(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.2-2020 "Стандартизация в Российской...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
При изложении требований к материалам, технологическому или испытательному оборудованию, полуфабрикатам, изделиям приводят их краткие конкретные функциональные свойства (параметры и характеристики) с указанием требований к основным показателям назначения, которым должны удовлетворять эти материалы. При изложении требований к материалам, оборудованию, изделиям или полуфабрикатам указание товарного знака или наименования производителя не допускается.
При изложении требований к эталонам, стандартным образцам и средствам измерений приводят их основные метрологические характеристики и условия их применения.
4.3.3 При разработке национального стандарта используют или учитывают:
- требования действующих на территории Российской Федерации технических регламентов;
- результаты научно-исследовательских работ, технических предложений, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ, а также аналитических работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- международные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
- информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, в том числе опыт применения на практике новых видов продукции и процессов;
- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
При необходимости разработчик также может учитывать региональные стандарты и технические регламенты, а также национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других государств.
4.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта национального стандарта - по ГОСТ Р 1.5.
4.3.5 При разработке национального стандарта на основе международного или регионального стандарта (регионального свода правил, стандарта или свода правил иностранного государства или иного документа по стандартизации иностранного государства) соблюдают соответствующие правила, установленные в ГОСТ Р 1.7.
4.3.6 При использовании документов, относящихся к объектам патентного права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации, а также руководствуются положениями основополагающих документов, принятых в международной стандартизации [5].
В том случае, если при разработке проекта национального стандарта включаются положения, связанные с использованием объектов патентного права, в том числе описания изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, разработчик стандарта обязан раскрыть информацию об использованных в стандарте принадлежащих ему патентах, а также об известных ему использованных патентах третьих лиц и обеспечить бессрочное лицензирование патента в интересах выполнения требований стандарта на безвозмездной основе. Не допускается включение в стандарт положений, связанных с использованием объектов патентного права, которые защищены патентом, если от патентообладателя (лицензиара) не получено предварительное согласие на бессрочное лицензирование патента в интересах выполнения требований стандарта на безвозмездной основе.
Информацию об использовании в стандарте объектов патентного права приводят в предисловии стандарта и в пояснительной записке к проекту национального стандарта.
Разногласия устраняются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации [6], на основе принципа соответствия целям и задачам стандартизации.
4.4 Для размещения соответствующей информации и документов по каждому этапу разработки национального стандарта используют Федеральную государственную информационную систему (ФГИС *) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.
──────────────────────────────
* ФГИС Росстандарта "БЕРЕСТА".
──────────────────────────────

5 Правила разработки и утверждения национальных стандартов

5.1 Организация разработки национального стандарта
Для организации разработки национального стандарта соответствующая тема должна быть включена в Программу национальной стандартизации, формируемую по ГОСТ Р 1.14, в соответствии с областью деятельности, на текущий год.
Если объект стандартизации не относится к области деятельности ни одного из существующих ТК (ПТК), то предварительно проводят работы по созданию нового ТК (ПТК) в соответствии с положениями федерального законодательства [3] и основополагающих национальных стандартов.
5.2 Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение, подготовка сводки отзывов
5.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к нему в срок, установленный Программой национальной стандартизации.
Примечание - Разработчиком может быть физическое ** или юридическое лицо - как заключившее контракт или договор на разработку или обновление стандарта с федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации или иным заказчиком, так и осуществляющее разработку стандарта за счет собственных средств.
──────────────────────────────
** Здесь и далее по тексту настоящего стандарта под физическим лицом подразумевается физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
──────────────────────────────
5.2.1.1 При разработке национального стандарта учитывают общие требования к содержанию стандартов, которые установлены в ГОСТ 1.5-2001 (раздел 7), за исключением случаев, предусмотренных ГОСТ Р 1.7.
Примечание - Кроме общих требований к содержанию стандартов существуют национальные стандарты и рекомендации по стандартизации, устанавливающие особые требования в отношении отдельных объектов и аспектов стандартизации [7]-[15], которые также учитывают при разработке стандарта.
