(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58806-2020 (ИСО 18770:2005) "Суда и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- внутренних трубопроводов газотурбинных модулей, корпусов редукторов или трубопроводов, защищенных перегородками, настилами или фундаментами;
- соединяющих фитингов, состоящих из трех деталей с резьбой.
3.3.2 Существуют различные типы брызгозащитных кожухов. Пример брызгозащитного кожуха, полностью закрывающего фланцевое соединение, приведен на рисунке В.1 (приложение В). Кожух полностью окружает фланец и имеет размер, достаточный для образования соединения внахлест, длина которого равна четверти длины окружности фланца. Кожух туго стягивается проволокой. Соединение внахлест следует располагать с противоположной стороны от возможных источников возгорания.
3.3.3 Брызгозащитные кожухи следует регулярно проверять на целостность. Кожухи, снятые для ремонта, должны быть установлены на место сразу после его завершения. Если на кожухе присутствуют следы нефтепродуктов, то это свидетельствует о наличии протечки. Такие кожухи должны быть незамедлительно заменены, а источник протечки должен быть устранен.

3.4 Защищенные топливные трубопроводы высокого давления

3.4.1 Топливные трубопроводы высокого давления, расположенные между топливным насосом и форсункой, должны быть защищены системой трубопроводов, заключенных в брызгозащитный кожух, способной удерживать топливо высокого давления при протечках. Данная неразъемная конструкция состоит из внешнего трубопровода, в который помещен трубопровод высокого давления. Систему внешнего трубопровода следует оснащать средствами для сбора протечек топлива, а также средствами аварийной сигнализации, оповещающими о повреждении трубопровода.
3.4.2 Применяют две системы, отвечающие установленному выше требованию, - жесткий закрытый трубопровод и гибкий закрытый трубопровод. В обоих случаях внешний трубопровод должен полностью закрывать топливный трубопровод и в процессе эксплуатации препятствовать проникновению брызг топлива из поврежденной трубы. Кроме того, в случае разрушения внутреннего топливного трубопровода внешний трубопровод должен иметь средства сбора протечек для предотвращения избыточного роста давления и последующего разрыва трубы. Пригодность таких систем должна быть подтверждена путем испытания, проведения соответствующего анализа конструкции или утверждения классификационным обществом. Средства дренажа должны предотвращать загрязнение смазочного масла жидким топливом.
3.4.3 Для поддержания системы защищенных трубопроводов в рабочем состоянии следует проводить дополнительное техническое обслуживание или периодические осмотры. Системы защищенных трубопроводов следует регулярно осматривать, а дренажные устройства, отсоединенные для проведения технического обслуживания, следует устанавливать на прежнее место. Результаты осмотра и технического обслуживания этих систем следует вносить в технический журнал или в журнал учета ремонтных работ.

3.5 Сильфонные компенсаторы

3.5.1 В настоящем подразделе рассматриваются металлические компенсаторы, используемые в системах с нефтепродуктами. Для обеспечения необходимой гибкости соединений системы трубопроводов в большинстве случаев следует использовать сильфонные компенсаторы. Применение неметаллических компенсаторов должно быть ограничено. К гибким соединениям следует предъявлять требования 3.2, в частности, испытания на огнестойкость.
3.5.2 Сильфонные компенсаторы, предназначенные для герметичного соединения в условиях осевых и поперечных относительных смещений, не следует применять для компенсации несоосности трубопроводов. При проектировании следует учитывать требования технических условий на сильфонные компенсаторы или результаты испытаний компенсаторов аналогичной конструкции, аналогичного типа, размера и условий применения. Необходимо учитывать тепловое расширение и сжатие, а также воздействие вибрации. Если существует вероятность внешних механических повреждений, то сильфонные компенсаторы должны быть защищены. Каждый сильфонный компенсатор должен иметь сертификат соответствия продукции на испытание гидростатическим давлением. На каждом компенсаторе в соответствии с техническим регламентом [6] должна быть нанесена следующая маркировка:
- наименование изделия;
- наименование и адрес изготовителя или товарный знак предприятия-изготовителя;
- обозначение серии или типа;
- серийный номер;
- дата изготовления;
- информация об оценке соответствия.
3.5.3 Сильфонные компенсаторы следует устанавливать в соответствии с инструкциями изготовителя и проверять в рабочих условиях, а также регулярно осматривать и заменять в случае непригодности.

