(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57522-2017 "Бережливое производство....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
5.7.5 Ответственность (дополнительная к ответственности владельца заказа):
- достижение запланированных результатов проекта при соблюдении его временных и ресурсных ограничений;
- достижение удовлетворенности потребителя результатами проекта;
- управление рисками проекта либо назначение владельца риска;
- увеличение возможностей процессов как результат проведенных в них изменений в ходе подготовки производства или оказания услуг (увеличение производительности труда, улучшение воспроизводимости процессов/снижение уровня несоответствий, снижение травматизма, уменьшение времени цикла и т.п.);
- предоставление, при необходимости, надлежащей информации о вновь разработанном продукте владельцам заказов для возможности предложения потребителям, выполнения контрактной деятельности, организации выполнения заказов на данный продукт.
5.7.6 Полномочия (дополнительные к полномочиям владельца заказа):
- формирование команды проекта как из числа работников организации (в т.ч. владельцев процессов), так и из представителей заинтересованных сторон (поставщики, потребители и др.) и внешних экспертов, а также управление командой;
- планирование проекта, позволяющего снизить его риски и надлежащим образом распределить ресурсы организации;
- получение в свое распоряжение определенных ресурсов организации и управление ими в целях достижения запланированных результатов проекта;
- разработка новых процессов создания ценности и реинжиниринг существующих с возможным снижением производительности процессов вплоть до их временной остановки (в соответствии с планом-графиком проекта). Данные полномочия могут быть переданы как владельцу соответствующего процесса, так и специализированным службам организации (отдел главного технолога, департамент развития производственной системы и т.п.).
При реализации полномочий руководители проектов обязаны согласовывать все действия, требующие ресурсов, между собой и, при необходимости, с владельцем системы с целью предотвращения конкуренции за ресурсы организации.
5.8 Роли в обобщенной схеме выполнения внешнего заказа
5.8.1 Обобщенная схема выполнения внешнего заказа в организации и связанная с ним ответственность представлены на рисунке 4.
1935 × 1018 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 4 - Схема выполнения внешнего заказа в организации
5.8.2 Ответственность владельца заказа
Владелец заказа отвечает:
- за классификацию заказа, поступающего в организацию от потребителя (заказчика);
- обработку типового заказа на протяжении всего времени, пока соответствующая продукция (или услуга) не будет передана потребителю (заказчику);
- определение степени удовлетворенности потребителя.
5.8.3 Ответственность владельца проекта
Создание новой продукции или услуги (как инициативная разработка, так и уникальный заказ потребителя) по решению владельца системы преобразуется в проект, для которого назначается владелец (руководитель) проекта согласно правилу договорной передачи ответственности.
Владелец проекта ведет проект и связанный с ним заказ до поставки продукции потребителю (либо до стадии жизненного цикла, установленной в контракте с потребителем).
В зависимости от обстоятельств проект может быть закрыт после завершения либо оставаться активным для выполнения последующих однотипных заказов или создания модификаций.
Владелец системы может принять решение об использовании вновь разработанного продукта/услуги в качестве типового. В этом случае руководитель проекта отвечает за передачу информации о продукте (включая проект потока создания ценности для его реализации) владельцам заказов для последующего заключения контрактов на данный продукт в соответствии с установленным в организации порядком.
5.8.4 Ответственность владельца процесса
Владелец процесса отвечает за часть общей работы по созданию ценности для потребителей (включая параметры качества, стоимости, сроков) в рамках своей зоны ответственности и передаче по потоку создания ценности до отгрузки потребителю.
5.8.5 Ответственность владельца ресурса
Владельцы ресурсов несут ответственность за своевременное предоставление достаточного объема ресурсов для выполнения владельцами процессов своей работы по созданию ценности для потребителя.
5.8.6 Ответственность владельца системы
Владелец системы несет ответственность за общее результативное функционирование организации и ее постоянное улучшение.
Приложение А
(справочное)

Элементы для интеграции системы менеджмента качества и системы менеджмента бережливого производства (по разделам стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 56404)

