Действующий
и 2) овладения необходимым для этого инструментарием (знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями) - инструментально-технологическая сторона профессионального самоопределения.
Субъект профессионального самоопределения - личность, помещаемая в систему сопровождения профессионального самоопределения {оптант).
Профессиональный выбор - результат профессионального самоопределения, заключающийся в выборе сферы профессиональной деятельности.
Практико-ориентированное мероприятие - профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному выбору профессии.
3. Актуальность проблемы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области
Постоянные изменения социально-экономической ситуации требуют корректировки в сфере подготовки специалистов, готовности к появлению новых профессий и следовательно, периодического внесения корректив в проектируемую систему сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В связи с этим реализация настоящей Концепции предусмотрена в форме последовательно сменяющих друг друга этапов. Современный этап профориентационной работы в Челябинской области обусловлен потребностями региональной экономики в кадрах и опирается на данные "Информационной системы прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области", обеспечивающей прогноз потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Практическая ценность прогнозирования заключается в подготовке заблаговременно научно обоснованных проектов и предполагает выявление желательного направления развития региона.
Прогнозирование потребности региональной экономики в кадрах в настоящее время становится основой разработки системы управления трудовым и образовательным потенциалом региона и нацелено на определение объема и структуры подготовки кадров, соответствующих потребностям региональной экономики и решению задач, поставленных Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года. На этой основе возникает возможность и необходимость совершенствования регионального управления, нацеленного на обеспечение сбалансированного рынка труда, рынка образовательных услуг, построения системы профориентационной деятельности.
За последние десять лет наметились существенные сдвиги в распределении валового регионального продукта Челябинской области по отраслям: сократилась роль отраслей таких видов экономической деятельности, как "Обрабатывающие производства", "Оптовая и розничная торговля", "Транспорт и связь" в формировании конечного общественного продукта; в то же время возросло участие отраслей "Операции с недвижимым имуществом", "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", "Добыча полезных ископаемых", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "Образование", "Государственное управление". Таким образом, в экономике региона продолжаются структурные сдвиги, в том числе и в сторону отраслей непроизводственной сферы, что находит отражение в структуре спроса экономики на рабочую силу.
Конечным результатом системной работы должно стать обеспечение кадровых потребностей региональной экономики и ее развития. В этой связи важным элементом выстраивания системы профориентационной работы в регионе является повышение привлекательности профессий, востребованных на региональном рынке труда.
Сокращение числа выпускников технических специальностей привело к тому, что квалифицированные специалисты высшего эшелона отдельных отраслей производства вплотную подошли к пенсионному возрасту, рабочие профессии у молодежи не популярны, а уровень среднего руководящего состава требует серьезного пополнения и повышения квалификации. Проблема будет решена только тогда, когда спрос на специалистов различных сфер экономики будет равен предложениям, поступающим от образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в связи с трудоустройством своих выпускников.
Многие абитуриенты, поступающие в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, руководствуются при выборе профессии не интересом в конкретной специальности, а совершенно случайными мотивами (влияние родителей, друзей, расположение), и за время обучения не овладевают в должной мере знаниями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.
В свою очередь, абитуриенты, поступающие в образовательные организации профессионального и высшего образования, должны иметь возможность после завершения обучения работать по специальности. Получая соответствующее образование, они должны не только связывать с будущей профессией (специальностью) свои профессиональные планы, но и реализовывать их в процессе трудовой деятельности. Важно формировать профессиональную ориентацию у обучающихся, адекватную потребностям региональной экономики.
Следует отметить, что наиболее ощутимый недостаток обеспечения потребности экономики Челябинской области выпуском лиц, овладевших профессиональным образованием, сложился в рамках таких укрупненных групп специальностей, как 15.00.00 Машиностроение, 22.00.00 Технологии материалов, 35.00.00 Сельское, лесное, рыбное хозяйство, 38.00.00 Экономика и управление, 46.00.00 Исторические науки и археология.
