(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 22514-1-2015 "Статистические...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Численное исследование работы процесса основано на отборе и обработке выборки. При исследовании процесса на вопросы о процессе необходимо иметь достоверные ответы. Самым важным вопросом является вопрос о стационарности процесса, его устойчивости или предсказуемости в течение заданного времени. Для процесса важно идентифицировать распределение контролируемых характеристик процесса и получить оценки параметров этого распределения с достаточно малой дисперсией. На основе этой информации на следующем этапе исследования пригодности процесса следует установить свойства исследуемых характеристик и решить, являются ли они приемлемыми. Если свойства являются неприемлемыми, параметры процесса необходимо изменить для получения процесса с приемлемыми свойствами.
Рассмотрим полностью определенный и функционирующий процесс, который принят после исследования его пригодности. На следующем этапе исследования процесса необходимо обеспечить, чтобы параметры процесса и, таким образом, сам стохастический процесс не изменялись или изменялись предсказуемым образом. Это выполняется с помощью исследования воспроизводимости процесса.
Исследования индексов пригодности и воспроизводимости процесса сегодня все чаще используют для оценки производственного оборудования процесса и измерительного оборудования в соответствии с установленными критериями. В зависимости от обстоятельств используют различные виды исследований.

1 Область применения

В настоящем стандарте установлены основные принципы анализа воспроизводимости и пригодности производственных процессов. Такой анализ позволяет составить представление о состоянии процесса при необходимости анализа его воспроизводимости или при определении соответствия продукции производственного процесса или оборудования установленным требованиям. Такая ситуация является очень распространенной при контроле качества, когда целью исследования является некоторая часть представленной на приемку продукции. Такие исследования также могут быть использованы, когда необходимо решение относительно готовой продукции или при решении других задач. Приведенные в стандарте методы универсальны и применимы во многих ситуациях.
Настоящий стандарт применим:
- организациями при проверке соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям;
- организациями при проверке продукции поставщиков на соответствие установленным требованиям;
- внутренними и внешними по отношению к организации сторонами, занимающимися проведением аудита, для проверки соответствия продукции установленным требованиям;
- подразделениями организации, занимающимися анализом и оценкой существующей производственной ситуации для идентификации направлений улучшения производственного процесса.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ИСО 1101:2012 Геометрические характеристики изделий (GPS). Установление геометрических допусков. Допуски формы, ориентации, месторасположения и биения (ISO 1101:2012 Geometrical product specifications (GPS) - Geometrical tolerancing - Tolerances of form, orientation, location and runout)
ИСО 22514-7:2012 Статистические методы. Управление процессами Часть 7. Воспроизводимость процессов измерения (ISO 22514-7:2012 Statistical methods in process management - Capability and performance - Part 7: Capability of measurement processes)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 Основные термины
3.1.1 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
[ИСО 9000:2005, 3.1.2]
3.1.2 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
Примечание 1 - Входами процесса часто являются выходы других процессов.
Примечание 2 - Процессы в организации, как правило, планируются и выполняются в управляемых условиях с целью добавления ценности.
[Адаптированное определение по ИСО 3534-2:2006, 2.1.1].
3.1.3 система (system): Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
[ИСО 9000:2005, 3.2.1]
3.1.4 продукция (product): Результат процесса.
Примечание 1 - Существует четыре общие категории продукции:
- услуги (например, перевозки);
- программные средства (например, компьютерная программа, словарь);
- технические средства (например, узел двигателя);
- перерабатываемые материалы (например, смазка).
Многие виды продукции содержат элементы, относящиеся к различным общим категориям продукции. Отнесение продукции к услугам, программным, техническим средствам или перерабатываемым материалам зависит от доминирующего элемента.
[ИСО 3534-2:2006, 1.2.32]
3.1.5 характеристика (characteristic): Отличительный признак (объекта). [Адаптированное определение по ИСО 9000:2005, 3.5.1]
Примечание 1 - Определение объекта (единицы продукции) приведено в ИСО 3534-2:2006, определение 1.2.11.
3.1.6 качество (quality): Степень соответствия совокупности характеристик (3.1.5), присущих продукции (3.1.4), требованиям (3.1.1) потребителей и других заинтересованных сторон.
Примечание 1 - В ИСО 9000:2005 (3.1.1) определение термина "качество" не связано с тем, кто устанавливает требования.
3.1.7 характеристика продукции (product characteristic): Характеристика (3.1.5), присущая продукции (3.1.4).
Примечание 1 - Характеристика продукции может быть количественной или качественной.
Примечание 2 - Характеристика продукции может быть многомерной.
3.1.8 характеристика процесса (process characteristic): Характеристика (3.1.5), присущая процессу (3.1.2).
Примечание 1 - Характеристика процесса может быть количественной или качественной.
Примечание 2 - Характеристика процесса может быть многомерной.
3.1.9 характеристика качества (quality characteristic): Присущая продукции (3.1.4), процессу (3.1.2) или системе (3.1.3) характеристика (3.1.5), относящаяся к требованию.
Примечание 1 - Характеристика качества может быть количественной или качественной.
Примечание 2 - Характеристика качества может быть многомерной.
Примечание 3 - Часто существует сильная корреляция между характеристикой продукции и характеристикой процесса, реализуемой процессом. В принципе требования к характеристикам качества процесса и продукции различны. Каждое из этих требований есть часть требований к качеству процесса и требований к качеству продукции соответственно.
3.1.10 спецификация (specification): Документ, устанавливающий требования (3.1.1).
Примечание - Спецификации могут относиться к деятельности (например, процедурный документ, спецификация на процесс или спецификация на испытание) или продукции (например, технические условия на продукцию, эксплуатационная документация и чертежи).
[ИСО 9000:2005, определение 3.7.3]