(Действующий) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51248-99"Пути наземные рельсовые...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Подземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформации и разрушения.
4.2.2 Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003;
поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008-0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;
земляное полотно, сложенное из дренирующего грунта, допускается выполнять горизонтальным.
4.2.3 Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пределах 1,55-1,75 , коэффициент уплотнения насыпного грунта земляного полотна - не менее 0,95. Способы уплотнения грунта и методы контроля за его плотностью определяются проектом.
4.2.4 Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство.
4.2.5 Устройство земляного полотна в зимний период должно осуществляться по отдельным требованиям к проекту кранового пути с учетом специфики климатических зон.
При устойчивой отрицательной температуре окружающего воздуха во время нахождения крана на объекте допускается укладывать балластный слой без предварительного уплотнения грунтового основания.
4.3 К верхнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:
4.3.1 Верхнее строение рельсового пути может возводиться как из отдельных элементов, так и с использованием инвентарных секций.
В качестве подрельсовых опорных элементов могут применяться деревянные полушпалы, брусья или железобетонные балки.
4.3.2 Толщина балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.
Ориентировочная толщина балласта (для составления технико-экономического обоснования проекта) приведена в таблице 1.
4.3.3 При устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует располагать между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами - над их стыками.
4.3.4 Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяжки (должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).
4.3.5 Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм.
4.3.6 Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону.
4.3.7 При применении железобетонных подрельсовых опорных элементов (балки, плиты, шпалы) между рельсами и поверхностями этих опорных элементов должны устанавливаться прокладки соответствующей упругости.
4.3.8 Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их устройстве приведены в таблице 2.
4.4 Расстояния выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должны соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14 и ГОСТ 12.3.009.
4.5 К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования:
4.5.1 На концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.
Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным.
Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке - не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м.
Таблица 1
В миллиметрах
┌──────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Нагрузка от │ Ориентировочная толщина балласта h_б │
│ колеса на ├────────────────────────────┬───────────────────────────┬──────────────────────────┤
│ рельс, кН │ щебеночного под │ песчаного под │ щебеночного под │
│ │ железобетонными балками │ железобетонными балками │ деревянными полупшалами │
│ ├──────────────┬─────────────┼─────────────┬─────────────┼─────────────┬────────────┤
│ │ при земляном │при земляном │при земляном │при земляном │при земляном │при земляном│
│ │ полотне из │ полотне из │ полотне из │ полотне из │ полотне из │ полотне из │
│ │ глинистого, │ песчаного │ глинистого, │ песчаного │ глинистого, │ песчаного │
│ │ суглинистого │ грунта и │суглинистого │ грунта и │суглинистого │ грунта и │
│ │ или │рельсах типов│ или │рельсах типов│ или │ рельсах │
│ │ супесчаного │ │ супесчаного │ │ супесчаного │ типов │
│ │ грунта и │ │ грунта и │ │ грунта и │ │
│ │рельсах типов │ │рельсах типов│ │рельсах типов│ │
├──────────────┼──────┬───────┼──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬──────┼─────┬──────┤
│ │ Р 50 │ Р 65 │ Р 50 │ Р 65 │ Р 50 │ Р 65 │ Р 50 │ Р 65 │ Р 50 │ Р 65 │Р 50 │ Р 65 │
├──────────────┼──────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤
│До 200 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 270 │ 230 │ 100 │ 100 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│От 200 до 225 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 320 │ 280 │ 100 │ 100 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ " 225 " │ 140 │ 120 │ 100 │ 100 │ 150 │ 130 │ 100 │ 100 │ 370 │ 330 │ 100 │ 100 │
│250 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ " 250 " │ 210 │ 190 │ 100 │ 100 │ 220 │ 200 │ 100 │ 100 │ 420 │ 380 │ 100 │ 100 │
│275 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ " 275 " │ 300 │ 280 │ 130 │ 110 │ 350 │ 330 │ 130 │ 110 │ - │ - │ - │ - │
│300 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ " 300 " │ 430 │ 360 │ 150 │ 130 │ 530 │ 520 │ 210 │ 190 │ - │ - │ - │ - │