Прогноз общей кадровой потребности Челябинской области показал, что при сохранении существующих тенденций в развитии экономики региона и ее отраслей в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет наблюдаться небольшой прирост кадровой потребности. К концу среднесрочного периода (2024 год) по отношению к 2019 году прогнозируется прирост потребности на 3,09 %, а к концу долгосрочного периода (2036 год) кадровая потребность прирастет еще на 2,49 %. Невысокий рост потребности в кадрах в условиях развивающейся экономики объясняется ростом производительности труда в результате автоматизации, цифровизации производственных процессов в сфере материального производства и сфере услуг.
Складывающаяся ситуация требует разрешения противоречия между спросом на специалистов различных сфер экономики и предложением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования с учетом показателей трудоустройства выпускников.
Профессиональное самоопределение человека обуславливает личный успех в трудовой деятельности и является обеспечивающей основой в его карьерном росте. Однако, как показывают современные исследования, за последнее время возросло количество выпускников школ, не определившихся в профессиональных намерениях.
Трудовая деятельность невозможна без учета профессиональных интересов. А интересы, в свою очередь, являются сильным побудительным фактором, обуславливающим выбор профессии. Для осуществления эффективной профориентационной работы с обучающимися на начальном этапе необходимо выявить их профессиональные предпочтения и склонности к различным видам профессиональной деятельности, после чего осуществлять непосредственно сопровождение профессионального самоопределения. Выявление профессиональных предпочтений в сфере трудовой деятельности предполагает использование различных методик (опросники, тесты, мониторинги).
По результатам мониторинга образовательных предпочтений выпускников 9 классов, проводимого ГБНОУ ОК "Смена" в 2020 году, менее 50% обучающихся 9 классов определились с направлением профессионального образования, причем всего 10% из них ориентированы на рабочие профессии. Кроме того, около 50% обучающихся, рассматривая для себя обучение в системе среднего профессионального образования, учитывают узкий спектр выбираемых профессий и специальностей и не владеют информацией о наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессиях.
Мониторинг образовательных предпочтений выпускников 11 классов 2019 года, проводимого ГБУ ДПО "РЦОКИО", показали, что фактические результаты поступления в учебные заведения выпускников Челябинской области во многом соответствуют их целевым установкам. Результаты анкетирования показали: 82% выпускников были ориентированы на поступление в организации высшего образования, в организации профессионального образования - 8%. По итогам приемной кампании 2019 года большинство из тех, кто планировал поступать в организации высшего образования, были в них зачислены (75%). Те выпускники, кому это не удалось, поступили в профессиональные образовательные организации, в связи с чем, процент поступивших в них на 10% превышает процент желающих получить среднее профессиональное образование. Кроме того, была выявлена тенденция увеличения процента поступивших на программы среднего профессионального образования по мере снижения среднего балла ЕГЭ. Наиболее популярными специальностями высшего образования среди выпускников Челябинской области стали следующие направления подготовки: "Экономика и управление", "Информатика и вычислительная техника", "Педагогика", "Медицина", "Юриспруденция". Стоит отметить и тот факт, что обучающиеся довольно часто выбирают специальности технической направленности. Вместе с тем, данный мониторинг выявил и проблему ранней профессиональной ориентации: лишь 16% выпускников 11 классов задумались о своей будущей специальности в 5-9 классах. Большинство респондентов (78%) приняли решение о будущем месте обучения в старших классах. При этом, рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обуславливают необходимость профессионального самоопределения человека в более раннем возрасте, с целью формирования у него к моменту окончания школы осознанного профессионального выбора и определения пути дальнейшего профессионального образования.
На профессиональное самоопределение человека влияет множество факторов. Семья, повседневное общение в социуме, средства массовой информации воздействуют на этот процесс не меньше, чем специально организованные профориентационные мероприятия в образовательных организациях и на производственных предприятиях.
