(Действующий) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Руководство по безопасности
при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок"
(РБ-009-21)

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок" (РБ-009-21) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85 (зарегистрирован Минюстом России 19 марта 2012 г., регистрационный N 23509) (далее - НП-090-11).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по разработке программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок.
3. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения специалистами эксплуатирующих организаций, выполняющих разработку программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок, а также специалистами организаций, выполняющих работы и (или) предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций.
Перечень сокращений приведен в приложении к настоящему Руководству по безопасности.

II. Рекомендуемое содержание программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок

4. Рекомендуется включить в разрабатываемую ПОК(Э) АС/ИЯУ следующие разделы: "Политика в области качества", "Организационная деятельность", "Управление персоналом", "Управление документацией", "Контроль проектирования (конструирования)", "Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг", "Производственная деятельность", "Метрологическое обеспечение", "Обеспечение качества программных средств и расчетных методик", "Обеспечение надежности", "Управление несоответствиями", "Аудиты (проверки)" с учетом рекомендаций, приведенных в главе III настоящего Руководства по безопасности, а также требований к ПОК(Э) АС/ИЯУ организаций, выполняющих работы и (или) предоставляющих услуги для ЭО (в случае наличия таких требований) при эксплуатации АС/ИЯУ.
В ПОК(Э) АС/ИЯУ могут быть включены, в зависимости от характера деятельности, осуществляемой на этапе эксплуатации АС/ИЯУ, разделы с описанием порядка реализации соответствующих организационных и технических мероприятий по обеспечению качества, а также разделы и приложения, предусмотренные внутренними требованиями АС/ИЯУ к оформлению документов.
В ПОК(Э) АС/ИЯУ допускается не включать разделы, в соответствии с которыми деятельность не осуществляется (при условии отсутствия соответствующих функций в деятельности организаций).
5. По каждому направлению деятельности, указанному в ПОК(Э) АС/ИЯУ, рекомендуется приводить ссылки на документы, в которых регламентированы описанные в ПОК(Э) АС/ИЯУ процедуры.
6. Организациям, выполняющим работы и (или) предоставляющим услуги ЭО при эксплуатации АС/ИЯУ, рекомендуется разрабатывать ПОК применительно к осуществляемой ими деятельности на этапе эксплуатации АС/ИЯУ в соответствии с требованиями НП-090-11, других нормативных правовых актов в области использования атомной энергии, а также с учетом требований общей ПОК эксплуатируемой АС/ИЯУ к частным ПОК, требований ПОК, разработанной организацией, которая привлекла их к выполнению работ, связанных с эксплуатацией АС/ИЯУ, а также выполнять согласование разработанной ПОК в соответствии с порядком, установленным ЭО.