5.2.1.2 В пояснительной записке к первой редакции проекта национального стандарта приводят:
- основание для разработки стандарта с указанием шифра соответствующего задания в Программе национальной стандартизации;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности разработки стандарта на национальном уровне;
- сведения о соответствии проекта национального стандарта техническим регламентам Евразийского экономического союза, федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые содержат требования к объекту и/или аспекту стандартизации;
- сведения о соответствии проекта национального стандарта международному стандарту, региональному стандарту, региональному своду правил, стандарту иностранного государства и своду правил иностранного государства, иному документу по стандартизации иностранного государства и о форме применения данного стандарта (документа) как основы для разработки проекта национального стандарта Российской Федерации, а в случае отклонения от международного стандарта, регионального стандарта, регионального свода правил, стандарта иностранного государства и свода правил иностранного государства, иного документа по стандартизации иностранного государства - мотивированное обоснование этого решения и/или иные сведения о научно-техническом уровне проекта национального стандарта;
- сведения о проведенных научно-исследовательских работах, технических предложениях, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работах, а также аналитических работах, послуживших основой для разработки первой редакции проекта национального стандарта (при наличии);
- сведения о наличии в Федеральном информационном фонде стандартов переводов международных, региональных стандартов, стандартов и сводов правил иностранных государств, на которые даны нормативные ссылки в стандарте, использованном в качестве основы для разработки проекта национального стандарта Российской Федерации;
- сведения о взаимосвязи проекта национального стандарта с проектами или действующими в Российской Федерации другими национальными и межгосударственными стандартами, сводами правил, а при необходимости также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (одностороннему прекращению применения на территории Российской Федерации межгосударственных стандартов);
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;
- сведения о технических комитетах по стандартизации, в областях деятельности которых возможно пересечение с областью применения разрабатываемого проекта национального стандарта (далее - технических комитетах по стандартизации в смежной области деятельности);
- сведения о разработчике стандарта с указанием его организационно-правовой формы, почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты.
В случае разработки национального стандарта для включения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого или разрабатываемого технического регламента, в пояснительной записке к проекту национального стандарта указывают структурные элементы стандарта (разделы, подразделы, пункты, подпункты, приложения либо стандарт в целом), применение которых обеспечивает соблюдение требований данного технического регламента.
Пояснительную записку подписывает руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.
5.2.1.3 Разработчик направляет первую редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат ТК (ПТК), за которым закреплена соответствующая область деятельности или объект стандартизации (далее - секретариат ТК).
При необходимости изменения наименования разрабатываемого стандарта по отношению к наименованию стандарта, указанному в Программе национальной стандартизации, разработчик указывает это в пояснительной записке к проекту стандарта, приводя обоснование необходимости изменения наименования разрабатываемого стандарта.
Секретариат ТК (ПТК) в срок, не превышающий 10 рабочих дней, осуществляет проверку соответствия первой редакции проекта стандарта положениям 4.3.1 и 4.3.2 настоящего стандарта, а также правилам, установленным в разделах 3 и 4 ГОСТ Р 1.5. По результатам проверки секретариат ТК (ПТК) может вернуть проект стандарта разработчику для доработки или подготовить свой отзыв в соответствии с 5.2.2.
5.2.1.4 Секретариат ТК (ПТК) посредством ФГИС направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке [3] уведомление о разработке проекта национального стандарта, где указываются даты начала и окончания публичного обсуждения, и осуществляет рассылку первой редакции проекта стандарта с пояснительной запиской к нему членам ТК (ПТК), а при необходимости - заинтересованным органам исполнительной власти, иным заинтересованным юридическим и физическим лицам. Срок публичного обсуждения устанавливается в интервале от 60 до 90 календарных дней включительно.
Если объект стандартизации разрабатываемого национального стандарта затрагивает область деятельности другого (других) ТК, то секретариат ТК направляет первую редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат этого (этих) ТК для рассмотрения. ТК в смежной области деятельности готовит отзыв на проект национального стандарта по форме приложения Б в пределах срока, установленного для публичного обсуждения стандарта, и направляет отзыв в секретариат ТК, направившего проект разрабатываемого стандарта.