(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58806-2020 (ИСО 18770:2005) "Суда и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58806-2020 (ИСО 18770:2005) "Суда и морские технологии. Системы машинных помещений. Предотвращение протечек нефтепродуктов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 февраля 2020 г. N 41-ст)

Ships and marine technology. Machinery-space systems. Prevention of leakage of oil products

ОКС 47.020.30
Дата введения - 1 июня 2020 г.
Введен впервые

Предисловие

1 Подготовлен Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации "Лот" (НИИ "Лот") Федерального государственного унитарного предприятия "Крыловский государственный научный центр" (ФГУП "Крыловский государственный научный центр") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 февраля 2020 г. N 41-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 18770:2005 "Суда и морские технологии. Системы с горючим маслом в машинном отделении. Предотвращение утечки горючего масла" (ISO 18770:2005 "Ships and marine technology - Machinery-space flammable oil systems - Prevention of leakage of flammable oil", MOD) путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5-2001 (подразделы 4.2 и 4.3), а также изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), которые выделены в тексте курсивом.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДА
5 Введен впервые

Введение

Основной причиной возникновения пожаров на судах являются протечки в системах машинных помещений, предназначенных для подачи нефтепродуктов, и использование нефтепродуктов вблизи потенциальных источников возгорания. Такими нефтепродуктами в большинстве случаев являются мазут, нефтяное смазочное масло, масло для гидравлических установок и др.
Для недопущения протечек нефтепродуктов в машинных помещениях следует избегать неправильной установки и износа компонентов систем машинных помещений. Также следует осуществлять контроль за работой системы двигателя, в состав которой входят трубопроводные системы, защитные кожухи, топливные трубопроводы высокого давления, сильфонные компенсаторы, фильтры, гибкие соединения и др. Многократный частичный демонтаж данных компонентов систем и повторная сборка при проведении технического обслуживания, воздействие высокочастотных кратковременных импульсов давления и вибрации являются основными причинами их повреждения.
В настоящем стандарте приведены и дополнены требования циркуляров Международной морской организации (ИМО) [1] и [2].

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на морские суда, суда внутреннего плавания и плавучие объекты (далее - суда) и устанавливает требования к проектированию, конструкции, испытанию систем машинных помещений, содержащих нефтепродукты, а также к их установке, техническому обслуживанию и осмотру.
Настоящий стандарт устанавливает меры по снижению риска возникновения возгорания вследствие протечек нефтепродуктов из систем машинных помещений.
Настоящий стандарт следует применять при постройке и ремонте судов, находящихся в эксплуатации.
Настоящий стандарт предназначен для применения персоналом судостроительных заводов, машинных помещений и персоналом, занимающимся техническим обслуживанием судов.
Примечание - Данный стандарт предназначен для применения в качестве дополнения к правилам, установленным для мазута, нефтяного смазочного масла и другого жидкого топлива в Международной конвенции [3].

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1
нефтепродукты (oil products): Нефть и продукты ее переработки (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и т.д.).[ГОСТ Р 56022-2014, пункт 3.8]
2.2 машинные помещения (machinery space): Машинные помещения, содержащие главные и вспомогательные механизмы, валопроводы, котлы, установки жидкого топлива, паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, электрогенераторы и другие основные электрические механизмы, станции приема топлива и другие подобные помещения, а также шахты этих помещений.
2.3 горячая поверхность (hot surface): Поверхность с температурой более 220 °С.
2.4
электрооборудование (electrical equipment): Технические устройства, применяемые целиком или по частям и предназначенные для использования электрической энергии.Примечание - Кроме того, такие устройства осуществляют генерирование, передачу, распределение, хранение, измерение, регулирование, преобразование и потребление электроэнергии, а также включают в себя средства для ее передачи.[ГОСТ 31610.0-2014 (IEC 60079-0:2011), пункт 3.22]
2.5 судно (vessel): Самоходное или несамоходное плавсредство, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

3 Требования к компонентам систем машинных помещений

3.1 Общие требования

Контроль, техническое обслуживание и ремонт должны предотвращать протечки нефтепродуктов в системах машинных помещений и должны обеспечивать соответствие требованиям циркуляров ИМО [1] и [2].
При проведении ремонтных работ руководству следует провести необходимое обучение персонала, а также предоставить оборудование, имеющееся в распоряжении, и необходимые детали. Результаты проведения ремонтных работ и технического обслуживания систем машинных помещений, содержащих нефтепродукты (далее - системы с нефтепродуктами), следует заносить в судовой машинный журнал и/или в журнал учета ремонтных работ.
Важнейшим фактором обеспечения безопасности является соблюдение чистоты, поэтому требования по поддержанию чистоты в машинных помещениях должны быть равноценны имеющимся факторам опасности и неукоснительно выполняться.
Следует предотвращать ситуации, когда возгорание может распространиться на нефтепродукты в льялах или на верхние части цистерн, где оно может быстро выйти из-под контроля.
В машинных помещениях не следует применять деревянные изделия. Горючие материалы не следует хранить вблизи оборудования с нефтепродуктами. Применение горючих материалов в машинных помещениях должно быть сведено к минимуму.
В случае протечки нефтепродуктов необходимо немедленно остановить все работающие механизмы, имеющие горячую поверхность, включая вспомогательные.

3.2 Гибкие соединения

3.2.1 Гибкие соединения, представляющие собой металлические или неметаллические шланги в соответствии с правилами ([4], часть VIII, пункт 2.5), должны быть короткими. Гибкие соединения следует использовать только в случае необходимого смещения неподвижного трубопровода и деталей машин.
3.2.2 Гибкие соединения следует изготавливать в соответствии с действующей документацией и утверждать как пригодные для эксплуатации с учетом давления, температуры, совместимости жидкости и механической нагрузки. На каждое гибкое соединение должен быть выдан сертификат соответствия продукции на испытание гидростатическим давлением. Кроме того, на неметаллические гибкие соединения должен быть выдан сертификат об испытании на огнестойкость *.
──────────────────────────────
* См. [5].
──────────────────────────────
3.2.3 Гибкие соединения следует устанавливать в соответствии с инструкциями изготовителя, касающимися минимального радиуса угла изгиба, при наличии опоры, если она необходима. В местах, где существует вероятность повреждения гибких соединений, следует установить необходимую защиту.
После установки защиты в системе с нефтепродуктами следует создать максимальное рабочее давление и проверить на наличие неисправностей и протечек. Рекомендации по монтажу гибких соединений приведены в приложении А.
3.2.4 Гибкие соединения следует периодически осматривать в соответствии с графиком техобслуживания судна. Результаты техосмотров следует документировать. Гибкие соединения следует заменять в случаях очевидных повреждений или в тех случаях, когда возникают подозрения о безопасности их дальнейшей эксплуатации.
Замену гибких соединений следует проводить при наличии любого из следующих повреждений:
- протечка в фитингах или гибком соединении;