(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 10004-2020 "Менеджмент качества....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна по ссылке https://www.iso.org/obp;
- Электропедия МЭК: доступна по ссылке http://www.electropedia.org/.
3.1 потребитель (customer): Лицо или организация (3.7), которые могут получать или получают продукцию или услугу, предназначенные или требуемые ими.
Пример - Клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный продавец, получатель продукции или услуг как результатов внутреннего процесса, бенефициар и покупатель.
Примечание - Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.
[ИСО 9000:2015, 3.2.4]
3.2 удовлетворенность потребителя (customer satisfaction): Восприятие потребителем (3.1) степени выполнения его ожиданий.
Примечания
1 Ожидания потребителя могут быть неизвестны организации (3.7) или даже самому потребителю, пока продукция или услуга не будут предоставлены. Для достижения высокой удовлетворенности потребителя необходимо выполнять ожидание потребителя, даже если оно не установлено или не является обычно предполагаемым или обязательным.
2 Претензии (3.3) являются распространенным показателем низкой удовлетворенности потребителей, но их отсутствие необязательно означает высокую удовлетворенность потребителей.
3 Даже если требования потребителя были с ним согласованы и выполнены, это необязательно обеспечивает высокую удовлетворенность потребителей.
[ИСО 9000:2015, 3.9.2]
3.3 претензия (complaint): Выражение организации (3.7) неудовлетворенности ее продукцией, или услугой, или непосредственно процессом управления претензиями в ситуациях, где явно или неявно ожидаются ответ или решение.
Примечания
1 Претензии могут быть направлены в отношении других процессов, в которых организация взаимодействует с потребителем (3.1).
2 Претензии могут быть направлены организации прямо или косвенно.
[ИСО 9000:2015, 3.9.3, изменено - добавлены примечания 1 и 2]
3.4 обслуживание потребителя (customer service): Взаимодействие организации (3.7) с потребителем (3.1) на всех стадиях жизненного цикла продукции или услуги.
[ИСО 9000:2015, 3.9.4]
3.5 обратная связь (feedback): Мнения, комментарии и выражения заинтересованности в продукции, услуге или процессе обработки претензий.
Примечание - Обратная связь может быть осуществлена в отношении других процессов, в которых организация (3.7) взаимодействует с потребителем (3.1).
[ИСО 9000:2015, 3.9.1, изменено - добавлено примечание]
3.6 заинтересованная сторона (interested party), стейкхолдер (stakeholder): Лицо или организация (3.7), которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.
Пример - Потребители (3.1), владельцы, работники в организации, поставщики, банкиры, регулирующие органы, союзы, партнеры или общество, которое может включать конкурентов или группы противодействия.
[ИСО 9000:2015, 3.2.3, изменено - удалено примечание]
3.7 организация (organization): Лицо или группа людей, связанных определенными отношениями, имеющих ответственность, полномочия и выполняющих свои функции для достижения своих целей.
Примечание - Термин "организация" включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, ассоциация, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, являющиеся юридическим лицом или нет, государственные или частные.
[ИСО 9000:2015, 3.2.1, изменено - удалено примечание 2]

4 Руководящие принципы

4.1 Общие положения

Понятие удовлетворенности потребителей, изложенное в 4.2, и руководящие принципы, изложенные в 4.3, обеспечивают основу для результативных и эффективных процессов мониторинга и измерения удовлетворенности потребителей.

4.2 Понятие удовлетворенности потребителей

Удовлетворенность потребителя определяется как промежуток между ожиданиями потребителя и восприятием потребителя продукции или услуги, предоставляемых организацией, а также аспектов, связанных с самой организацией.
Чтобы добиться удовлетворенности потребителя, организация должна в начале понять ожидания потребителя. Эти ожидания могут быть явными, или неявными, или не полностью сформулированными.
Ожидания потребителей в понимании организации формируют первичную основу продукции и услуг, которые впоследствии планируются и предоставляются.
Степень, в которой предоставленная продукция или услуга, а также другие аспекты организации воспринимаются потребителем, соответствуя или превосходя ожидания, определяет степень удовлетворенности потребителя.
Необходимо понимать различие между мнением организации о качестве поставляемой продукции или услуги и восприятием потребителем предоставленной продукции или услуги и других аспектов организации, поскольку именно последнее определяет удовлетворенность потребителя. Связь между мнением организации и потребителя о качестве описана далее при помощи концептуальной модели удовлетворенности потребителя, представленной в приложении В.
Поскольку удовлетворенность потребителей может меняться, организации должны установить процессы для мониторинга и измерения удовлетворенности потребителей на регулярной основе.

4.3 Руководящие принципы

4.3.1 Приверженность
Организации следует активно участвовать в определении и внедрении процессов мониторинга и измерения удовлетворенности потребителей.
4.3.2 Объем работы
Следует выделить достаточные ресурсы для мониторинга и измерения удовлетворенности потребителей и результативно и эффективно управлять ими.
4.3.3 Прозрачность
Организации следует обеспечить передачу надлежащей информации об удовлетворенности потребителей персоналу и другим соответствующим заинтересованным сторонам при необходимости.
4.3.4 Доступность
Организации необходимо обеспечить, чтобы информацию об удовлетворенности потребителей можно было легко найти и использовать.
4.3.5 Реагирование
Организации следует учитывать потребности и ожидания потребителей при использовании информации об удовлетворенности потребителей.
4.3.6 Достоверность информации