(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 30 декабря 2020 г....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства Челябинской области от 30 декабря 2020 г. N 806-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие науки в Челябинской области"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Челябинской области от 25.07.2013 г. N 148-П "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Развитие науки в Челябинской области".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Председатель Правительства
Челябинской области
А.Л. Текслер
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 30 декабря 2020 г. N 806-П

Государственная программа
Челябинской области "Развитие науки в Челябинской области"

Паспорт
государственной программы Челябинской области "Развитие науки в Челябинской области"

Ответственный исполнитель государственной программы-Министерство образования и науки Челябинской области (далее именуется - Минобрнауки Челябинской области)
Соисполнители государственной программы-отсутствуют
Подпрограммы государственной программы-отсутствуют
Основная цель (основные цели) государственной программы-поддержка и развитие фундаментальной и прикладной науки по приоритетным направлениям научно-технологического развития в Челябинской области
Основные задачи государственной программы-создание условий для проведения в Челябинской области фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок путем консолидации усилий и ресурсов государства, предпринимательства, науки, образовательных организаций;создание условий для привлечения и закрепления в Челябинской области ученых
Целевые показатели (индикаторы) конечного результата государственной программы-количество фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, проводимых с использованием средств областного бюджета;
количество ученых, работающих в научных организациях, организациях, осуществляющих научную или научно-техническую деятельность, зарегистрированных на территории Челябинской области, признанных победителями областных конкурсов в сфере науки
Этапы и сроки реализации государственной программы-государственная программа реализуется в 2021 - 2024 годах в 1 этап
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы-общий объем финансирования государственной программы в 2021-2024 годах составит 1 973 008,51 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 1 973 008,51 тыс. рублей, из них по годам:2021 год - 215 000,00 тыс. рублей;2022 год - 438 163,51 тыс. рублей;2023 год - 469 895,00 тыс. рублей;2024 год - 849 950,00 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации государственной программы-за период реализации государственной программы:увеличение количества фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, проводимых с использованием средств областного бюджета, до 109 единиц;увеличение количества ученых, работающих в научных организациях, организациях, осуществляющих научную или научно-техническую деятельность, зарегистрированных на территории Челябинской области, признанных победителями областных конкурсов в сфере науки, до 190 человек

Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы

1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" разработан и утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. N 16) национальный проект "Наука".
Целями национального проекта "Наука" является обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития; обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одним из показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов", является обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года, принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года" (далее именуется - Стратегия), определены следующие задачи:
1) задачей стратегического приоритета "Кадры мирового уровня" является консолидация усилий и ресурсов предпринимательства, науки, образовательных организаций для реализации программы подготовки кадров мирового уровня;
2) задачами основного направления развития научно-инновационной сферы Челябинской области являются:
создание условий для закрепления молодых кадров в Челябинской области, в том числе за счет повышения престижа высшего профессионального образования;
формирование научным сообществом при участии исполнительных органов Челябинской области направлений научных исследований, приоритетных для Челябинской области;
содействие проведению в Челябинской области региональных конкурсов, учрежденных федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский фонд фундаментальных исследований".
Эти задачи соответствуют основным направлениям развития и приоритетам федеральной политики в сфере науки, обозначенным в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Федеральном законе от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
В соответствии с указанными документами приоритетами в вопросах развития науки являются:
1) развитие интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями реального сектора экономики;
2) консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства;
3) создание условий для развития конкурентоспособных направлений фундаментальных научных исследований;
4) сохранение и развитие интеллектуального потенциала, повышение мотивации к научной, творческой и инновационной деятельности;
5) развитие механизмов стимулирования молодых ученых и специалистов к осуществлению эффективной научной, научно-технической и инновационной деятельности.
2. В Челябинской области 62 организации выполняют научные исследования и разработки.
Тенденция к увеличению численности организаций, выполняющих научные исследования и разработки, свидетельствует об активизации инновационных процессов в реальном секторе экономики Челябинской области, об усилении интереса руководства предприятий к проектированию передовых образцов техники и технологии.
Основу функционирования региональной научной системы составляет кадровый потенциал.
На конец 2019 года численность персонала, занятого исследованиями и разработками, возросла по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 438 человек, или на 2,9 процента, и составила 15600 человек (в 2018 году - 15162 человека). Уровень численности научных кадров в расчете на 10 тыс. среднегодовой численности занятых в экономике составил в 2019 году 149 человек (в 2018 году - 144 человека).
В составе персонала, занятого научными исследованиями и разработками, снизилась доля специалистов высшего звена (исследователей и техников), при этом возросла доля вспомогательного и прочего персонала. На конец 2019 года доля численности исследователей в общей численности научных работников составила 45,9 процента (в 2018 году - 48,3 процента), техников - 7,5 процента (в 2018 году - 7,7 процента), вспомогательного персонала 27,3 процента (в 2018 году - 25,8 процента), прочего персонала - 19,3 процента (в 2018 году - 18,2 процента).
В качестве персонала, занятого исследованиями и разработками, трудится 1189 человек, имеющих ученую степень, из них 925 человек (77,8 процента) - кандидаты наук и 264 (22,2 процента) - доктора наук. По сравнению с 2018 годом число кандидатов наук увеличилось на 25 человек или на 2,8 процента, при этом докторов наук стало меньше на 10 человек (на 3,6 процента).
Основными формами подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации являются аспирантура на базе высшего образования и докторантура. На конец 2019 года в Челябинской области подготовку всех аспирантов вели 12 образовательных организаций высшего образования. На конец 2019 года в аспирантуре обучалось 1344 человека - это на 129 человек (на 8,8 процента) меньше показателя предыдущего года. Число докторантов сократилось за год более чем вполовину (на 14 человек) и составило на конец 2019 года 12 человек.
Основные показатели развития науки представлены в таблице:
2017 год
2018 год
2019 год
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки
62
65
62
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками
15167
15162
15600
Численность аспирантов
1525
1473
1344
Численность докторантов
29
26
12
Внутренние затраты организаций, выполняющих научные исследования и разработки в Челябинской области, на научные исследования и разработки, в 2019 году уменьшились на 0,3 процента по сравнению с предыдущим годом и составили 21373,1 млн. рублей. В составе внутренних затрат организаций, выполняющих научные исследования и разработки в Челябинской области, на научные исследования и разработки, текущие внутренние затраты заняли основную долю - 87,3 процента (в 2018 году - 77,7 процента). Как и в предыдущие годы, основным источником финансирования внутренних затрат остаются средства федерального бюджета, на их долю приходилось 77,8 процента объема внутренних затрат (в 2018 году - 77,4 процента).
Объем научных исследований и разработок составил в 2019 году 36897,0 млн. рублей. Собственными силами организаций, выполняющих научные исследования и разработки в Челябинской области, выполнено 71,8 процента объема работ (26496,4 млн. рублей).
На развитие научной деятельности в 2019 году было направлено 3042,1 млн. рублей инвестиций в основной капитал, их доля в общем объеме инвестиций составила 1,3 процента (в 2018 году - 2,5 процента).
В Челябинской области реализован ряд мер, направленных на создание условий для развития научной деятельности:
1) заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Свердловской области, Правительством Челябинской области и Правительством Курганской области в целях реализации на территории Уральского федерального округа национального проекта "Наука";
2) заключено соглашение между Правительством Челябинской области и федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский фонд фундаментальных исследований" о сотрудничестве в сфере поддержки фундаментальных научных исследований;
3) сформирован научно-практический кластер ядерной медицины с собственными разработками;
4) действуют Совет при Губернаторе Челябинской области по вопросам высшего образования и науки, Совет молодых ученых и специалистов Челябинской области, Совет ректоров образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Челябинской области.
Развитие научно-технической сферы сдерживается следующими факторами:
1) снижение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, численности аспирантов и докторантов;
2) значительное число разрабатываемых исследований и разработок находятся на стадии экспериментальных образцов и требуют дополнительных мер государственной поддержки;
3) недостаточная информированность общества о разработках, фундаментальных и прикладных исследованиях, что мешает привлечению потенциальных инвесторов и внедрению инновационных продуктов в производство;
4) инфраструктура научно-образовательного и технологического развития находится на этапе становления.