Таблица А.1
Наименования раздела, пункта
Элементы для интеграции СМК и СМБП
по ГОСТ Р ИСО 9001
по ГОСТ Р 56404
4 Среда организации4 Организационная среда (контекст)
4.1 Понимание организации и ее среды4.1 Понимание организации и связанного с ней контекстаЕдиная система мониторинга и анализа информации о внешних и внутренних факторах, влияющих на стратегические направления, цели и результаты деятельности организации в области качества и бережливого производства
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторонЕдиная система мониторинга и анализа информации о заинтересованных сторонах организации, их требованиях, потребностях и ожиданиях, а также совместная процедура определения требований к выходным параметрам потока создания ценности, направленным на удовлетворение заинтересованных сторон
4.3 Определение области применения системы менеджмента качества4.3 Определение области применения СМБПУстановленные границы СМК и СМБП и элементы для их интеграции, периодический анализ на наличие конфликта интересов, противоречий, дублирования функций и документации и т.д.
4.4 Система менеджмента качества и ее процессы4.4 СМБПЕдиная система взаимосвязанных процессов для СМК и СМБП, включая описывающую их документированную информацию и управление ими
5 Лидерство5 Лидерство
5.1 Лидерство и приверженность5.1 Лидерство и обязательства руководстваПрименение высшим руководством единых подходов, способов и механизмов демонстрации лидерства, приверженности и взятых обязательств в отношении СМК и СМБП (включая целеполагание, интеграцию требований в бизнес-процессы, обеспечение ресурсами и т.д.)
5.2 Политика5.2 Политика в области БПЕдиная политика либо согласованные политики в области качества и БП, а также единые способы доведения политик до персонала организации
5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации5.3 Организационные роли, ответственность и полномочияЕдиные механизмы и процедуры определения, доведения до сведения работников организации обязанностей, ответственности, полномочий и соответствующих функций
6 Планирование6 Планирование
6.1 Действия в отношении рисков и возможностей6.1 Действия в отношении рисков и возможностейЕдиная процедура (методика) управления рисками в организации, согласованные между собой действия в отношении рисков и возможностей
6.2 Цели в области качества и планирование их достижения6.2 Цели СМБП и планирование их достиженияОбщие единые цели организации, сбалансированные цели в области качества и БП.Единая процедура по установлению, каскадированию, мониторингу целей организации, а также мотивации работников к их достижению
7 Средства обеспечения7 Вспомогательные средства
7.1 Ресурсы7.1 РесурсыСовместное управление ресурсами, а именно единая процедура принятия решений по управлению ресурсами, единая процедура согласования по обеспечению, распределению ресурсов (человеческие ресурсы, инфраструктура, среда для функционирования процессов, ресурсы для мониторинга и измерений).Единые методы мотивации персонала.Единая база знаний и лучших практик в области качества и БП
7.2 Компетентность7.2 КомпетентностьОбщие согласованные перечни компетенций персонала организации, совместные планы обучения, программы и методы обучения
7.3 Осведомленность7.3 ОсведомленностьОбщие каналы, способы и методы обеспечения осведомленности, включая методы визуализации, стенды (единая система управления осведомленностью персонала)
7.4 Обмен информацией7.4 Обмен информациейОбщие каналы, способы и методы обмена информацией
7.5 Документированная информация7.5 Документированная информацияОбщие процедуры управления документированной информацией, общие формы представления документированной информации.Единый перечень документов СМБП и СМК в организации, на рабочих местах, участках, в отделах.Единая процедура по созданию, актуализации документированной информации
8 Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг8 Операционная деятельность
8.1 Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг8.1 Планирование и управление операционной деятельностьюМежфункциональное взаимодействие при планировании, организации и управлении потоком создания ценности.Солидарная ответственность за поток создания ценности (скорость потока, качество продукции, анализ причин, специализированные действия).Каскадирование единой системы показателей на потоки и процессы, общий план с точки зрения менеджмента качества и БП
8.2 Требования к продукции и услугам8.2 Определение требований потребителей к продукции и услугамОбщий перечень требований к продукции и услугам, включая сроки поставки, качественные характеристики, цену, себестоимость продукции и др.Единые процедуры определения, анализа и доведения до сведения работников организации требований потребителей к продукции и услугам
8.3 Проектирование и разработка продукции и услуг8.3 ПроектированиеВ проекты по проектированию и разработке продукции/услуг и процессов изготовления продукции/оказания услуг входят специалисты по качеству и БП.Проектирование продукции и процессов осуществляется с учетом целей по себестоимости и качеству.Проектирование потока создания ценности на этапе разработки технологии производства продукции или оказания услуги.На этапе разработки технологии производства продукции или оказания услуги осуществляется разработка стандартизированных процедур
8.4 Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками8.4 Управление внешним снабжением (поставщиками)Требования к поставщикам и внешнему снабжению устанавливаются совместно, общий перечень требований к поставщикам (качество, стоимость, сроки).Процедура и критерии выбора, оценки, мониторинга, развития поставщиков учитывают аспекты качества и БП
8.5 Производство продукции и предоставление услуг8.5 Производство продукции и оказание услуг, послепродажное обслуживаниеСовместное управление выходными параметрами потока продукции и услуг
9 Оценка результатов деятельности9 Оценка качества функционирования
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценкаОбщие процедуры мониторинга, измерения, анализа и оценки, единые процедуры сбора данных
9.2 Внутренний аудит9.2 Внутренние аудитыОбщие процедуры проведения внутренних аудитов
9.3 Анализ со стороны руководства9.3 Анализ со стороны руководстваОбщие процедуры проведения анализа со стороны руководства
10 Улучшение10 Улучшение
10.2 Несоответствия и корректирующие действия10.1 Несоответствия и корректирующие действияЕдиная процедура анализа причин несоответствий и разработки корректирующих действий
10.3 Постоянное улучшение10.2 Постоянное улучшениеОбщие формы организации работников для вовлечения в деятельность по постоянному улучшению (например, кайдзен-группы, группы рационализаторов), совместные проекты по улучшениям
Приложение Б
(справочное)

Пример
интегрированной системы показателей организации

Таблица Б.1
Наименование группы показателя
Обозначение
Показатель российского предприятия
Показатель ведущей компании мира
Показатели безопасностиS (Safety)Число несчастных случаев, травм - несколько случаев на 1000 чел. в годЧисло несчастных случаев, травм - 0.Риск получения травмы (управление факторами риска)
Показатели качестваQ (Quality)Уровень дефектности продукции, %.Число дефектов на миллион (ppm)Риски появления дефектов: индексы воспроизводимости процессов
Показатели поставокD (Delivery)Точность поставки - дни, недели.Объем поставки - на неделю, месяц, кварталТочность поставки - часы, минуты.Объем поставки на день, час
Показатели стоимостиС (Cost)Стоимость и себестоимость продукцииДинамика снижения себестоимости при долгосрочном сотрудничестве
Показатели мотивации работниковM (Motivation)Число опозданий, прогулов, нарушений норм поведения, трудовой дисциплины, текучесть кадровЧисло предложений по улучшению, принятых от работников.Число работников, вовлеченных в команды по улучшению деятельности
Показатели экологичностиE (Ecology)Число вредных выбросовРиск экологических нарушений (управление факторами риска)