│325 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┴──────┴───────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┤
│ Примечания │
│ 1. При нагрузке на колесо более 275 кН рекомендуется применять железобетонные опорные │
│подрельсовые элементы. │
│ 2. Расстояние между осями полушпал следует принимать 500 мм с допускаемыми отклонениями +-50 │
│мм. │
│ 3. В качестве щебеночного балласта следует применять щебень из естественного камня фракции│
│25-60 мм, гравий и гравийно-песчаную смесь фракции 3-60 мм (гравий) и 0,63-3 мм (песок) по│
│массе не более 20%. │
│ 4. Для изготовления подкрановых рельсовых путей должны применяться новые или старогодние рельсы│
│I и II групп годности. │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Таблица 2
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Параметры │Предельная величина отклонения при │
│ ├─────────────────┬─────────────────┤
│ │ устройстве │ эксплуатации │
├───────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│Продольный и поперечный уклоны│ Не более 0,004 │ Не более 0,01 │
│рельсового пути* │ │ │
├───────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│Колея рельсового пути │ +-10 мм от │ +-15 мм от │
│ │ номинального │ номинального │
│ │ размера │ размера │
├───────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│Прямолинейность рельсового пути на│ │ │
│участке длиной 10 м для кранов: │ │ │
│с жесткими ходовыми рамами │ Не более 15 мм │ Не более 20 мм │
│с балансирными тележками │ Не более 20 мм │ Не более 25 мм │
├───────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│Упругая просадка рельсового пути│ │ │
│при максимальной нагрузке на колесо│ │ │
│крана и конструкции верхнего│ │ │
│строения: │ │ │
│из деревянных полушпалах │ Не более 7 мм │ Не более 7 мм │
│на железобетонных балках │ Не более 5 мм │ Не более 5 мм │
├───────────────────────────────────┴─────────────────┴─────────────────┤
│ * На участке пути, равном по длине двум базам крана (2 В),│
│поперечные знакопеременные уклоны в указанных значениях не допускаются.│
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.5.2 Ограничители передвижения должны быть установлены таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии не менее тормозного пути до тупикового упора.
4.5.3 Устройство заземления пути необходимо выполнять в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
4.5.4 Знаки безопасности выставляют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.
Ограждение рельсового пути следует выполнять по ГОСТ 23407. На рельсовом пути участок стоянки крана в нерабочем состоянии должен быть обозначен табличкой "Место стоянки крана".
4.5.5 Ограничители передвижения и тупиковые упоры должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.
Металлические детали должны быть предохранены от коррозии.
4.6 Кроме общих требований к устройству рельсовых путей, изложенных в 4.3 и 4.5, следует руководствоваться также условиями на укладку рельсового пути, которые должны содержаться в паспорте крана, соответствующем требованиям международного стандарта ИСО 4310.
4.7 Рельсовый путь перед сдачей-приемкой подлежит обкатке. Обкатка пути производится не менее 10 раз краном без груза и не менее 5 раз с максимальным рабочим грузом. Просадка пути и выявленные дефекты устраняются.
4.8 Готовность рельсового пути к эксплуатации подтверждается актом сдачи-приемки пути по форме в соответствии с приложением 8 ПБ 10-14 или актом комплексного обследования крановых путей (5.3).
4.9 Разрешение на эксплуатацию рельсового пути выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, назначенным согласно требованиям ст. 7.4.2 ПБ 10-14, на основании акта сдачи-приемки или акта комплексного обследования крановых путей.

5. Требования к эксплуатации

5.1 Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту.
5.2 Проверка состояния рельсового пути включает:
ежесменный осмотр;
плановую или внеочередную проверку.
5.2.1 Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется машинистом крана в объеме, предусмотренном производственной инструкцией.
В случае обнаружения неисправностей в известность ставится лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин.
5.2.2 Плановая проверка состояния рельсового пути проводится после каждых 24 смен работы крана и осуществляется под руководством инженерно-технического работника, ответственного по ст. 7.4.5 ПБ 10-14.
Плановая проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям настоящего стандарта, проектной и конструкторской документации, и подтверждает, что состояние верхнего строения и путевого оборудования обеспечивают безопасную работу крана.
Результаты плановых проверок заносятся в вахтенный журнал крановщика.
Внеочередную проверку рельсовых путей проводят после особо неблагоприятных эксплуатационных условий (ливни, продолжительные оттепели и т.д.), отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя, а также при замечаниях машиниста крана.