Социальная миссия работы по сопровождению профессионального самоопределения населения состоит в формировании единого профориентационного пространства Челябинской области, способного сбалансировать интересы обучающихся и их семей, работодателей, образовательных организаций разного типа и уровня, государства, общественных структур, специалистов в области профориентации. Однако следует понимать, что в приоритете профессионального самоопределения будут находиться все-таки интересы личности. Профессиональный выбор должен быть реализован как предмет социального договора, основными субъектами которого являются оптант (если несовершеннолетний, то его родитель (законный представитель)) работодатель. Согласование интересов личности, экономической сферы, общества и государства должно рассматриваться как конечный результат и как основной показатель эффективности деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, и как проблема, которую необходимо решать в самом непосредственном будущем.
Таким образом, актуальность проблемы сопровождения профессионального самоопределения как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями обучающихся. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, по своему назначению должно оказать существенное влияние на выбор жизненного пути человека, адаптацию его в выбранной профессии и рациональное распределение трудовых ресурсов.
4. Основные идеи Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области
1. Системность и комплексность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, ее регионально-государственная координация
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области должно представлять собой комплексный процесс, осуществляемый в единой профориентационной среде и координируемый на региональном уровне.
Создание единой среды предполагает приобщение к сопровождению профессионального определения обучающихся специалистов различных профессиональных профилей из образовательных организаций всех уровней (педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, профконсультантов, мастеров производственного обучения, наставников на производстве и др.). Необходимо четкое определение их конкретных задач в обеспечении единого процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Объединение всех факторов влияния в одну систему, которая бы безотказно "работала" на личность, учитывая при этом ее предпочтения и возможности в согласии с потребностями регионального рынка труда, должно обеспечить создание и наполнение такой единой профориентационной среды.
Риском для этой ситуации становится несоотнесенность задач субъектов сопровождения и несогласованность их действий. Миссия работы по сопровождению профессионального самоопределения состоит в том, чтобы согласовать и выровнять действия в отношении субъекта профессионального выбора, оказывая помощь при необходимости и формируя компетенции профессионального выбора. В условиях стремительно меняющейся социально-экономической ситуации в регионе и стране современное общество предъявляет новые профессиональные требования к молодому поколению.
Не сформировав единой профориентационной среды, основанной на сочетании разных подходов - личностно-, социально-, экономически-, государственно-ориентированного, трудно ожидать планируемого конечного результата сопровождения - повышения качества трудовых ресурсов (с точки зрения: производительности труда, качества профессиональной мотивации, удовлетворенности своей профессиональной деятельностью). В этих результатах заинтересовано множество социальных субъектов (обучающиеся и их семьи, работодатели, образовательные организации разного типа и уровня, государство, общественные структуры, специалисты в области профориентации). Поэтому очень важно, чтобы не только цели, но и различные направления данной работы и соответствующие методы не противоречили, а взаимно дополняли друг друга.
Централизованная координация процессов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся области необходима для того, чтобы процесс обновления профессионального поля был адекватным вызовам времени и обеспечивал единую политику данной работы в регионе.
2. Дифференцированный, компетентностный и многоуровневый подходы к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся
Одним из центральных условий организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся выступает дифференцированный подход к организации процессов сопровождения, предполагающий учет существующих различий в целях, интересах заказчиков и благополучателей, в территориальных и семейных ситуациях.
В условиях социально-экономической модернизации России происходит переход от одной модели профессионального самоопределения - "человек для работы", к модели - "работа для человека". Последняя модель предполагает создание рабочего места "под себя", осуществляемое путем формирования индивидуального набора профессиональных компетенций в ситуации практически неограниченного выбора одной из множества профессионально-образовательных траекторий.
Однако ситуация многоукладности Челябинской области, где крупные многофункциональные города соседствуют с малыми индустриальными городами и сельскими территориями, делает невозможным построение общей идеологии в кадровой и профориентационной сфере. Для населения сельских территорий, поселков и малых городов, окружающих мегаполис Челябинск, существует целый ряд ограничений: небольшое количество учреждений профессионального образования, которые осуществляют подготовку по ограниченному перечню профессий и специальностей; узкий спектр профессий, востребованных местной экономикой; материальные трудности, препятствующие территориальной мобильности выпускников образовательных учреждений. Здесь профессиональное самоопределение происходит в условиях узкого, крайне ограниченного выбора.
В индустриально развитых городах Челябинской области профессиональное самоопределение личности реализуется в форме разового выбора одной из множества достаточно жестких карьерных траекторий, корректирует выбор профессиональной деятельности в соответствии с потребностями экономической сферы региона.
Современное общество, в котором социальное и профессиональное самоопределение выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития и представляет собой непрерывный процесс, закладывает такие новые социальные нормы, как: неоднократное профессионально-образовательное самоопределение; полипрофессионализм; использование ресурсов профессионального образования для обеспечения индивидуального набора компетенций. В данных условиях актуальной становится помощь человеку не столько в выборе профессии, сколько в поиске ресурсов для самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории, а также обучение способам использования этих ресурсов.
Наиболее важным в рамках настоящей Концепции становится создание условий в дошкольных образовательных организациях, организациях начального, основного и среднего общего образования, среднего и высшего профессионального образования для профессионального самоопределения обучающихся, включая обучающихся имеющих инвалидность и/или ограниченные возможности здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ). Получение обучающимися с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Указанная категория обучающихся нуждается в комплексной системе профориентации, которая позволит сформировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества. Для обучающихся с ОВЗ должна быть создана особая доступная среда формирования целостной картины мира профессий, основанной на потребностях рынка труда, сформированных на основе анализа кадровой потребности.
Разные жизненные стратегии семей также детерминируют применение дифференцированного подхода. Семья выступает в качестве одного из центральных факторов, оказывающих влияние на процесс профессионального самоопределения обучающихся. Часто именно жизненные задачи, стоящие перед семьей, определяют профессиональный выбор выпускника школы. Эти задачи могут быть принципиально различными: скорейшее завершение процесса профессионального самоопределения и включение ребенка в самостоятельную профессионально-трудовую деятельность; выбор "доходной" профессии (социально-экономические); престижность образования и выход в социально-элитные позиции (социально-интеллектуальные); осуществление свободного самоопределения на основе мотивов поиска своего призвания, самореализации, совершенствования профессии и себя в профессии, социального служения (социально-духовные).
Применение компетентностного подхода предполагает рассмотрение сопровождения профессионального самоопределения не просто как поддержку конкретного профессионального выбора (или последовательной серии выборов), но как особую образовательную деятельность, нацеленную на формирование способности осуществлять выбор будущей профессии и ряда профориентационных компетенций. Важнейшие среди таких компетенций выражаются в готовности человека:
- осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения;
- ставить и корректировать адекватные ближние и дальние цели на пути своего образовательного и профессионального продвижения;
- проектировать и планировать свой образовательный и профессиональный (карьерный) маршрут в отношении его ближней, средней и дальней перспективы;
- успешно осуществлять и при необходимости корректировать и планировать свой образовательно-профессиональный маршрут;
при возникновении необходимости запрашивать помощь специалистов. Многоуровневый подход в сопровождении профессионального самоопределения осуществляется на двух уровнях: микро и макро.
Микроуровень - психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, которое реализуется в непосредственном взаимодействии обучающегося с педагогом, профконсультантом, психологом, мастером-наставником, представителем работодателя и т.д. Макроуровень предполагает комплексное сопровождение профессионального самоопределения, реализуемое на локальном, муниципальном и региональном уровнях и включающее в себя нормативно-правовое, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение данного процесса.
Организация сопровождения профессионального самоопределения личности осложняется тем, что она преследует две взаимосвязанные и взаимодополняющие, но все же принципиально различные цели: