(Действующий) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 сентября 2021 г. N 334 "Об утверждении руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок"

В целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
Утвердить прилагаемое к настоящему приказу руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок".
Руководитель
А.В. Трембицкий
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 27 сентября 2021 г. N 334

Руководство по безопасности
при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок"
(РБ-009-21)

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок" (РБ-009-21) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85 (зарегистрирован Минюстом России 19 марта 2012 г., регистрационный N 23509) (далее - НП-090-11).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по разработке программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок.
3. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения специалистами эксплуатирующих организаций, выполняющих разработку программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок, а также специалистами организаций, выполняющих работы и (или) предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций.
Перечень сокращений приведен в приложении к настоящему Руководству по безопасности.

II. Рекомендуемое содержание программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок

4. Рекомендуется включить в разрабатываемую ПОК(Э) АС/ИЯУ следующие разделы: "Политика в области качества", "Организационная деятельность", "Управление персоналом", "Управление документацией", "Контроль проектирования (конструирования)", "Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг", "Производственная деятельность", "Метрологическое обеспечение", "Обеспечение качества программных средств и расчетных методик", "Обеспечение надежности", "Управление несоответствиями", "Аудиты (проверки)" с учетом рекомендаций, приведенных в главе III настоящего Руководства по безопасности, а также требований к ПОК(Э) АС/ИЯУ организаций, выполняющих работы и (или) предоставляющих услуги для ЭО (в случае наличия таких требований) при эксплуатации АС/ИЯУ.
В ПОК(Э) АС/ИЯУ могут быть включены, в зависимости от характера деятельности, осуществляемой на этапе эксплуатации АС/ИЯУ, разделы с описанием порядка реализации соответствующих организационных и технических мероприятий по обеспечению качества, а также разделы и приложения, предусмотренные внутренними требованиями АС/ИЯУ к оформлению документов.
В ПОК(Э) АС/ИЯУ допускается не включать разделы, в соответствии с которыми деятельность не осуществляется (при условии отсутствия соответствующих функций в деятельности организаций).
5. По каждому направлению деятельности, указанному в ПОК(Э) АС/ИЯУ, рекомендуется приводить ссылки на документы, в которых регламентированы описанные в ПОК(Э) АС/ИЯУ процедуры.
6. Организациям, выполняющим работы и (или) предоставляющим услуги ЭО при эксплуатации АС/ИЯУ, рекомендуется разрабатывать ПОК применительно к осуществляемой ими деятельности на этапе эксплуатации АС/ИЯУ в соответствии с требованиями НП-090-11, других нормативных правовых актов в области использования атомной энергии, а также с учетом требований общей ПОК эксплуатируемой АС/ИЯУ к частным ПОК, требований ПОК, разработанной организацией, которая привлекла их к выполнению работ, связанных с эксплуатацией АС/ИЯУ, а также выполнять согласование разработанной ПОК в соответствии с порядком, установленным ЭО.