III. Рекомендуемое содержание разделов программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок

7. При описании "Политики в области качества" рекомендуется приводить следующую информацию:
безопасность АС/ИЯУ включает ядерную, радиационную, техническую, промышленную (только для АС), пожарную и экологическую безопасность. Обеспечение безопасности при выполнении и контроле выполнения работ, связанных с эксплуатацией АС/ИЯУ, является приоритетной задачей по отношению к любым другим задачам, в том числе связанным с достижением намеченных экономических и производственных показателей эксплуатации АС/ИЯУ;
основные цели в области качества, в том числе: обеспечение безопасности и физической защиты АС/ИЯУ; достижение экономических показателей и конкурентоспособности на рынках производимой продукции и оказываемых услуг, снижение себестоимости продукции и продолжительности производственного цикла (только для АС); развитие квалификационного потенциала и компетенций персонала; совершенствование системы менеджмента с учетом требований законодательства (в том числе ФНП), положений документов МАГАТЭ, национальных и международных стандартов по системам менеджмента, включая СМК;
методы достижения целей в области качества, направленные на создание уверенности в том, что требования к качеству выполнения работ при эксплуатации АС/ИЯУ будут соблюдены, и включающие: выполнение решений, указаний и требований федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии; обеспечение результативности применяемых процессов, выполняемых процедур, качества продукции, работ, услуг (в том числе в исследовательских целях); распределение функций между подразделениями, наделение персонала полномочиями, соответствующими возложенной ответственности; изучение и применение положительного отечественного и зарубежного опыта эксплуатации АС/ИЯУ; управление рисками и принятие обоснованных решений на основе результатов оценки рисков; осуществление корректирующих и предупреждающих мероприятий по результатам анализа нарушений и иных событий в работе АС/ИЯУ; поддержание результативности выполнения ПОК(Э) АС/ИЯУ, в том числе на основе проведения их проверок (аудитов); вовлечение всех работников АС/ИЯУ в процессы, связанные с поддержанием результативности и улучшением системы менеджмента организации, включая СМК;
обязательства руководства организации в области качества, предусматривающие, в том числе: доведение до сведения всего персонала организации политики в области качества; выделение необходимых трудовых, материальных, технических, информационных и финансовых ресурсов с целью достижения установленных целей в области качества; повышение результативности СМК и деятельности по обеспечению качества.
8. В ПОК(Э) АС/ИЯУ рекомендуется приводить следующие сведения:
описание основания для разработки ПОК(Э) АС/ИЯУ, в котором рекомендуется привести ссылки на нормативные правовые акты и иные документы в области использования атомной энергии, в соответствии с которыми разработана ПОК(Э) АС/ИЯУ;
информацию об АС/ИЯУ (включая полное и краткое наименование ЭО);
описание области распространения ПОК(Э) АС/ИЯУ, в котором рекомендуется указать ОИАЭ, виды деятельности, перечень выполняемых работ или оказываемых услуг в рамках разрешенного вида деятельности, на которые распространяется ПОК(Э) АС/ИЯУ. При описании области распространения ПОК(Э) АС/ИЯУ рекомендуется отметить, что знание и исполнение положений вводимой ПОК(Э) АС/ИЯУ обязательно для персонала АС/ИЯУ (в объеме его должностных обязанностей), а также персонала организаций, выполняющих работы и (или) предоставляющих услуги для ЭО при эксплуатации АС/ИЯУ, а руководство АС/ИЯУ обеспечивает доступность ПОК(Э) АС/ИЯУ для ознакомления персонала организации, а также предоставляет ее организациям, выполняющим работы и (или) предоставляющим услуги для ЭО при эксплуатации АС/ИЯУ (при необходимости);
информацию по другим связанным с ПОК(Э) АС/ИЯУ действующим или планируемым к разработке ПОК (при наличии таких ПОК);
информацию о действующих в ЭО АС/ИЯУ лицензиях, дающих право на осуществление видов деятельности при эксплуатации АС/ИЯУ;
сведения об организационно-распорядительной документации, которой ПОК(Э) АС/ИЯУ вводится в действие, а также информацию о том, что ПОК(Э) АС/ИЯУ вводится впервые или взамен ранее действовавшей программы*.
9. При описании порядка пересмотра и внесения изменений и дополнений в ПОК(Э) АС/ИЯУ рекомендуется указать следующие основания для пересмотра и внесения изменений и дополнений:
результаты внутренних и внешних проверок (аудитов), в том числе проверок Ростехнадзора;
изменение организационной структуры ЭО (в части, касающейся изменений основных функциональных обязанностей, полномочий и ответственности должностных лиц, руководящих разработкой и реализацией ПОК(Э) АС/ИЯУ, контролирующих выполнение и оценивающих результативность ее выполнения, а также в части изменений функций и порядка взаимодействия подразделений, участвующих в реализации ПОК(Э) АС/ИЯУ);
ввод в действие новых ФНП и других НД или изменений к ним, связанных с безопасностью АС/ИЯУ и качеством работ, выполняемых при эксплуатации АС/ИЯУ, и с учетом опыта эксплуатации АС/ИЯУ;
изменение действующих документов, регламентирующих выполнение работ при эксплуатации АС/ИЯУ;
изменение порядка взаимодействия и ответственности организаций, участвующих в деятельности, на которую распространяется ПОК(Э) АС/ИЯУ;
изменения в производственной деятельности при эксплуатации АС/ИЯУ.
Внесение изменений и дополнений в ПОК(Э) АС/ИЯУ рекомендуется осуществлять путем замены страниц.
10. В составе кратких сведений о СМК, разработанной в соответствии с положениями национальных и (или) международных стандартов, рекомендуется в ПОК(Э) АС/ИЯУ приводить следующую информацию:
организационно-технические и другие мероприятия по обеспечению качества, приведенные в ПОК(Э) АС/ИЯУ, основываются на дифференцированном подходе, учитывающем классификации систем (элементов) и сооружений ОИАЭ по их влиянию на безопасность ОИАЭ в соответствии с ФНП (с указанием ФНП);
сопровождение и выполнение ПОК(Э) АС/ИЯУ осуществляются лицами, отвечающими за выполнение конкретной работы или за осуществление направления деятельности при эксплуатации АС/ИЯУ;
контроль качества деятельности осуществляется компетентными специалистами, которые не несут непосредственной ответственности за контролируемую деятельность, не участвовали в проверяемой работе;
работы, влияющие на безопасность АС/ИЯУ, выполняются по разработанной документации.
11. В разделе "Организационная деятельность" рекомендуется отметить, что организационно-функциональная структура управления организации - разработчика ПОК вместе с положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями (с указанием, при необходимости, других, действующих в организации документов (стандарты организации, положения по направлениям и видам деятельности) составляют комплект документов, регламентирующих деятельность работников, их права, ответственность и обязанности и устанавливают порядок их взаимодействия.
В составе сведений об организационной структуре управления организации в части, относящейся к выполнению ПОК, рекомендуется привести:
ссылки на документы, определяющие организационно-правовую форму ЭО АС/ИЯУ (филиала/подразделений организации), например устав организации, положение о филиале либо иных подразделениях организации, участвующих в эксплуатации АС/ИЯУ;
ссылки на нормативные и правовые акты, составляющие правовую основу осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией АС/ИЯУ;
схему организационной структуры ЭО в части, относящейся к эксплуатации/выполнению работ и оказанию услуг АС/ИЯУ (схему организационной структуры допускается приводить в приложении к ПОК(Э) АС/ИЯУ).
12. При описании порядка управления организационными изменениями, рекомендуется приводить сведения о:
определении цели изменений (желаемых результатов);
оценке вариантов действий для получения желаемых результатов и разработке плана реализации изменений;
проведении анализа плана реализации изменений на предмет оценки влияния изменений на безопасность АС/ИЯУ и (или) качество выполняемых работ;
принятии решения по внедрению изменений;
реализации изменений с документированием их хода и результатов.
13. В составе краткой информации об основных функциональных обязанностях, полномочиях и ответственности должностных лиц, руководящих разработкой и реализацией ПОК, а также контролирующих выполнение и оценивающих результативность выполнения ПОК, включая информацию о распределении ответственности лиц (подразделений), выполняющих работы и осуществляющих контроль их качества, рекомендуется приводить сведения о: