных отметок с уплотнением, устраивают основание и покрытие.

Подготовительные работы

4.18. В состав подготовительных работ входит:
создание заказчиком геодезической разбивочной основы;
восстановление и закрепление трассы с учетом требований "Руководства по сооружению земляного полотна автомобильных дорог";
расчистка дорожкой полосы и карьеров от леса, кустарника, снега;
удаление мохорастительного покрова с полосы резервов и карьеров;
устройство нагорных и осушительных канав;
строительство подъездных дорог к карьерам;
заготовка мохорастительного покрова и торфа для теплоизолирующих слоев.
4.19. Сроки выполнения подготовительных работ назначают в зависимости от типа местности и принятого принципа проектирования земляного полотна.
На участках, где земляное полотно запроектировано по первому принципу, лес, кустарник, бугры пучения удаляют только в зимний период на ширину основания насыпи, при этом сохраняют снежные отложения толщиной до 20 см. Запрещается корчевать пни на просеке.
Не допускается устройство просеки "в задел". Мохорастительный покров в основании насыпи и в пределах охранной зоны, границы которой устанавливают при проектировании (ориентировочно до 100 м в обе стороны от оси трассы), должен быть сохранен.
Проезд дорожных машин и технологического транспорта по просеке разрешается только в зимний период.
4.20. На участках, где земляное полотно запроектировано по второму принципу, лес и кустарник удаляют в зимнее время, мохорастительный покров с поверхности резерва - сразу же после его оттаивания в весенний период.
Возможность использования грунтов боковых резервов определяется па основе прогноза их просыхания (см. обязательное приложение 12), который позволяет устанавливать сроки разработки резервов (на следующий год или текущим летом).
4.21. Разработку и перемещение мохорастительного слоя с полосы резервов выполняют по схеме, приведенной на рис. 26. В пределах ширины насыпи понизу этот слой сохраняют в ненарушенном состоянии, не наезжая на него бульдозерами. На участках 1-го типа местности, где предусмотрено предпостроечное оттаивание грунтов основания, мохорастительный слой удаляют на всю ширину дорожной полосы бульдозером в поперечном направлении в обе стороны от оси дороги.
4.22. В качестве подъездных дорог к карьерам зимой используют обычные автозимники, а в летнее время - автозимники с продленными сроками эксплуатации или временные дороги с шириной насыпи 8 м и высотой не менее 0,6 м. Конструкции автозимников назначают в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
4.23. В районах со сплошным распространением мерзлоты мохорастительный покров или торф для теплоизолирующих слоев заготавливают зимой рыхлением или заблаговременно ранней весной путем послойной разработки его бульдозерами с перемещением в валы и призмы для просушивания. Территория, где намечена заготовка теплоизоляционного материала, должна быть удалена от оси дороги на расстояние, безопасное для сооружения по условиям его устойчивости: на участках 2-го типа местности - не менее чем на 50 м, 3-го типа - не менее чем на 100 м. Призмы теплоизоляционного материала должны быть уложены большей стороной по направлению преобладающих ветров.
4.24. Перед началом основных земляных работ обследуют район проложения трассы для выявления дополнительных карьеров грунтов и уточнения условий и технологических особенностей производства работ.
При обследовании определяют:
места укладки снега, удаляемого с поверхности резервов и карьеров;
состояние водоотводных канав;
влажность грунтов в резервах и при необходимости в карьерах.
1762 × 1404 пикс.     Открыть в новом окне
4.25. На основе данных, полученных в результате обследования, в проекте производства работ уточняют:
сроки и порядок удаления снега с поверхности резервов и карьеров;
объем работ по восстановлению водоотводных канав;
способы и сроки разработки резервов и карьеров на различных участках в зависимости от влажности грунтов.

Земляное полотно из крупнообломочных и песчаных грунтов

4.26. Насыпь, проектируемую по первому принципу, следует возводить в зимнее время после промерзания грунта основания на глубину не менее 0,3 м. Нижние слои отсыпают на высоту до 0,5 м способом "от себя", а последующие - продольным. Насыпь следует сооружать на полную высоту в одну или две стадии: часть отсыпают зимой на промерзшее основание (первая) и затем доводят до проектной отметки летом (вторая).
Сроки второй стадии определяют исходя из условия сохранения грунта под насыпью в мерзлом состоянии. Эти сроки устанавливаются теплотехническим расчетом и соответствуют времени, необходимому для оттаивания слоя насыпи, отсыпанного на первой стадии. Ориентировочно их можно определить по рис. 27. Отряды машин должны быть укомплектованы исходя из объемов работ на второй стадии и ограниченных сроков их выполнения.
4.27. Насыпь, проектируемая по второму принципу, должна быть отсыпана до проектных отметок к сроку, когда оттаивание грунтов основания достигнет расчетной глубины. Работы выполняют в зимний или весенне-летний период либо стадийно.
1433 × 463 пикс.     Открыть в новом окне
4.28. При использовании для возведения насыпи сухо- и твердомерзлых грунтов на второй стадии предусматривают дополнительное уплотнение нижней части насыпи в теплый период вибрационными катками. В районах с островным распространением мерзлоты при отсыпке насыпей в зимний период талыми грунтами время от их разработки до окончания уплотнения не должно превышать: при температуре воздуха до минус 10°С - 1,5 ч, минус 10-20°С - 1 ч, минус 20-30°С - 0,5 ч.
4.29. Насыпь из крупнообломочных или песчаных грунтов (см. рис. 3, 4, 6, 8) возводят послойно на полную высоту с их разравниванием и уплотнением. Теплоизолирующую призму на откосах наращивают по мере отсыпки слоев насыпи. Торф для теплоизоляции доставляют транспортными средствами и перемещают на откосы бульдозерами или автогрейдерами. В аналогичном порядке возводят насыпи на торфяных грунтах (см. рис. 14), соблюдая требования п. 4.27.
4.30. Насыпь па косогоре (см. рис. 12) возводят с соблюдением следующих правил:
первый слой отсыпают способом "от себя" с одновременным устройством дренажной присыпки и разравниванием грунта бульдозером;
присыпку из мохоторфяного грунта наращивают послойно с одновременной отсыпкой и разравниванием грунта в насыпи и мохоторфяного грунта в присыпке,

Земляное полотно из глинистых грунтов

4.31. Для разработки глинистых грунтов и перемещения их в насыпь применяют бульдозеры, скреперы, экскаваторы с транспортными средствами. Разработку грунтов в резервах и перемещение их в насыпь (см. рис. 13) осуществляют при допустимой влажности, указанной в табл. 7. Переувлажненные грунты предварительно просушивают (см. обязательное приложение 12).
4.32. В зависимости от влажности грунты в peзервах разрабатывают:
при верхнем пределе допустимой влажности - в весенний период слоями толщиной 15-20 см по мере их оттаивания;
при влажности от верхнего до нижнего пределов - в летний период слоями по мере их просыхания.
При производстве работ необходимо рационально сочетать указанные способы, обеспечивая первоочередное возведение земляного полотна на участках с более высокой влажностью.