Действующий
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.
ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
ОКСО основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
ОКСО вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.
- регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
- регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;
- раздел VI. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
- раздел VII. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;
- раздел VIII. Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
- раздел IX. Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.
Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования. Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.
ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки. После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.
Коды области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.
Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.
При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение "00".
При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.
В ОКСО использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059:
В ОКСО использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" и от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования":
Математические и естественные науки | |
01 | Математика и механика |
02 | Компьютерные и информационные науки |
03 | Физика и астрономия |
04 | Химия |
05 | Науки о Земле |
06 | Биологические науки |
Инженерное дело, технологии и технические науки | |
07 | Архитектура |
08 | Техника и технологии строительства |
09 | Информатика и вычислительная техника |
10 | Информационная безопасность |
11 | Электроника, радиотехника и системы связи |
12 | Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии |
13 | Электро- и теплоэнергетика |
14 | Ядерная энергетика и технологии |
15 | Машиностроение |
16 | Физико-технические науки и технологии |
17 | Оружие и системы вооружения |
18 | Химические технологии |
19 | Промышленная экология и биотехнологии |
20 | Техносферная безопасность и природообустройство |
21 | Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия |
22 | Технологии материалов |
23 | Техника и технологии наземного транспорта |
24 | Авиационная и ракетно-космическая техника |
25 | Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники |
26 | Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта |
27 | Управление в технических системах |
28 | Нанотехнологии и наноматериалы |
29 | Технологии легкой промышленности |
Здравоохранение и медицинские науки | |
30 | Фундаментальная медицина |
31 | Клиническая медицина |
32 | Науки о здоровье и профилактическая медицина |
33 | Фармация |
34 | Сестринское дело |
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки | |
35 | Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
36 | Ветеринария и зоотехния |
Науки об обществе | |
37 | Психологические науки |
38 | Экономика и управление |
39 | Социология и социальная работа |
40 | Юриспруденция |
41 | Политические науки и регионоведение |
42 | Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело |
43 | Сервис и туризм |
Образование и педагогические науки | |
44 | Образование и педагогические науки |
Гуманитарные науки | |
45 | Языкознание и литературоведение |
46 | История и археология |
47 | Философия, этика и религиоведение |
48 | Теология |
49 | Физическая культура и спорт |
Искусство и культура | |
50 | Искусствознание |
51 | Культуроведение и социокультурные проекты |
52 | Сценические искусства и литературное творчество |
53 | Музыкальное искусство |
54 | Изобразительное и прикладные виды искусств |
55 | Экранные искусства |
Оборона и безопасность государства. Военные науки | |
56 | Военное управление |
57 | Обеспечение государственной безопасности |