(Действующий) Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2022 г. N 642 "Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 апреля 2022 г. N 642

Правила
разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами - разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, юридическими лицами, осуществляющими техническое обслуживание гражданских воздушных судов, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских воздушных судов, операторами сертифицированных аэродромов гражданской авиации в отношении воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляется указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и образовательными организациями (далее соответственно - система управления безопасностью полетов, поставщики услуг), а также порядок осуществления Федеральным агентством воздушного транспорта сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов (далее - факторы опасности и риска), хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации в целях управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов.
2. Используемые в настоящих Правилах термины означают следующее:
"безопасность полетов" - состояние, при котором риски, связанные с деятельностью в области гражданской авиации, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются;
"добровольные сообщения" - сообщения о фактических и (или) потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов, направленные юридическими и физическими лицами в произвольной форме по их инициативе;
"система управления безопасностью полетов" - совокупность осуществляемых поставщиком услуг мероприятий по выявлению и оценке факторов опасности и риска, по разработке и принятию корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов гражданских воздушных судов, а также по оценке эффективности мер по управлению безопасностью полетов гражданских воздушных судов;
"факторы опасности и риска" - действие или бездействие, обстоятельство, условие или их сочетание, создающие угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, предполагаемые вероятность и тяжесть последствий их проявления.
3. Поставщик услуг разрабатывает и применяет систему управления безопасностью полетов с учетом решаемых им задач, которая содержит:
а) распределение ответственности и обязанностей руководства и иных должностных лиц в области обеспечения безопасности полетов;
б) назначение и обучение должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности полетов;
в) порядок ведения документации по системе управления безопасностью полетов;
г) порядок выявления, оценки и управления факторами опасности и риска в целях обеспечения их уменьшения;
д) координацию действий в случае возникновения факторов опасности и риска;
е) контроль и количественную оценку эффективности обеспечения безопасности полетов;
ж) мониторинг изменений в области обеспечения безопасности полетов;
з) популяризацию вопросов безопасности полетов.
4. Поставщик услуг разрабатывает план реализации и (или) совершенствования системы управления безопасностью полетов.
5. Поставщик услуг не позднее чем через 72 часа с момента обнаружения в рамках реализации системы управления безопасностью полетов факторов опасности и риска представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта в произвольной форме информацию о факторах опасности и риска, включающую:
а) следующие сведения о поставщике услуг:
для юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица (для филиалов, представительств иностранных юридических лиц - номер записи об аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), адрес места жительства;
б) описание фактора опасности и риска;
в) оценку последствий, к которым может привести фактор опасности и риска;
г) предлагаемые мероприятия в рамках системы управления безопасностью полетов;
д) дату составления, фамилию, имя, отчество (при наличии), подпись лица, направившего такие данные.
6. Добровольные сообщения представляются в Федеральное агентство воздушного транспорта в произвольной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Адрес электронной почты с доступом к получению добровольных сообщений только уполномоченными должностными лицами Федерального агентства воздушного транспорта размещается на официальном сайте Агентства.
7. Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 30 календарных дней со дня поступления информации о факторах опасности и риска, представленной поставщиками услуг в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также добровольных сообщений проводит анализ данных о факторах опасности и риска.
8. Федеральное агентство воздушного транспорта информирует поставщиков услуг о результатах проведенного в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил анализа данных о факторах опасности и риска, в том числе о корректировке (при необходимости) предлагаемых поставщиками услуг мероприятий в рамках системы управления безопасностью полетов.
9. Источниками информации для проведения анализа данных о факторах опасности и риска являются:
а) информация о факторах опасности и риска, представленная в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
б) информация о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации;
в) результаты определения Федеральным агентством воздушного транспорта соответствия поставщиков услуг требованиям федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
г) результаты осуществления Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
д) результаты расследования авиационных происшествий и инцидентов, осуществленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании пункта 3 статьи 95 Воздушного кодекса Российской Федерации;
е) добровольные сообщения.
10. В рамках государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет проведение анализа данных о факторах опасности и риска в том числе на основании оценки рисков, создающих угрозу безопасности полетов, контроля (мониторинга) воздушных судов, получивших разрешение на полеты в воздушном пространстве с требуемыми характеристиками, включая характеристики связи и наблюдения, а также организует разработку и реализацию мероприятий по снижению таких рисков.
11. В целях хранения данных о факторах опасности и риска и организации обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации Федеральное агентство воздушного транспорта ведет на электронном носителе базу данных о факторах опасности и риска (далее - база данных), в формате, обеспечивающем передачу данных в федеральные органы исполнительной власти и Международную организацию гражданской авиации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.
12. Обмен данными о факторах опасности и риска, содержащимися в базе данных, осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
13. Рассмотрение обращений федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, о представлении данных о факторах опасности и риска, содержащихся в базе данных, с указанием периода, за который требуется представить такие данные, осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта в течение 5 рабочих дней со дня регистрации таких обращений с направлением запрашиваемых данных о факторах опасности и риска, содержащихся в базе данных.