Действующий
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2024 г. N 409-СФ "О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов разработан в условиях возвращения российской экономики к долгосрочному экономическому росту за счет ее структурной трансформации и подготовлен исходя из целевых показателей и задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ).
Перспективы национальной экономики рассматриваются в условиях сохранения антироссийской санкционной политики, фрагментации мировой торговли и замедления экономик государств из числа стратегических партнеров Российской Федерации. Основные внутренние риски связаны с исчерпанием производственных мощностей и рабочей силы, несмотря на приток трудовых мигрантов.
Прогнозируется ускорение темпов роста валового внутреннего продукта с 2,5 процента в 2025 году до 2,6 процента в 2026 году и 2,8 процента в 2027 году. Основным драйвером роста выступит удовлетворение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса путем реализации новых национальных проектов, увеличения реальных располагаемых денежных доходов населения средним темпом 4,7 процента в год и последовательного достижения целевых показателей, установленных Указом. В прогнозе заложены сохранение низкого уровня безработицы и обеспечение роста производительности труда посредством использования современных технологий интенсификации производственных процессов в промышленности. При этом с 2026 года прогнозируется снижение инфляции до 4 процентов под влиянием жесткой денежно-кредитной политики в сочетании с нормализацией бюджетной политики. Снижению инфляционного давления будет способствовать увеличение производственных возможностей за счет высокой инвестиционной активности, в том числе поддержанной со стороны государства стимулированием приоритетных отраслей и направлений экономики. После замедления темпов роста инвестиционной активности до 2,1 процента в 2025 году на фоне эффектов от применения жестких мер денежно-кредитной политики и повышения уровня корпоративного налогообложения прогнозируется выход на темпы роста инвестиционной активности до 3,0 процента в 2026 году и 3,3 процента в 2027 году.
Целью Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации является проведение политики, направленной на формирование самодостаточной модели развития экономики, базирующейся на бюджетном стимулировании и частной инициативе, для достижения целевых показателей, установленных Указом.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить рассмотрение в период осенней сессии 2024 года следующих проектов федеральных законов:
N 140808-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (в части установления равного доступа заинтересованных лиц к заключению концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора);
N 630715-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части уточнения порядка организации и проведения государственного и муниципального контроля (надзора);
N 632206-8 "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
N 674018-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части установления законодательных основ обязательной классификации объектов классификации в сфере туристской деятельности);
N 699828-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (в части заключения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ с добросовестными концессионерами без проведения конкурсных процедур);
N 728319-8 "О внесении изменений в статьи 33 и 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) обеспечить укрепление экономической базы для успешного завершения специальной военной операции как основного условия реализации долгосрочных планов развития Российской Федерации;
2) обеспечить утверждение в декабре 2024 года стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года;
3) предусмотреть в необходимом объеме бюджетные ассигнования на реализацию программы льготного кредитования, направленной на развитие туристической инфраструктуры в Российской Федерации;
4) обеспечить приоритетное финансирование расходов на реализацию государственной технологической политики и национальных проектов по обеспечению технологического лидерства для достижения национальной цели "Технологическое лидерство", предусмотренной Указом;
5) продолжить работу по корректировке действующих мер государственной поддержки малых технологических компаний, а также по расширению таких мер;
6) рассмотреть вопрос о разработке мер стимулирования в целях дальнейшего развития венчурного рынка;
7) учесть в рамках формирования новых национальных проектов потребности экономик субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях обеспечения опережающего социально-экономического развития этих субъектов Российской Федерации с доведением показателей их социально-экономического развития до среднероссийского уровня;
8) учитывать в рамках проведения оценки эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета, влияние таких инвестиционных проектов на сбалансированное развитие территорий в части их наличия в утвержденных (согласованных) схемах территориального планирования и вклада в социально-экономическое развитие опорных населенных пунктов;
9) рассмотреть вопрос о предоставлении отечественным производителям высоколокализованных автомобилей отсрочки по уплате утилизационного сбора на период до декабря 2025 года в целях обеспечения их необходимыми оборотными средствами;
10) рассмотреть вопрос о публикации в открытом доступе информации об обязательствах, принятых на себя автопроизводителями в соответствии со специальными инвестиционными контрактами, по ежегодным объемам инвестиций, ежегодным объемам производства автомобилей, уровню локализации продукции в баллах в целях обеспечения прозрачности деятельности российских автопроизводителей, а также отчетности перед государством по указанным обязательствам;
11) рассмотреть вопрос о снятии ограничения по передаче резидентами особой экономической зоны арендных прав на предоставленные им земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в залог;
12) обеспечить включение целевых показателей стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года в прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
13) обеспечить синхронизацию показателей, используемых для расчета рейтинга субъектов Российской Федерации по осуществлению контрольной (надзорной) деятельности, с показателями национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, формируемого автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов";
14) проработать вопрос о внесении изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации в части совершенствования механизма реализации установленных для дотационных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований ограничений в отношении ежегодного объема расходов бюджета на исполнение обязательств по концессионным соглашениям, соглашениям о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, договорам финансовой аренды (лизинга);
15) обеспечить в период осенней сессии 2024 года внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пакета проектов федеральных законов, направленных на формирование условий деятельности агрегаторов информации о товарах (услугах), в целях регулирования электронной торговли в Российской Федерации;
16) рассмотреть возможность приоритетного финансирования мероприятий по восстановлению объектов культурного наследия религиозного назначения в рамках формируемой программы сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации на период до 2045 года, а также выделения дополнительных бюджетных ассигнований на приведение в надлежащее состояние объектов недвижимости, закрепленных за организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;
17) проработать вопрос о создании системы мер экономического характера, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности по восстановлению объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации:
1) обеспечить синхронизацию мер государственной поддержки проектов, соответствующих требованиям таксономии проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, с регуляторными мерами Центрального банка Российской Федерации;
2) проработать вопрос о дополнительном стимулировании развития синдицированного кредитования в целях финансирования ключевых федеральных и региональных инфраструктурных проектов;
3) разработать меры по стимулированию дальнейшего развития программы долгосрочных сбережений граждан и долевого страхования жизни в целях привлечения "длинных денег" в экономику.
5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:
1) ускорить рассмотрение на заседании подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции вопроса о внесении изменений в
постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 2068 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" в части установления нулевой ставки вывозной таможенной пошлины в отношении пиломатериалов из хвойных пород древесины влажностью более 22 процентов (за исключением бруса толщиной не менее 100 мм и шириной не менее 100 мм) на срок не менее одного года;
2) обеспечить совершенствование процесса долгосрочного социально-экономического прогнозирования, осуществляемого субъектами Российской Федерации, в целях дальнейшей гармонизации показателей таких прогнозов и целевых показателей, установленных Указом;
3) обеспечить разработку методических рекомендаций по расчету показателей, используемых при среднесрочном прогнозировании фонда оплаты труда, численности занятых в экономике и среднемесячной заработной платы для субъектов Российской Федерации.
6. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации предусмотреть в федеральном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" разрабатываемого национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика" финансирование мероприятий, направленных на:
оказание в субъектах Российской Федерации услуг и сервисов субъектам малого и среднего предпринимательства в центрах "Мой бизнес";
поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, оказываемую с использованием биржевых и иных альтернативных инструментов;
поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;
субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих акции на фондовой бирже, а также растущих компаний, осуществляющих первичное размещение акций на фондовой бирже, в целях обеспечения роста капитализации фондового рынка.
7. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной налоговой службой обеспечить до 1 января 2025 года проведение информационно-консультационной и разъяснительной работы в целях предотвращения злоупотреблений путем дробления бизнеса в связи с вступлением в силу с 1 января 2025 года норм Федерального закона от 12 июля 2024 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", предусматривающих расширение применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения и одновременного признания таких налогоплательщиков плательщиками налога на добавленную стоимость.
8. Рекомендовать высшим исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации завершить работу по формированию региональных планов по адаптации к изменениям климата и энергопереходу и проинформировать Министерство экономического развития Российской Федерации.
9. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.