(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58806-2020 (ИСО 18770:2005) "Суда и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.6.4 Фильтры тонкой и грубой очистки следует устанавливать на безопасном расстоянии (не менее 600 мм) от горячих поверхностей и других источников возгорания в соответствии с правилами ([4], часть VIII, пункт 4.2) и ([7], часть IV, пункт 1.9.3). Их не следует размещать в местах, где в случае протечки нефтепродукты могут попадать на маховик или другие вращающиеся части механизмов и при этом разбрызгиваться.
Под фильтрами в местах возможной протечки нефтепродуктов должны быть установлены поддоны. При вскрытии фильтра для очистки следует:
- осматривать фильтр, при необходимости заменять прокладки крышки и заново опечатывать фильтр;
- проверять гайки, болты, винты и шпильки, связанные с крышкой фильтра, и, в случае обнаружения признаков износа, повреждения резьбы или деформации шестигранных головок, заменять их на новые.
Перед тем как возвращать систему с нефтепродуктами в работу, следует проверить посадку и затяжку крышки фильтра.
Вентиляционные и сливные пробки следует заменять при обнаружении признаков их износа или засорения системы в целом. Вентиляционные пробки не следует заменять клапанами или заглушками. До введения фильтра в эксплуатацию дренажные трубки следует заглушать или эффективно герметизировать, что позволит предотвратить протечку нефтепродуктов при возвращении фильтра в работу.

3.7 Тепловая изоляция

3.7.1 Нагревающиеся свыше 220 °С поверхности, которые могут быть затронуты в результате протечки нефтепродуктов из содержащих их систем, должны быть надлежащим образом изолированы. Тепловая изоляция горячих поверхностей снижает риск возгорания. Изолирующий материал должен быть негорючим и стойким к воздействию нефтепродуктов. В противном случае тепловую изоляцию необходимо закрыть металлическим кожухом.
3.7.2 При монтаже тепловой изоляции необходимо следовать инструкциям производителя. Тепловая изоляция должна быть, по возможности, бесшовной или иметь небольшое число секций, легко снимаемых для обслуживания. Для гарантии качества и правильности установки тепловой изоляции следует проводить регулярные проверки, особенно после осмотра и ремонта.

4 Требования к другим механическим компонентам систем машинных помещений

4.1 Измерительные приборы

4.1.1 Приборы, измеряющие давление, температуру и уровень масла, могут служить причиной пожара на судах. Манометры и другие аналогичные приборы в системах с нефтепродуктами следует оснащать отсечными клапанами в месте измерения давления. Число мест измерения давления должно быть минимальным, длина участка измерительной трубы должна быть максимально короткой. В системах с нефтепродуктами необходимо использовать трубы в соответствии с правилами ([7], часть IV, таблица 10.2.13). Измерительные трубы следует закреплять должным образом для предотвращения повреждений в результате вибрации. Измерительные трубы следует оснащать петлевым компенсатором температурного расширения и средствами противодействия вибрации и импульсам давления. Термометры, используемые в системах с нефтепродуктами, следует устанавливать в закрепленных карманах или в термоизмерительных колодцах.
Указатели уровня топлива или масла должны иметь конструкцию, утвержденную для использования по назначению. Установка указателей уровня, требующих проникновения под верхнюю часть резервуара, запрещается на пассажирских судах и не рекомендуется на грузовых судах. Несмотря на это, измерительные приборы, защищенные термостойкими плоскими стеклами достаточной толщины и самозакрывающимися фитингами, следует устанавливать в топливных танках грузовых судов. Использование для контроля стекол круглой формы запрещается.
4.1.2 Измерительные трубы особенно чувствительны к деформационному затвердеванию. Все измерительные трубы и фитинги следует регулярно осматривать и поддерживать в рабочем состоянии.

