Действующий
Настоящий стандарт разработан для применения в системах менеджмента бережливого производства (далее - СМБП) и других системах менеджмента, но не ограничивает организации в использовании иных подходящих для них моделей систем подготовки персонала.
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции или услуги.
ГОСТ Р ИСО 10018-2014 Менеджмента качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56404, ГОСТ Р 56020 и ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
Примечание - В контексте настоящего стандарта термин "компетентность" используется применительно к результату подготовки, а термин "компетенция" - для описания структуры и содержания знаний и навыков в области БП.
1 Продемонстрированная компетентность иногда рассматривается как квалификация - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
2 Компетентность подразумевает наличие мотивационного, этического, социального, эмоционального и поведенческого компонентов, определяющих личностное отношение работника к своей деятельности.
Система подготовки персонала предназначена для создания и поддержания требуемого уровня компетентности персонала в области БП на основе единого подхода, принципов, модели, состава компетенции для решения задач по постоянному улучшению деятельности, ее результативности и эффективности в соответствии с концепцией БП (ГОСТ Р 56020).
Система подготовки персонала в области БП способствует достижению целей СМБП, установленных в организации;
Система подготовки персонала в области БП является частью общей системы подготовки персонала в организации и согласуется с другими направлениями подготовки;
Система подготовки персонала охватывает весь персонал организации для обеспечения владения базисными понятиями БП и формирования бережливого мышления, а для отдельных категорий персонала - участников проектов по БП - владения дополнительными компетенциями.
Многоуровневость реализуется через каскадную форму подготовки - передачу знаний и навыков от прошедших подготовку работников другим работникам.
Подготовка персонала проводится сверху вниз, начиная с высшего руководства, по программам, разработанным с учетом роли и требуемого уровня компетенции персонала, участвующего в работах по БП.
Примечание - Персонал, участвующий в деятельности по СМБП, может выполнять разные роли: лидер команды по улучшению, участник команды, эксперт и др.;
Подготовка персонала включает как необходимую теоретическую, так и соответствующую практическую части.
Система подготовки персонала включает в себя различные формы обучения и их сочетание (например, подготовка на рабочих местах, обучение действием, обучение в специализированных учебных центрах и т.д.);
Система подготовки персонала предусматривает периодическую подготовку и переподготовку персонала в области БП для поддержания необходимого уровня компетентности;