III. Рекомендуемое содержание разделов программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных установок

7. При описании "Политики в области качества" рекомендуется приводить следующую информацию:
безопасность АС/ИЯУ включает ядерную, радиационную, техническую, промышленную (только для АС), пожарную и экологическую безопасность. Обеспечение безопасности при выполнении и контроле выполнения работ, связанных с эксплуатацией АС/ИЯУ, является приоритетной задачей по отношению к любым другим задачам, в том числе связанным с достижением намеченных экономических и производственных показателей эксплуатации АС/ИЯУ;
основные цели в области качества, в том числе: обеспечение безопасности и физической защиты АС/ИЯУ; достижение экономических показателей и конкурентоспособности на рынках производимой продукции и оказываемых услуг, снижение себестоимости продукции и продолжительности производственного цикла (только для АС); развитие квалификационного потенциала и компетенций персонала; совершенствование системы менеджмента с учетом требований законодательства (в том числе ФНП), положений документов МАГАТЭ, национальных и международных стандартов по системам менеджмента, включая СМК;
методы достижения целей в области качества, направленные на создание уверенности в том, что требования к качеству выполнения работ при эксплуатации АС/ИЯУ будут соблюдены, и включающие: выполнение решений, указаний и требований федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии; обеспечение результативности применяемых процессов, выполняемых процедур, качества продукции, работ, услуг (в том числе в исследовательских целях); распределение функций между подразделениями, наделение персонала полномочиями, соответствующими возложенной ответственности; изучение и применение положительного отечественного и зарубежного опыта эксплуатации АС/ИЯУ; управление рисками и принятие обоснованных решений на основе результатов оценки рисков; осуществление корректирующих и предупреждающих мероприятий по результатам анализа нарушений и иных событий в работе АС/ИЯУ; поддержание результативности выполнения ПОК(Э) АС/ИЯУ, в том числе на основе проведения их проверок (аудитов); вовлечение всех работников АС/ИЯУ в процессы, связанные с поддержанием результативности и улучшением системы менеджмента организации, включая СМК;
обязательства руководства организации в области качества, предусматривающие, в том числе: доведение до сведения всего персонала организации политики в области качества; выделение необходимых трудовых, материальных, технических, информационных и финансовых ресурсов с целью достижения установленных целей в области качества; повышение результативности СМК и деятельности по обеспечению качества.
8. В ПОК(Э) АС/ИЯУ рекомендуется приводить следующие сведения:
описание основания для разработки ПОК(Э) АС/ИЯУ, в котором рекомендуется привести ссылки на нормативные правовые акты и иные документы в области использования атомной энергии, в соответствии с которыми разработана ПОК(Э) АС/ИЯУ;
информацию об АС/ИЯУ (включая полное и краткое наименование ЭО);
описание области распространения ПОК(Э) АС/ИЯУ, в котором рекомендуется указать ОИАЭ, виды деятельности, перечень выполняемых работ или оказываемых услуг в рамках разрешенного вида деятельности, на которые распространяется ПОК(Э) АС/ИЯУ. При описании области распространения ПОК(Э) АС/ИЯУ рекомендуется отметить, что знание и исполнение положений вводимой ПОК(Э) АС/ИЯУ обязательно для персонала АС/ИЯУ (в объеме его должностных обязанностей), а также персонала организаций, выполняющих работы и (или) предоставляющих услуги для ЭО при эксплуатации АС/ИЯУ, а руководство АС/ИЯУ обеспечивает доступность ПОК(Э) АС/ИЯУ для ознакомления персонала организации, а также предоставляет ее организациям, выполняющим работы и (или) предоставляющим услуги для ЭО при эксплуатации АС/ИЯУ (при необходимости);
информацию по другим связанным с ПОК(Э) АС/ИЯУ действующим или планируемым к разработке ПОК (при наличии таких ПОК);
информацию о действующих в ЭО АС/ИЯУ лицензиях, дающих право на осуществление видов деятельности при эксплуатации АС/ИЯУ;
сведения об организационно-распорядительной документации, которой ПОК(Э) АС/ИЯУ вводится в действие, а также информацию о том, что ПОК(Э) АС/ИЯУ вводится впервые или взамен ранее действовавшей программы*.
9. При описании порядка пересмотра и внесения изменений и дополнений в ПОК(Э) АС/ИЯУ рекомендуется указать следующие основания для пересмотра и внесения изменений и дополнений:
результаты внутренних и внешних проверок (аудитов), в том числе проверок Ростехнадзора;
изменение организационной структуры ЭО (в части, касающейся изменений основных функциональных обязанностей, полномочий и ответственности должностных лиц, руководящих разработкой и реализацией ПОК(Э) АС/ИЯУ, контролирующих выполнение и оценивающих результативность ее выполнения, а также в части изменений функций и порядка взаимодействия подразделений, участвующих в реализации ПОК(Э) АС/ИЯУ);
ввод в действие новых ФНП и других НД или изменений к ним, связанных с безопасностью АС/ИЯУ и качеством работ, выполняемых при эксплуатации АС/ИЯУ, и с учетом опыта эксплуатации АС/ИЯУ;
изменение действующих документов, регламентирующих выполнение работ при эксплуатации АС/ИЯУ;
изменение порядка взаимодействия и ответственности организаций, участвующих в деятельности, на которую распространяется ПОК(Э) АС/ИЯУ;
изменения в производственной деятельности при эксплуатации АС/ИЯУ.
Внесение изменений и дополнений в ПОК(Э) АС/ИЯУ рекомендуется осуществлять путем замены страниц.
10. В составе кратких сведений о СМК, разработанной в соответствии с положениями национальных и (или) международных стандартов, рекомендуется в ПОК(Э) АС/ИЯУ приводить следующую информацию:
организационно-технические и другие мероприятия по обеспечению качества, приведенные в ПОК(Э) АС/ИЯУ, основываются на дифференцированном подходе, учитывающем классификации систем (элементов) и сооружений ОИАЭ по их влиянию на безопасность ОИАЭ в соответствии с ФНП (с указанием ФНП);
сопровождение и выполнение ПОК(Э) АС/ИЯУ осуществляются лицами, отвечающими за выполнение конкретной работы или за осуществление направления деятельности при эксплуатации АС/ИЯУ;
контроль качества деятельности осуществляется компетентными специалистами, которые не несут непосредственной ответственности за контролируемую деятельность, не участвовали в проверяемой работе;
работы, влияющие на безопасность АС/ИЯУ, выполняются по разработанной документации.
11. В разделе "Организационная деятельность" рекомендуется отметить, что организационно-функциональная структура управления организации - разработчика ПОК вместе с положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями (с указанием, при необходимости, других, действующих в организации документов (стандарты организации, положения по направлениям и видам деятельности) составляют комплект документов, регламентирующих деятельность работников, их права, ответственность и обязанности и устанавливают порядок их взаимодействия.
В составе сведений об организационной структуре управления организации в части, относящейся к выполнению ПОК, рекомендуется привести:
ссылки на документы, определяющие организационно-правовую форму ЭО АС/ИЯУ (филиала/подразделений организации), например устав организации, положение о филиале либо иных подразделениях организации, участвующих в эксплуатации АС/ИЯУ;
ссылки на нормативные и правовые акты, составляющие правовую основу осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией АС/ИЯУ;
схему организационной структуры ЭО в части, относящейся к эксплуатации/выполнению работ и оказанию услуг АС/ИЯУ (схему организационной структуры допускается приводить в приложении к ПОК(Э) АС/ИЯУ).
12. При описании порядка управления организационными изменениями, рекомендуется приводить сведения о: