(Действующий) ПРИКАЗ от 16 ноября 2020 г. N 782н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 782н

СИСТЕМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКА
ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ПО КОНСТРУКЦИЯМ

N
п/п
Графическая схема
Описание графической схемы
1
371 × 521 пикс.     Открыть в новом окне
Работник обязан осуществлять присоединение карабина за несущие конструкции, обеспечивая свою безопасность за счет непрерывности самостраховки при перемещении (подъеме или спуске) по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему.
Обозначения на схеме:
1 - страховочная привязь;
2 - стропы самостраховки;
3 - амортизатор;
4 - соединительный элемент (карабин), который позволяет работнику присоединять страховочную систему для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой. Конструкция карабина должна исключать случайное открытие, а также исключать защемление и травмирование рук при работе с ним.
2.
600 × 305 пикс.     Открыть в новом окне
Работник обязан осуществлять присоединение карабина за несущие конструкции, обеспечивая свою безопасность за счет непрерывности самостраховки при горизонтальном перемещении по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему.
Обозначения на схеме:
1 - страховочная привязь;
2 - стропы самостраховки;
3 - амортизатор;
4 - соединительный элемент (карабин).
2.1
605 × 291 пикс.     Открыть в новом окне
2.2
640 × 297 пикс.     Открыть в новом окне
2.3
681 × 316 пикс.     Открыть в новом окне
3
261 × 549 пикс.     Открыть в новом окне
Работник обязан осуществлять организацию временных анкерных точек с фактором падения не более 1 (схема 1 приложения N 8), при перемещении по конструкциям и высотным объектам с обеспечением своей безопасности вторым работником (страхующим).
Обозначения на схеме:
1 - страховочная привязь;
2 - страхующий канат;
3 - амортизатор;
4 - соединительный элемент (карабин);
5 - устройство, приводимое в действие вручную и создающее трение, которое позволяет страхующему совершать управляемое перемещение страхующего каната и остановку "без рук" в любом месте на страхующем канате;
6 - защита рук страхующего.

Приложение N 14

к Правилам по охране труда
при работе на высоте,
утвержденным приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 782н

ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
РАЗЛИЧНЫХ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СООТНОШЕНИЕ
УСИЛИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА АНКЕРНЫХ УСТРОЙСТВАХ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ УГЛОВ ПЕРЕГИБА СТРАХОВОЧНОГО КАНАТА И УСИЛИЯ РЫВКА

Графическая схема тормозной системы
Характеристика тормозной системы
Соотношение усилий в тормозной системе
1
2
3
173 × 354 пикс.     Открыть в новом окне
Через один карабин. Угол перегиба каната через карабин должен быть не более 90°.При значении от 0° до 30°:
P2 = 0,5P1
P2 + P1 = PК = 1,5P1
284 × 359 пикс.     Открыть в новом окне
Через два карабинаПри значениях и от 0° до 30°:
P2 = 0,25P1
Pк2 = 0,75P1
Pк1 = 1,5P1
241 × 360 пикс.     Открыть в новом окне
Через два карабина и устройство для спуска по канату
при значениях  от 0° до 30° и от 60° до 120°:
P2 = (0,1 - 0,12) P1
Pк1 = 1,5P1
Pк2 = (0,6 - 0,62) P1
376 × 355 пикс.     Открыть в новом окне
Использование спускового устройства
P2 << P1, при любых 
123 × 335 пикс.     Открыть в новом окне
Через карабин и устройство для спуска по канату "восьмерка"
при значениях от 60° до 120°:
P2 = (0,1 - 0,12) P,
Pк = 1,5P
P1 - усилие на работнике, которого удерживает страхующий (усилие рывка);
P2 - усилие, которое воздействует на страхующего;
Pк, Pк1, Pк2 - усилия, воздействующие на карабины;
- суммарный угол обхвата страховочным канатом карабинов и устройства для спуска по канату.
Если в качестве тормозной системы используется карабин, закрепленный за анкерную точку, угол перегиба каната через карабин должен быть не более 90°.
При обеспечении страхования через карабин страхующий постоянно контролирует натяжение страховочного каната во время работы, а также подъема (спуска) работника и обеспечивает постоянное удержание работника без провисания (ослабления) страховочного каната.
Для обеспечения постепенного (плавного) гашения динамической нагрузки (рывка), которая возникает в случае падения работника, страхующий должен вначале протравить канат путем свободного его пропускания через тормозную систему примерно на длину, равную 1/3 высоты ожидаемого падения работника, а затем обеспечить остановку падения и удержания работника.
Не допускается удерживать работника, который поднимается (спускается), путем пропускания страховочного каната через плечо, поясницу страхующего, а также использовать какие-либо технические приспособления, прикрепленные к привязи страхующего.

Приложение N 15

к Правилам по охране труда
при работе на высоте,
утвержденным приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 782н

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЗЛЫ
И ПОЛИСПАСТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОДЪЕМЕ И СПУСКЕ ГРУЗОВ

Таблица 1

N
п/п
Название узла
Графические схемы узлов
Примечание
1.
Штык с двумя шлагами
454 × 102 пикс.     Открыть в новом окне
Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления
2
Прямой
456 × 84 пикс.     Открыть в новом окне
Применяется для обвязывания опор и грузов
3
"Восьмерка"
518 × 131 пикс.     Открыть в новом окне
Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления
4
"Восьмерка" с двойной петлей
519 × 217 пикс.     Открыть в новом окне
Применяется для объединения двух анкерных точек в единую систему. Образует двойную петлю, что увеличивает ее прочность на разрыв
5
Встречная "восьмерка"
520 × 251 пикс.     Открыть в новом окне
Применяется для связывания канатов одинакового диаметра
6
Грейпвайн
579 × 204 пикс.     Открыть в новом окне
Применяется для связывания канатов одинакового диаметра
7
Брамшкотовый
575 × 117 пикс.     Открыть в новом окне
Применяется для связывания канатов разного диаметра
8
"Маршара"
206 × 440 пикс.     Открыть в новом окне
Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 - 8 мм. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места
9
"Прусика"
237 × 445 пикс.     Открыть в новом окне
Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 мм на канате 10 - 12 мм
10
"Бахмана"
190 × 446 пикс.     Открыть в новом окне
Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Может быть применен в полиспастах
11
UIAA
291 × 395 пикс.     Открыть в новом окне
Применяется для торможения каната при спуске грузов. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места
12
Баттерфляй
433 × 225 пикс.     Открыть в новом окне
Применяется для организации промежуточной петли в любой точке каната
13
Стремя
466 × 424 пикс.     Открыть в новом окне
Применяется для организации самоспасения при зависании, а также для закрепления каната к анкерной точке
14
"Гарда"
238 × 443 пикс.     Открыть в новом окне
Применяется для предотвращения обратного хода каната при подъеме грузов. Для безопасного применения карабины должны быть одинакового размера и формы.
15
Стопорный узел
486 × 124 пикс.     Открыть в новом окне
Применяется в качестве стопорного узла на конце каната
Длина каната, выходящего из стопорного узла (пункт 15 таблицы 1), должна быть не менее 10 см.
Допущенные к применению узлы должны быть указаны в ППР, технических схемах, а также в наряде-допуске.
Завязывание узлов должен проводить компетентный работник.
Спуск груза должен осуществляться с применением следующих тормозных систем:
а) закрепленного устройства для спуска по канату;
б) узла "UIAA";
в) "Карабинного тормоза".
При подготовке к спуску и спуске груза должна соблюдаться следующая последовательность действий:
а) подготовить анкерное устройство для крепления тормозной системы;
б) заправить канат, на котором спускается груз, в тормозную систему и зафиксировать его;
в) груз прикрепить карабином к канату, муфту карабина закрутить;
г) уведомить находящихся внизу работников о спуске груза;
д) переместить груз за край (границу перепада по высоте) сооружения;
е) снять фиксацию с тормозной системы, начать спуск груза.
Спуск груза осуществляется при обязательном использовании средств индивидуальной защиты рук.
Для подъема груза в зависимости от соотношения веса груза к тяговому усилию, применяются полиспастные системы с подвижными или фиксированными блоками, схемы которых приведены в таблице 2.

Таблица 2

Графическая схема полиспаста с одним подвижным блоком (отношение массы груза к тяговому усилию равно 2)
Графическая схема полиспаста с двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 4)
Графическая схема полиспаста с одним фиксированным и двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 6)
69 × 118 пикс.     Открыть в новом окне
75 × 144 пикс.     Открыть в новом окне
106 × 115 пикс.     Открыть в новом окне
На грузовом канате выше тягового зажима должен быть установлен зажим для ограничения обратного хода конца каната, на котором закреплен груз. В плане производства работ с учетом оценки рисков может быть разрешено использование вместо зажима самозатягивающегося узла.