3.6 Фильтры тонкой и грубой очистки

3.6.1 Фильтры тонкой и грубой очистки в системах с нефтепродуктами должны иметь металлические корпуса, температура плавления которых превышает 930 °С. Неметаллические материалы, используемые для изготовления корпуса фильтра, должны быть испытаны на огнестойкость *.
──────────────────────────────
* См. [5].
──────────────────────────────
3.6.2 Все детали фильтров, находящиеся под давлением, должны быть пригодны для работы при максимальной рабочей температуре и максимальном рабочем давлении.
3.6.3 Конструкция фильтров должна обеспечивать легкость их очистки и предотвращать протечку. Фильтры, подлежащие очистке в процессе эксплуатации, следует оснастить средствами сброса давления для их безопасного открытия.
3.6.4 Фильтры тонкой и грубой очистки следует устанавливать на безопасном расстоянии (не менее 600 мм) от горячих поверхностей и других источников возгорания в соответствии с правилами ([4], часть VIII, пункт 4.2) и ([7], часть IV, пункт 1.9.3). Их не следует размещать в местах, где в случае протечки нефтепродукты могут попадать на маховик или другие вращающиеся части механизмов и при этом разбрызгиваться.
Под фильтрами в местах возможной протечки нефтепродуктов должны быть установлены поддоны. При вскрытии фильтра для очистки следует:
- осматривать фильтр, при необходимости заменять прокладки крышки и заново опечатывать фильтр;
- проверять гайки, болты, винты и шпильки, связанные с крышкой фильтра, и, в случае обнаружения признаков износа, повреждения резьбы или деформации шестигранных головок, заменять их на новые.
Перед тем как возвращать систему с нефтепродуктами в работу, следует проверить посадку и затяжку крышки фильтра.
Вентиляционные и сливные пробки следует заменять при обнаружении признаков их износа или засорения системы в целом. Вентиляционные пробки не следует заменять клапанами или заглушками. До введения фильтра в эксплуатацию дренажные трубки следует заглушать или эффективно герметизировать, что позволит предотвратить протечку нефтепродуктов при возвращении фильтра в работу.

3.7 Тепловая изоляция

3.7.1 Нагревающиеся свыше 220 °С поверхности, которые могут быть затронуты в результате протечки нефтепродуктов из содержащих их систем, должны быть надлежащим образом изолированы. Тепловая изоляция горячих поверхностей снижает риск возгорания. Изолирующий материал должен быть негорючим и стойким к воздействию нефтепродуктов. В противном случае тепловую изоляцию необходимо закрыть металлическим кожухом.
3.7.2 При монтаже тепловой изоляции необходимо следовать инструкциям производителя. Тепловая изоляция должна быть, по возможности, бесшовной или иметь небольшое число секций, легко снимаемых для обслуживания. Для гарантии качества и правильности установки тепловой изоляции следует проводить регулярные проверки, особенно после осмотра и ремонта.

4 Требования к другим механическим компонентам систем машинных помещений

4.1 Измерительные приборы

4.1.1 Приборы, измеряющие давление, температуру и уровень масла, могут служить причиной пожара на судах. Манометры и другие аналогичные приборы в системах с нефтепродуктами следует оснащать отсечными клапанами в месте измерения давления. Число мест измерения давления должно быть минимальным, длина участка измерительной трубы должна быть максимально короткой. В системах с нефтепродуктами необходимо использовать трубы в соответствии с правилами ([7], часть IV, таблица 10.2.13). Измерительные трубы следует закреплять должным образом для предотвращения повреждений в результате вибрации. Измерительные трубы следует оснащать петлевым компенсатором температурного расширения и средствами противодействия вибрации и импульсам давления. Термометры, используемые в системах с нефтепродуктами, следует устанавливать в закрепленных карманах или в термоизмерительных колодцах.
Указатели уровня топлива или масла должны иметь конструкцию, утвержденную для использования по назначению. Установка указателей уровня, требующих проникновения под верхнюю часть резервуара, запрещается на пассажирских судах и не рекомендуется на грузовых судах. Несмотря на это, измерительные приборы, защищенные термостойкими плоскими стеклами достаточной толщины и самозакрывающимися фитингами, следует устанавливать в топливных танках грузовых судов. Использование для контроля стекол круглой формы запрещается.
4.1.2 Измерительные трубы особенно чувствительны к деформационному затвердеванию. Все измерительные трубы и фитинги следует регулярно осматривать и поддерживать в рабочем состоянии.

4.2 Соединительные муфты, компенсаторы, кронштейны и опоры

4.2.1 Существует множество соединительных муфт и компенсаторов разного типа, часть из которых не подходит для систем с нефтепродуктами. Следует использовать фланцевые соединения, соответствующие общепризнанным стандартам. Фитинги, уплотняемые вручную, и другие типы соединителей следует утверждать для использования классификационным обществом. Количество соединений должно быть минимальным.
4.2.2 Трубопроводы систем с нефтепродуктами следует крепить соответствующим образом. Опоры или кронштейны не следует использовать для точного совмещения труб. Кронштейны и опоры, которые были удалены для технического обслуживания, впоследствии должны быть установлены на место. Незакрепленные кронштейны или опоры могут стать причиной фреттинг-коррозии и критического повреждения трубопроводов. Кронштейны и опоры следует покрывать материалом, препятствующим фреттинг-коррозии, а крепление - регулярно проверять.

5 Риски при эксплуатации и техобслуживании систем машинных помещений

5.1 Общие положения

Исследования аварий при пожаре, анализ статистики аварий и технические исследования установили, что протечка из систем с нефтепродуктами часто происходит из-за износа, неправильной установки или использования неподходящих компонентов.
Основными причинами повреждений компонентов систем с нефтепродуктами являются:
- частый частичный демонтажи повторная сборка системы при техобслуживании;
- воздействие высокочастотных кратковременных импульсов давления, создаваемых при работе топливных насосов высокого давления и передаваемых обратно в трубопроводы подачи и слива нефтепродуктов;
- вибрация.

5.2 Импульсы высокого давления в системах подачи и слива жидкого топлива