4.2 Соединительные муфты, компенсаторы, кронштейны и опоры

4.2.1 Существует множество соединительных муфт и компенсаторов разного типа, часть из которых не подходит для систем с нефтепродуктами. Следует использовать фланцевые соединения, соответствующие общепризнанным стандартам. Фитинги, уплотняемые вручную, и другие типы соединителей следует утверждать для использования классификационным обществом. Количество соединений должно быть минимальным.
4.2.2 Трубопроводы систем с нефтепродуктами следует крепить соответствующим образом. Опоры или кронштейны не следует использовать для точного совмещения труб. Кронштейны и опоры, которые были удалены для технического обслуживания, впоследствии должны быть установлены на место. Незакрепленные кронштейны или опоры могут стать причиной фреттинг-коррозии и критического повреждения трубопроводов. Кронштейны и опоры следует покрывать материалом, препятствующим фреттинг-коррозии, а крепление - регулярно проверять.

5 Риски при эксплуатации и техобслуживании систем машинных помещений

5.1 Общие положения

Исследования аварий при пожаре, анализ статистики аварий и технические исследования установили, что протечка из систем с нефтепродуктами часто происходит из-за износа, неправильной установки или использования неподходящих компонентов.
Основными причинами повреждений компонентов систем с нефтепродуктами являются:
- частый частичный демонтажи повторная сборка системы при техобслуживании;
- воздействие высокочастотных кратковременных импульсов давления, создаваемых при работе топливных насосов высокого давления и передаваемых обратно в трубопроводы подачи и слива нефтепродуктов;
- вибрация.

5.2 Импульсы высокого давления в системах подачи и слива жидкого топлива

5.2.1 Наиболее распространенные топливные насосы высокого давления (моноблочные или "плунжерные" топливные насосы) включают в себя плунжер, перемещающийся вверх и вниз в цилиндре, имеющий отверстия для впуска и выпуска топлива. Насос обеспечивает подачу переменного потока топлива, необходимого для работы в условиях переменной нагрузки, путем регулирования хода плунжера. В месте, определяемом требованием к топливу двигателя, плунжер открывает отверстия и внутреннее давление, равное 80-150 МПа (800-1500 бар), сбрасывается обратно в трубопроводы подачи топлива и слива.
5.2.2 При работе инжекторного насоса топлива создается высокое давление, после чего давление снижается. Как результат, между последовательными инжекторными насосами во время запуска двигателя создается максимальная разность давлений. Разница давлений ускоряет напор в системе трубопроводов и при срабатывании редукционного клапана циркуляционного насоса может приводить к кавитации и образованию отраженных волн давления. Кавитационные взрывы происходят быстро и могут создавать кратковременные импульсы давления, превышающие 10 МПа (100 бар).
5.2.3 Значение импульсов давления в топливной системе типичного среднеоборотного двигателя является максимальным при нагрузке двигателя, равной 40 % - 60 %, и достигает 6-8 МПа (60-80 бар). Импульсы в восемь раз превышают номинальное давление в топливной системе. Высокооборотные двигатели, например устанавливаемые на высокоскоростных плавучих средствах, создают более высокое давление впрыска, и, вероятно, в топливной системе будут создаваться импульсы более высокого давления.
5.2.4 Импульсы высокого давления приводят к вибрации и усталости и являются причиной большинства повреждений оборудования, например термостатов, прессостатов и механических демпферов. Повреждение топливных систем и их компонентов неизбежно приводит к усталости и образованию трещин под действием растягивающего напряжения.
5.2.5 Топливные насосы высокого давления часто оснащаются пробками протекторной защиты, действующими как разрушаемые защитные элементы и предотвращающими эрозию корпуса насоса в местах, где присутствует кавитация. Эти пробки следует проверять во время ремонта топливных насосов и, при необходимости, заменять. Защитные пробки следует регулярно осматривать в процессе эксплуатации с целью выявления признаков протечки и ослабления.

