Действующий
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
- потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
- общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
- автономных некоммерческих организаций;
- религиозных организаций;
- публично-правовых компани".
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.
К организациям, не являющимся юридическими лицами, но имеющими право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц, паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, а также районные, городские, межрайонные суды (районные суды).
К международным организациям, чья деятельность осуществляется в том числе и на территории Российской Федерации, относятся постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа) и являющиеся международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке.
Организационно-правовые формы для деятельности граждан включают индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, чья деятельность регулируется правилами, применяемыми для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями; граждан, чья деятельность не является предпринимательской: адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Организационно-правовые формы в ОКОПФ сгруппированы в следующие разделы:
1 00 00- организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями;
2 00 00- организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями;
3 00 00- организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица;
4 00 00- организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;
5 00 00- организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц);
6 00 00- организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями;
7 00 00- организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями.
В состав каждого из разделов ОКОПФ включены соответствующие организационно-правовые формы.
В ОКОПФ использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
В классификаторе принята следующая форма записи позиций:
Код
Наименование
Каждая позиция в классификаторе содержит:
- пятиразрядный цифровой код;
- наименование организационно-правовой формы.
Структура кода имеет следующий вид:
Х ХХ ХХ
▲ ▲ ▲
├─────┼──────┼──────────── раздел классификатора
│ │ │
├──────┼──────────── тип организационно-правовой формы
│ │
├──────────── вид организационно-правовой формы
В ОКОПФ введены позиции:
- 1 90 00 "Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями", предназначенная для идентификации организационно-правовых форм, установленных законодательством, регулирующим процедуру создания юридических лиц до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации.
К позициям ОКОПФ в приложении А даны пояснения, содержащие установленные законодательством определения организационно-правовых форм.
Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКОПФ приведены в приложении Б в алфавитном порядке.
Приложение В содержит классификацию институциональных секторов экономики (КИСЭ).
Эта классификация обеспечивает единство содержания и границ институциональных секторов (подсекторов) экономики при формировании макроэкономических показателей в соответствии с методологией Системы национальных счетов 2008 года (СНС-2008) применительно к статистическим целям.
Классификация институциональных секторов экономики обеспечивает качество исходной информации для нормирования макроэкономических показателей, представляемой субъектами статистического учета в порядке межведомственного обмена; является основой для объективной оценки состояния и развития российской экономики в разрезе институциональных секторов экономики в соответствии с методологией СНС-2008.
Для идентификации классификационных группировок институциональных секторов экономики используется комбинированный метод классификации, состоящей из двух частей. Для первой (обязательной) части используется иерархический метод классификации с кодированием классификационных группировок четырехзначным цифровым кодом переменной длины от двух до четырех знаков.
Для второй (факультативной) части используется фасетный метод классификации (расширяющий группировки первой части дополнительными независимыми признаками, необходимыми для решения задач отдельных федеральных министерств и ведомств) с кодированием каждого фасета трехзначным цифровым кодом постоянной длины. Первый знак - номер фасета, два последующих - позиции фасета.
Классификационные группировки институциональных секторов экономики образуются путем комбинации позиций первой части (обязательного использования) и позиций второй части (факультативного использования).
Коды классификационных группировок первой и второй частей разделяются точкой.
Структура кода КИСЭ имеет следующий вид:
Обязательная часть:
X - раздел