Действующий
(9) утверждение Сертификационного (Квалификационного) базиса;
(10) утверждение документа, содержащего информацию о конструкции, квалификационном базисе комплектующего изделия, его характеристиках, диапазоне внешних условий и эксплуатационных ограничений, в пределах которых обеспечиваются характеристики комплектующего изделия (далее - Декларации о конструкции и характеристиках);
(11) выдача Заявителю документа, удостоверяющего соответствие изделия применимым требованиям, организации, осуществляющей разработку или изготовление, Независимой инспекции, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) соответствующим требованиям (документ, выдаваемый Заявителю, являющимся Разработчиком, и удостоверяющий соответствие установленной типовой конструкции изделия требованиям Сертификационного базиса (далее - Сертификат типа), документ, выдаваемый Держателю Сертификата типа изделия и удостоверяющий соответствие изделия применимым требованиям, связанным с главным изменением, внесенным в его типовую конструкцию (далее - Одобрение главного изменения), Дополнительный сертификат типа, документ, выдаваемый Заявителю и удостоверяющий соответствие организации Заявителя требованиям, предусмотренным
Разделом J Правил (далее - Разработчик, Сертификат разработчика), документ, выдаваемый Заявителю и удостоверяющий соответствие организации Заявителя требованиям, предусмотренным
Разделом F Правил (далее - Разрешение на производство), документ, выдаваемый Заявителю и удостоверяющий соответствие организации Заявителя требованиям, предусмотренным
Разделом G Правил (далее - Изготовитель, Сертификат изготовителя), документ, выдаваемый на эксплуатируемый экземпляр сертифицированного изделия, удостоверяющий соответствие экземпляра применимым требованиям государства-экспортёра и соответствующим требованиям государства-импортёра (далее - Экспортный Сертификат летной годности), документ, выдаваемый Разработчику КИ и удостоверяющий соответствие типа КИ требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение КИ данного типа на различных типах AT (далее - Свидетельство о годности КИ), документ, выдаваемый Уполномоченным органом Разработчику, разрешающий применение КИ, одобренного по процедурам, действовавшим до 19.12.2013 (далее - Одобрение на установку КИ), Свидетельство о назначении Независимой инспекции, Аттестат об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) (далее - одобрительный документ).
Также одобрительными документами являются Аттестат о годности к эксплуатации, либо иной акт об утверждении типовой конструкции гражданского ВС, выданного до 1 января 1967 года и документ, выдаваемый Разработчику КИ по процедурам, действовавшим до введения в действия Правил и удостоверяющий соответствие типа КИ требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение КИ на конкретном изделии (далее - Одобрительное письмо на КИ).
Формы сертификатов Разработчика и Изготовителя приведены в
Приложениях 1 и
2 к Правилам. Формы иных одобрительных документов размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа.
(b) Авиарегистр проводит следующие виды работ:
(1) экспертиза Программы сертификационных (квалификационных) работ;
(2) изучение конструкции изделия в части учета Заявителем требований Сертификационного (Квалификационного) базиса и возможности их выполнения;
(3) оценка необходимости разработки СТУ;
(4) экспертиза проекта Сертификационного (Квалификационного) базиса;
(5) проведение и оформление протоколов технических совещаний, проводимых на этапе макета;
(6) мониторинг выполнения решений протоколов технических совещаний;
(7) экспертиза Программ сертификационных (квалификационных) испытаний (далее - СИ, КИ) (программы по наземным, летным, стендовым и лабораторным испытаниям);
(8) контроль полноты и качества СИ (КИ), в соответствии с утвержденным Уполномоченным органом Программой сертификационных работ;
(9) экспертиза актов по результатам сертификационных (квалификационных) испытаний и (в том числе протоколов, отчетов), сводного акта СИ, доказательной документации, предусмотренной Программой сертификационных работ;
(10) экспертиза эксплуатационной документации в части, предусмотренной Правилами;
(11) экспертиза Сертификационного (Квалификационного) базиса;
(12) экспертиза Декларации о конструкции и характеристиках;
(13) экспертиза документов, предоставляемых Заявителем в рамках установления соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку, изготовление авиационной техники требованиям Правил и установление достоверности содержащихся в них сведений.
(14) оформление Заключения.
21.4В Этапы сертификации AT
Этапы сертификации (для КИ - квалификации):
(1) подача Заявки в Уполномоченный орган на получение Одобрительного документа;
(2) рассмотрение Заявки Уполномоченным органом, организация работ по сертификации;
(3) проведение этапа макета изделия;
(4) проведение сертификационных (квалификационных) работ;
(5) экспертиза Авиарегистром результатов сертификационных (квалификационных) работ;
(6) оформление Заключения Авиарегистром;
(7) выдача Одобрительного документа Уполномоченным органом.
21.4С Оформление доказательной документации Заявителем.
Доказательная документация, оформляемая Заявителем, подлежащая направлению в Авиарегистр и Уполномоченный орган, утверждается уполномоченным лицом из числа руководящего состава Заявителя.
21.5 Рабочие органы Уполномоченного органа
(a) Рабочие органы Уполномоченного органа - рабочие группы, комиссии, формируемые Уполномоченным органом для участия в сертификационных работах, в соответствии с
пунктом 6.4 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта".
(b) Привлекаемые Авиарегистром организации, аккредитованные Уполномоченным органом для участия в работах по сертификации, оценке соответствия юридических лиц требованиям Правил, в целях экспертной оценки результатов работ (далее - Сертификационные центры), а также рабочие органы Уполномоченного органа, участвуют в сертификации конкретного типа AT на основании решения Уполномоченного органа.
21.5А Независимая инспекция
(a) В качестве Независимой инспекции в организациях Заявителя, Разработчика и Изготовителя Уполномоченным органом назначается военное представительство Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 1300-р, либо организация, на договорных или иных законных основаниях с Авиарегистром России (п.21.5А Авиационных правил, Часть 21 "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей", принятые на 34 Сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства, образованного Межправительственным соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г.).
При выполнении организацией функций Независимой инспекции, у такой организации должен отсутствовать конфликт интересов в соответствии с
Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" с Заявителем, Разработчиком или Изготовителем.
При отсутствии назначенной Уполномоченным органом Независимой инспекции у Заявителя, Разработчика или Изготовителя, они информируют Уполномоченный орган об этом в целях назначения им Независимой инспекции.
(b) Независимая инспекция в организациях Разработчика и Изготовителя, осуществляет контроль за соответствием изделия конструкторской документации, предъявляемого на СИ, приемку готовой продукции.
(c) Выбор организации для выполнения функций Независимой инспекции и взаимодействия Авиарегистра России и Уполномоченного органа с ней определяется Уполномоченным органом. В случае назначения военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в качестве Независимой инспекции порядок назначения и взаимодействия согласовывается Уполномоченным органом с Министерством обороны Российской Федерации.
21.6 Структурные подразделения по сертификации, по управлению качеством и по управлению безопасностью полетов в организации Разработчика
Разработчик должен иметь в своей организации структурные подразделения по сертификации, управлению качеством и управлению безопасностью полетов, находящиеся в непосредственном подчинении у руководителя Разработчика.
(a) Подразделение по сертификации координирует деятельность других подразделений, реализующих требования к летной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках AT, осуществляет контроль за соблюдением процедур сертификации, установленных Правилами, а также контролирует результаты сертификационных работ, участвует в разработке доказательной и эксплуатационной документации, согласовывает доказательную и эксплуатационную документацию, направляемую в Авиарегистр, Уполномоченный орган.
(b) Структурное подразделение по управлению безопасностью полетов проводит анализ рисков, координирует деятельность других подразделений по выявлению факторов опасности и анализу связанных с ними рисков для безопасности авиационной деятельности, относящейся к разработке, изготовлению, эксплуатации, техническому обслуживанию воздушных судов Разработчика или непосредственно обеспечивающей такую деятельность, и организовывает процесс приведения рисков к приемлемому уровню и его контроль.
(с) структурное подразделение по управлению качеством осуществляет контроль структурных подразделений Разработчика и проверки внешних организаций согласно установленным процедурам системы контроля качества Разработчика.
21.7 Ведущие летчики-испытатели
(a) Заявитель и Сертификационные центры направляют в Уполномоченный орган представления на ведущих летчиков-испытателей для участия в проведении сертификационных летных испытаний, содержащие информацию о квалификации и опыте летно-испытательной работы.
(b) Уполномоченный орган принимает решение об утверждении или об отклонении каждой из представленных кандидатур ведущих летчиков-испытателей.
21.8 Эксплуатационная документация
(a) Эксплуатационная документация является неотъемлемой частью типовой конструкции AT.