5.3 Проектирование топливных систем

5.3.1 При проектировании топливной системы следует учитывать импульсы высокого давления, создаваемые топливными насосами высокого давления. Изготовителю двигателя, изготовителю топливной системы и монтажнику трубопроводов и др. следует консультировать друг друга в отношении параметров системы, включая такой параметр, как созданное максимальное давление. Изготовителям двигателей следует знать потенциальные риски, связанные с пульсацией высокого давления в топливной системе, и следует ограничить значения импульсов на выходных топливных распределителях двигателей до 1,6 МПа (16 бар).
5.3.2 Для снижения риска протечки топлива при проектировании должны быть рассмотрены альтернативные подходы, приведенные ниже:
- топливные системы должны быть спроектированы так, чтобы они выдерживали создаваемые импульсы давления. Системы трубопроводов следует проектировать и устанавливать в соответствии с требованиями классификационного общества;
- в топливных системах должны быть установлены устройства, снижающие давление;
- при проектировании должны быть учтены технические данные насосов впрыска, спроектированных для исключения или ослабления импульсов высокого давления.
5.3.3 Трубопровод между топливной цистерной и двигателем состоит из нескольких частей, поставляемых разными поставщиками. Тот факт, что разные поставщики не учитывают давления, которое может создаваться на их оборудовании другими компонентами системы, часто служит причиной повреждения системы. Поэтому рекомендуется, чтобы одно конкретное лицо несло ответственность за координацию технических требований проекта и установку всех компонентов топливной системы с тем, чтобы они учитывали импульсы высокого давления. Координатору следует добиться полной реализации целей проекта при установке на борту судна.
5.3.4 В топливных системах может устанавливаться несколько устройств ослабления пульсации давления. Для этого применяют как аккумуляторы давления, так и сильфоны, наполненные газом. Следует учитывать, что в некоторых случаях могут возникать проблемы медленного срабатывания и повреждения вследствие усталости и вибрации.
5.3.5 Топливные трубопроводы следует изготавливать в соответствии с правилами ([7], часть IV, таблица 10.2.13). Опоры должны предотвращать усталость из-за вибрации, передаваемой через конструкцию от двигателей и движителей, а также защищать систему от вибраций, создаваемых импульсами высокого давления. Не допускается использовать трубы из меди и дюралюминия, поскольку характеристики деформационного упрочнения таких материалов делают их склонными к повреждениям под действием вибрации.
5.3.6 Для предотвращения протечек или повреждения трубопровода необходимо обратить особое внимание на зажимные муфты и прилагаемые к ним моменты затяжки. Муфты следует использовать в трубопроводах подвода топлива к двигателям, если только они не утверждены для такого применения. Вместо зажимных муфт в топливных системах следует использовать фланцевые соединения.
5.3.7 В большинстве случаев топливо, подаваемое в несколько двигателей, поступает из одного топливного насоса, и, если возникает протечка, вахтенный обязан остановить все двигатели. Однако могут возникать ситуации, когда достаточно ограничиться немедленной остановкой двигателя, в котором происходит утечка, и отсечкой его от трубопроводов подачи и слива топлива. Поэтому в установках с несколькими двигателями, в которые топливо подается из одного и того же источника, должны быть предусмотрены средства перекрытия подачи топлива на отдельные двигатели. Управление средствами отключения следует осуществлять с поста управления или из другого места, безопасного в случае пожара в любом из двигателей.

5.4 Установка

Для координации работы по монтажу всей топливной системы на борту судна следует назначить ответственное лицо. Ответственное лицо должно быть компетентным в критериях проектирования и обеспечивать выполнение всех целей проекта в процессе монтажа.

5.5 Процедуры технического обслуживания и ремонта

5.5.1 Процедуры техобслуживания судна должны включать в себя процедуры идентификации вибраций, усталости, ослабших компонентов и фитингов топливной системы, а также обеспечивать надлежащий контроль изоляции горячих поверхностей. Должны быть подготовлены контрольные листы всех процедур, которые необходимо выполнить при проведении капитальных ремонтов, а также всех компонентов, опор, креплений и т.д., которые должны быть отремонтированы. Установленная топливная система должна быть осмотрена:
- для проверки соответствия ее опор и состояния ее фитингов;
- обнаружения усталостных напряжений в сварных или спаянных трубах и соединениях;
- оценки уровня возникающих вибраций;
- проверки изоляции или защиты нагретых поверхностей.
5.5.2 При каждом демонтаже компоненты топливной системы следует подвергать всесторонней проверке, в частности, следует проверять резьбовые соединения. Установленные моменты затяжки превышать не следует.