Действующий
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере - государственные (муниципальные) услуги, оказываемые физическим лицам в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и включенные в установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы;
2) государственный (муниципальный) социальный заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - государственный (муниципальный) социальный заказ) - документ, устанавливающий основные показатели, характеризующие качество оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и (или) объем оказания таких услуг в количественном выражении, категории потребителей таких услуг, а также содержащий указание на способ определения исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечивающий государственные гарантии реализации прав граждан на получение государственных (муниципальных) услуг;
3) уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, утверждающие государственный (муниципальный) социальный заказ и обеспечивающие предоставление государственных (муниципальных) услуг потребителям государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с показателями, характеризующими качество оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и (или) объем оказания таких услуг и установленными государственным (муниципальным) социальным заказом;
4) исполнитель государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - исполнитель услуг) - юридическое лицо, в том числе государственное (муниципальное) учреждение, либо, если иное не установлено федеральными законами, индивидуальный предприниматель или физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, оказывающий государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере потребителям государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) отбор исполнителей услуг - совокупность действий, которые осуществляются уполномоченным органом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, также потребителем государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в целях определения исполнителей услуг;
6) потребитель государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - потребитель услуг) - физическое лицо, имеющее в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований или принятыми в соответствии с ними правовыми актами право на получение государственных (муниципальных) услуг от исполнителя (исполнителей) услуг на безвозмездной основе, а в случаях, установленных федеральными законами, за частичную плату;
7) социальный сертификат на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере) (далее - социальный сертификат) - именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг либо его законного представителя выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере) в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере).
Статья 3. Права потребителей услуг
Потребители услуг имеют право на:
1) надлежащее оказание им государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о ценах (тарифах) на эти услуги и об их стоимости для потребителей услуг (в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере за частичную плату), а также об исполнителях услуг;
3) выбор исполнителя услуг в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
4) отказ от получения государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, если иное не установлено федеральными законами;
5) обращение в уполномоченный орган с заявлением о неоказании или ненадлежащем оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере исполнителем услуг;
6) реализацию иных связанных с получением государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере прав, предусмотренных федеральными законами.
Статья 4. Обязанности исполнителей услуг
1. Исполнители услуг обязаны:
1) осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
2) оказывать государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере потребителям услуг в соответствии с социальными сертификатами, условиями соглашений, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) предоставлять бесплатно в доступной форме потребителям услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, подлежащих оказанию потребителям услуг, и показателях качества и (или) объема их оказания, о реквизитах нормативного правового акта, устанавливающего стандарт (порядок) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, а при отсутствии такого нормативного правового акта - о требованиях к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, установленных уполномоченным органом, о сроках, порядке и об условиях предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, о ценах (тарифах) на эти услуги и об их стоимости для потребителей услуг (в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере за частичную плату) либо о возможности получать их бесплатно;
4) использовать информацию о потребителях услуг в соответствии с установленными
законодательством Российской Федерации в области персональных данных требованиями к защите обрабатываемых персональных данных;
5) предоставлять уполномоченному органу информацию о ходе и результатах оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
6) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав потребителей услуг на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
2. Исполнители услуг при оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере не вправе:
1) ограничивать права, свободы и законные интересы потребителей услуг;
2) применять физическое или психологическое насилие в отношении потребителей услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними.
Статья 5. Обязанности уполномоченных органов
Уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечивать организацию оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
2) обеспечивать свободный и безвозмездный доступ к информации об утвержденных государственных (муниципальных) социальных заказах, о проведении отбора исполнителей услуг и результатах такого отбора;
3) предоставлять исполнителям услуг информацию, необходимую для оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4) утверждать требования к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере при отсутствии нормативного правового акта, устанавливающего стандарт (порядок) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере;
5) рассматривать заявления потребителей услуг о неоказании или ненадлежащем оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере исполнителями услуг;
6) принимать меры по предотвращению случаев неоказания или ненадлежащего оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Статья 6. Формирование государственного (муниципального) социального заказа
1. Государственный (муниципальный) социальный заказ формируется на срок, соответствующий сроку (предельному сроку) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации. В предусмотренных федеральными законами случаях государственный (муниципальный) социальный заказ может предусматривать показатели, характеризующие объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в количественном выражении, на период, следующий за годом формирования такого заказа, корректируемый с учетом распределения объема оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере по результатам отбора исполнителей услуг.
2.
Порядок формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти (далее - федеральный социальный заказ), утверждается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
3. Порядок формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - региональный социальный заказ), утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Порядок формирования муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления (далее - муниципальный социальный заказ), утверждается правовым актом местной администрации муниципального образования.
5. Порядки, предусмотренные
частями 2 - 4 настоящей статьи, определяют в том числе:
1) правила формирования и утверждения государственных (муниципальных) социальных заказов;
2) органы власти, уполномоченные на формирование государственных (муниципальных) социальных заказов;
3) право уполномоченных органов передать полномочия по отбору исполнителей услуг и заключению соглашений в целях исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов или полномочие по заключению соглашений в целях исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов органам власти, уполномоченным на формирование государственных (муниципальных) социальных заказов;
4) правила взаимодействия уполномоченных органов и органов власти, уполномоченных на формирование государственных (муниципальных) социальных заказов;
5) форму, структуру государственного (муниципального) социального заказа с учетом примерных
формы,
структуры государственного (муниципального) социального заказа, установленных Правительством Российской Федерации;
6) правила выбора способа (способов) определения исполнителя услуг из числа способов, установленных
частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, в том числе определения объема оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на основании государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее - государственное (муниципальное) задание), включаемого в государственный (муниципальный) социальный заказ;
7) правила внесения изменений в государственные (муниципальные) социальные заказы;
8) правила осуществления уполномоченным органом контроля за оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
6. Выбор способа (способов) определения исполнителя услуг в соответствии с правилами, предусмотренными
пунктом 6 части 5 настоящей статьи, может осуществляться исходя из показателей доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, определенных соответствующими правовыми актами с учетом количества государственных (муниципальных) учреждений, а также иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, соответствующие тем же кодам по
Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, что и государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере.