Действующий
- ускоренное внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- применение в Российской Федерации международных документов, не являющихся международными стандартами (см. ГОСТ Р 1.7-2014, раздел 9), и национальных стандартов промышленно развитых стран;
- гармонизация с международными, региональными стандартами;
- предварительная апробация установленных в предстандартах требований (правил) и накопление дополнительной информации об инновационных объектах стандартизации, которые необходимы для разработки национальных стандартов Российской Федерации.
3.3 Требования, устанавливаемые в предстандарте, должны основываться на современные достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и способствовать научно-техническому прогрессу.
3.4 Исключен с 1 июля 2013 г.
3.5 Требования, устанавливаемые в предстандарте, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, требованиям действующих стандартов и сводов правил, которые включены в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
4 Правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов
4.1 Организация разработки предварительного национального стандарта
4.1.1 Заказчиком разработки предстандарта может быть федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, иной заинтересованный федеральный орган исполнительной власти, общественное объединение, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.
4.1.2 Разработчиком предстандарта может быть любое лицо (юридическое или физическое), компетентность которого в отношении разработки данного предстандарта определяет заказчик этой работы.
1 В случае, когда заказчиком предстандарта выступает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации или иной федеральный орган исполнительной власти, выбор разработчика предстандарта осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством, в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
2 Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта предстандарта определяется техническим заданием и/или договором на его разработку. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта предстандарта заказчику для рассмотрения до его направления в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.
При необходимости может быть создана рабочая группа, в состав которой включают представителей различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.
4.2 Разработка проекта предварительного национального стандарта
4.2.1 Разработчик готовит проект предстандарта и пояснительную записку к нему (см.
4.2.6).
4.2.2 В качестве основы для разработки предстандарта могут быть использованы:
- международный стандарт или международный документ, не являющийся международным стандартом;
- стандарт организации или технические условия, если при практическом применении данного документа получены положительные результаты, которые подтверждены информацией о накопленном опыте и наилучших результатах применения этого документа (в том числе о практике его применения для целей подтверждения соответствия продукции).
В обоснованных случаях в качестве основы для разработки предстандарта также может быть использован региональный стандарт или иной региональный документ в области стандартизации, а также проект международного или регионального стандарта или прогрессивный национальный стандарт или свод правил иностранного государства.
Проект предстандарта может быть разработан по результатам научно-исследовательской (опытно-конструкторской, опытно-технологической или проектной) работы, относящейся к данному объекту и аспекту стандартизации, или с использованием иной информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
4.2.3 Не допускается включение в предстандарт объектов, которые защищены патентом.
Примечание - Патентообладатель (лицензиар) может заявить о своих правах на изобретение (полезную модель или промышленный образец) в процессе публичного обсуждения проекта предстандарта или после введения утвержденного предстандарта в действие. В последнем случае федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации приостанавливает действие предстандарта до внесения в него поправки для исключения из него объекта патентного права.
4.2.4 При применении в качестве основы для разработки предстандарта международного или регионального стандарта (международного документа, не являющегося международным стандартом, или национального стандарта иностранного государства) соблюдают правила, установленные в ГОСТ Р 1.7.
4.2.5 Наименование, построение, изложение и оформление проекта предстандарта - по ГОСТ Р 1.5-2012 (разделы 3 - 5), а титульный лист предстандарта - по форме, установленной в ГОСТ Р 1.5-2012 (приложение Б).
4.2.5.1 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.2.5.2 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.2.5.3 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.2.5.4 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.2.5.5 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.2.5.6 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.2.5.7 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.2.6 В пояснительной записке к проекту предстандарта указывают:
- шифр темы в программе национальной стандартизации;
- основание для разработки предстандарта с указанием документа (при его наличии);
- заказчика разработки предстандарта или информацию о разработке в инициативном порядке;
- обоснование целесообразности разработки предстандарта;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
- сведения о соответствии проекта предстандарта федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;
- сведения о соответствии проекта предстандарта международному стандарту или международному документу, не являющемуся международным стандартом, или иному документу, применяемому в качестве основы для предстандарта, сведения о форме применения данного стандарта (документа), а в случае отклонения от этого стандарта (документа) - обоснование этого решения;
- сведения о взаимосвязи проекта предстандарта с ранее утвержденными национальными стандартами Российской Федерации, действующими в этом качестве межгосударственными стандартами, а также сводами правил, в том числе информацию об отличиях их положений от положений, устанавливаемых в разрабатываемом предстандарте;
- перечень источников информации, использованных при разработке предстандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного права;
- сведения о разработчике предстандарта с указанием его почтового адреса, контактного телефона и адреса электронной почты (при наличии);
- сведения о стандарте организации или технических условиях, на основе которых разработан проект предстандарта;
- информацию об использованных результатах научных исследований или испытаний, подтверждающих эффективность применения новых технических и/или технологических решений, материалов и иных решений, на которые распространяется разрабатываемый предстандарт.
Примечание - Последнюю информацию рекомендуется подтверждать соответствующими заключениями общероссийских общественных организаций, научных или иных организаций.
Пояснительную записку к проекту предстандарта подписывает руководитель разработки предстандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком предстандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.
4.3 Рассмотрение проекта предварительного национального стандарта
4.3.1 Разработчик представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации следующие документы: