Действующий
Инновационное развитие региона требует подготовки кадров в сферах науки, образования, технологий и инноваций в промышленности. Таким образом, принципы преемственности и развития являются основополагающими при разработке настоящей Концепции, определяющей приоритеты деятельности в сфере сопровождения профессионального самоопределения населения региона.
Настоящая Концепция определяет теоретическую базу и основные направления деятельности по сопровождению профессионального самоопределения.
Объектом, который описывает Концепция, является организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, направленное на самостоятельное и осознанное нахождение человеком личностных смыслов профессиональной деятельности и возможности реализации с учетом потребности экономики Челябинской области.
Предметом Концепции является обоснование нормативно-правового, психолого-педагогического и ресурсного обеспечения процессов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, реализуемого на институциональном, муниципальном, региональном уровнях.
Область применения Концепции ограничена рамками целевых аудиторий - обучающимися на всех уровнях образования, начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным. Основные идеи Концепции, связанные с непрерывностью процессов сопровождения профессионального самоопределения и становлением субъекта социально-профессионального саморазвития, осуществляются в основном в сфере образования, для остальных же субъектов профориентационной деятельности (работодателей, представителей органов и организаций труда и занятости и др.) самоопределяющийся человек воспринимается прежде всего как объект воздействия, призванный удовлетворить кадровые потребности экономической сферы.
В этой связи основная доля ответственности ложится на систему образования, осуществляющую организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области. Однако комплексная работа по профессиональной ориентации и самостоятельному выбору профессии молодыми людьми может стать реальной силой региональной кадровой политики при системной государственной поддержке. При том, что профориентационная работа, способствующая осознанному и результативному профессиональному самоопределению человека, традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, она обладает рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многоуровневый, многосторонний, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени; соотнесение результатов личного выбора и потребностей социально-экономического развития региона и др. Социально-экономическая эффективность работы по профессиональной ориентации заметно повышается при включении ее в общую систему государственной кадровой политики. Это, в свою очередь, требует реализации особой политики государства и региональной власти в том числе, в области сопровождения профессионального самоопределения.
Настоящая Концепция разработана в рамках основных нормативных документов, обеспечивающих региональную политику экономического развития с целью определения и обоснования организационно-педагогических и научно-методических основ такой политики и условий ее реализации (Приложение).
Таким образом, настоящая Концепция становится документом, регулирующим деятельность всех заинтересованных в реализации региональной кадровой политики сторон и обеспечивающим поддержку населения области, нуждающегося в профессиональном самоопределении для дальнейшей эффективной самореализации в жизни.
Цели, задачи, содержание и структура Концепции определены на основе государственной социальной политики в интересах населения с учетом социального контекста образовательной среды и экономического пространства Челябинской области, а также фактических возможностей образовательных организаций, включенных в систему профориентационной работы области.
Исполнение Концепции обеспечивается управленческими решениями, соответствующими фактическому состоянию кадровой, программно-методической, материально-технической баз организаций и учреждений, включенных в систему сопровождения профессионального самоопределения населения Челябинской области.
Деятельность - свойственная исключительно человеку форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен терминами "обучающийся", "оптант".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самоопределения наставляемого.
Обучающийся - лицо, получающее образование в образовательной организации, вне зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации.
Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения - комплексная система работы, направленная на повышение эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, и включающая в себя организационно-управленческое, научно-методическое, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на региональном уровне.
Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.
Профессиональная ориентация (профориентация) - система действий по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, реализуемого на всех уровнях управления процессами сопровождения профессионального самоопределения.
и 2) овладения необходимым для этого инструментарием (знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями) - инструментально-технологическая сторона профессионального самоопределения.
Субъект профессионального самоопределения - личность, помещаемая в систему сопровождения профессионального самоопределения {оптант).
Профессиональный выбор - результат профессионального самоопределения, заключающийся в выборе сферы профессиональной деятельности.
Практико-ориентированное мероприятие - профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному выбору профессии.
3. Актуальность проблемы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области
Постоянные изменения социально-экономической ситуации требуют корректировки в сфере подготовки специалистов, готовности к появлению новых профессий и следовательно, периодического внесения корректив в проектируемую систему сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В связи с этим реализация настоящей Концепции предусмотрена в форме последовательно сменяющих друг друга этапов. Современный этап профориентационной работы в Челябинской области обусловлен потребностями региональной экономики в кадрах и опирается на данные "Информационной системы прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области", обеспечивающей прогноз потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Практическая ценность прогнозирования заключается в подготовке заблаговременно научно обоснованных проектов и предполагает выявление желательного направления развития региона.
Прогнозирование потребности региональной экономики в кадрах в настоящее время становится основой разработки системы управления трудовым и образовательным потенциалом региона и нацелено на определение объема и структуры подготовки кадров, соответствующих потребностям региональной экономики и решению задач, поставленных Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года. На этой основе возникает возможность и необходимость совершенствования регионального управления, нацеленного на обеспечение сбалансированного рынка труда, рынка образовательных услуг, построения системы профориентационной деятельности.
За последние десять лет наметились существенные сдвиги в распределении валового регионального продукта Челябинской области по отраслям: сократилась роль отраслей таких видов экономической деятельности, как "Обрабатывающие производства", "Оптовая и розничная торговля", "Транспорт и связь" в формировании конечного общественного продукта; в то же время возросло участие отраслей "Операции с недвижимым имуществом", "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", "Добыча полезных ископаемых", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "Образование", "Государственное управление". Таким образом, в экономике региона продолжаются структурные сдвиги, в том числе и в сторону отраслей непроизводственной сферы, что находит отражение в структуре спроса экономики на рабочую силу.
Конечным результатом системной работы должно стать обеспечение кадровых потребностей региональной экономики и ее развития. В этой связи важным элементом выстраивания системы профориентационной работы в регионе является повышение привлекательности профессий, востребованных на региональном рынке труда.
Сокращение числа выпускников технических специальностей привело к тому, что квалифицированные специалисты высшего эшелона отдельных отраслей производства вплотную подошли к пенсионному возрасту, рабочие профессии у молодежи не популярны, а уровень среднего руководящего состава требует серьезного пополнения и повышения квалификации. Проблема будет решена только тогда, когда спрос на специалистов различных сфер экономики будет равен предложениям, поступающим от образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в связи с трудоустройством своих выпускников.
Многие абитуриенты, поступающие в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, руководствуются при выборе профессии не интересом в конкретной специальности, а совершенно случайными мотивами (влияние родителей, друзей, расположение), и за время обучения не овладевают в должной мере знаниями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.
В свою очередь, абитуриенты, поступающие в образовательные организации профессионального и высшего образования, должны иметь возможность после завершения обучения работать по специальности. Получая соответствующее образование, они должны не только связывать с будущей профессией (специальностью) свои профессиональные планы, но и реализовывать их в процессе трудовой деятельности. Важно формировать профессиональную ориентацию у обучающихся, адекватную потребностям региональной экономики.
Следует отметить, что наиболее ощутимый недостаток обеспечения потребности экономики Челябинской области выпуском лиц, овладевших профессиональным образованием, сложился в рамках таких укрупненных групп специальностей, как 15.00.00 Машиностроение, 22.00.00 Технологии материалов, 35.00.00 Сельское, лесное, рыбное хозяйство, 38.00.00 Экономика и управление, 46.00.00 Исторические науки и археология.
Прогноз общей кадровой потребности Челябинской области показал, что при сохранении существующих тенденций в развитии экономики региона и ее отраслей в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет наблюдаться небольшой прирост кадровой потребности. К концу среднесрочного периода (2024 год) по отношению к 2019 году прогнозируется прирост потребности на 3,09 %, а к концу долгосрочного периода (2036 год) кадровая потребность прирастет еще на 2,49 %. Невысокий рост потребности в кадрах в условиях развивающейся экономики объясняется ростом производительности труда в результате автоматизации, цифровизации производственных процессов в сфере материального производства и сфере услуг.
Складывающаяся ситуация требует разрешения противоречия между спросом на специалистов различных сфер экономики и предложением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования с учетом показателей трудоустройства выпускников.
Профессиональное самоопределение человека обуславливает личный успех в трудовой деятельности и является обеспечивающей основой в его карьерном росте. Однако, как показывают современные исследования, за последнее время возросло количество выпускников школ, не определившихся в профессиональных намерениях.
Трудовая деятельность невозможна без учета профессиональных интересов. А интересы, в свою очередь, являются сильным побудительным фактором, обуславливающим выбор профессии. Для осуществления эффективной профориентационной работы с обучающимися на начальном этапе необходимо выявить их профессиональные предпочтения и склонности к различным видам профессиональной деятельности, после чего осуществлять непосредственно сопровождение профессионального самоопределения. Выявление профессиональных предпочтений в сфере трудовой деятельности предполагает использование различных методик (опросники, тесты, мониторинги).
По результатам мониторинга образовательных предпочтений выпускников 9 классов, проводимого ГБНОУ ОК "Смена" в 2020 году, менее 50% обучающихся 9 классов определились с направлением профессионального образования, причем всего 10% из них ориентированы на рабочие профессии. Кроме того, около 50% обучающихся, рассматривая для себя обучение в системе среднего профессионального образования, учитывают узкий спектр выбираемых профессий и специальностей и не владеют информацией о наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессиях.
Мониторинг образовательных предпочтений выпускников 11 классов 2019 года, проводимого ГБУ ДПО "РЦОКИО", показали, что фактические результаты поступления в учебные заведения выпускников Челябинской области во многом соответствуют их целевым установкам. Результаты анкетирования показали: 82% выпускников были ориентированы на поступление в организации высшего образования, в организации профессионального образования - 8%. По итогам приемной кампании 2019 года большинство из тех, кто планировал поступать в организации высшего образования, были в них зачислены (75%). Те выпускники, кому это не удалось, поступили в профессиональные образовательные организации, в связи с чем, процент поступивших в них на 10% превышает процент желающих получить среднее профессиональное образование. Кроме того, была выявлена тенденция увеличения процента поступивших на программы среднего профессионального образования по мере снижения среднего балла ЕГЭ. Наиболее популярными специальностями высшего образования среди выпускников Челябинской области стали следующие направления подготовки: "Экономика и управление", "Информатика и вычислительная техника", "Педагогика", "Медицина", "Юриспруденция". Стоит отметить и тот факт, что обучающиеся довольно часто выбирают специальности технической направленности. Вместе с тем, данный мониторинг выявил и проблему ранней профессиональной ориентации: лишь 16% выпускников 11 классов задумались о своей будущей специальности в 5-9 классах. Большинство респондентов (78%) приняли решение о будущем месте обучения в старших классах. При этом, рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обуславливают необходимость профессионального самоопределения человека в более раннем возрасте, с целью формирования у него к моменту окончания школы осознанного профессионального выбора и определения пути дальнейшего профессионального образования.
На профессиональное самоопределение человека влияет множество факторов. Семья, повседневное общение в социуме, средства массовой информации воздействуют на этот процесс не меньше, чем специально организованные профориентационные мероприятия в образовательных организациях и на производственных предприятиях.
Социальная миссия работы по сопровождению профессионального самоопределения населения состоит в формировании единого профориентационного пространства Челябинской области, способного сбалансировать интересы обучающихся и их семей, работодателей, образовательных организаций разного типа и уровня, государства, общественных структур, специалистов в области профориентации. Однако следует понимать, что в приоритете профессионального самоопределения будут находиться все-таки интересы личности. Профессиональный выбор должен быть реализован как предмет социального договора, основными субъектами которого являются оптант (если несовершеннолетний, то его родитель (законный представитель)) работодатель. Согласование интересов личности, экономической сферы, общества и государства должно рассматриваться как конечный результат и как основной показатель эффективности деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, и как проблема, которую необходимо решать в самом непосредственном будущем.
Таким образом, актуальность проблемы сопровождения профессионального самоопределения как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями обучающихся. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, по своему назначению должно оказать существенное влияние на выбор жизненного пути человека, адаптацию его в выбранной профессии и рациональное распределение трудовых ресурсов.
4. Основные идеи Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области
1. Системность и комплексность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, ее регионально-государственная координация
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области должно представлять собой комплексный процесс, осуществляемый в единой профориентационной среде и координируемый на региональном уровне.
Создание единой среды предполагает приобщение к сопровождению профессионального определения обучающихся специалистов различных профессиональных профилей из образовательных организаций всех уровней (педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, профконсультантов, мастеров производственного обучения, наставников на производстве и др.). Необходимо четкое определение их конкретных задач в обеспечении единого процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Объединение всех факторов влияния в одну систему, которая бы безотказно "работала" на личность, учитывая при этом ее предпочтения и возможности в согласии с потребностями регионального рынка труда, должно обеспечить создание и наполнение такой единой профориентационной среды.
Риском для этой ситуации становится несоотнесенность задач субъектов сопровождения и несогласованность их действий. Миссия работы по сопровождению профессионального самоопределения состоит в том, чтобы согласовать и выровнять действия в отношении субъекта профессионального выбора, оказывая помощь при необходимости и формируя компетенции профессионального выбора. В условиях стремительно меняющейся социально-экономической ситуации в регионе и стране современное общество предъявляет новые профессиональные требования к молодому поколению.
Не сформировав единой профориентационной среды, основанной на сочетании разных подходов - личностно-, социально-, экономически-, государственно-ориентированного, трудно ожидать планируемого конечного результата сопровождения - повышения качества трудовых ресурсов (с точки зрения: производительности труда, качества профессиональной мотивации, удовлетворенности своей профессиональной деятельностью). В этих результатах заинтересовано множество социальных субъектов (обучающиеся и их семьи, работодатели, образовательные организации разного типа и уровня, государство, общественные структуры, специалисты в области профориентации). Поэтому очень важно, чтобы не только цели, но и различные направления данной работы и соответствующие методы не противоречили, а взаимно дополняли друг друга.