(Действующий) ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технологии оценки риска...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Входы представляют собой четкое понимание требуемой информации и подготовленный набор вопросов, которые были опробованы в пилотной группе.
Те, кто разрабатывает интервью и интервьюеры, нуждаются в некоторых навыках, чтобы получить хорошие достоверные ответы, которые не окрашены собственными предубеждениями интервьюеров.
Б.1.5.4 Выходы
Результатом является подробная информация.
Б.1.5.5 Сильные стороны и ограничения
Сильные стороны структурированных интервью включают:
- они позволяют дать людям время для размышлений о проблеме;
- индивидуальное общение может позволить более глубокое рассмотрение вопросов, чем групповой подход;
- структурированные интервью позволяют вовлечь большее число причастных сторон, чем в группе.
Ограничения:
- интервью требуют много времени для разработки, проведения и анализа;
- интервью требуют определенной экспертизы для проектирования и проведения, интервьюер должен быть непредвзятым;
- предвзятость респондента допускается и не модерируется, и не устраняется посредством группового обсуждения;
- интервью не стимулирует воображение (что является особенностью групповых методов);
- полуструктурированные интервью дают значительную информацию со слов собеседника.
Б.1.6 Опросы
Б.1.6.1 Обзор
Опросы обычно привлекают больше людей, чем интервью, и обычно задают более ограниченные вопросы. Как правило, опрос представляет собой вопросник на компьютере или бумаге. Вопросы часто дают ответы "да/нет", выбор из шкалы оценки или выбор из ряда вариантов. Это позволяет провести статистический анализ результатов, что является основным признаком таких методов. Допускается включение некоторых вопросов со свободными ответами, но их количество должно быть ограничено из-за трудностей с анализом.
Б.1.6.2 Использование
Опросы могут быть использованы в любой ситуации, когда полезно получить обширное мнение причастных сторон, особенно когда требуется относительно мало информации от большого числа людей.
Б.1.6.3 Входы
Предварительно проверенные, недвусмысленные вопросы отправляются в большую часть репрезентативной выборки желающих принять участие. Количество ответов должно быть достаточным для обеспечения статистической достоверности (частота возврата часто низкая, таким образом рассылка опросных листов должна быть массовой). Необходим некоторый опыт в разработке вопросника, который обеспечит полезные результаты и статистический анализ результатов.
Б.1.6.4 Выходы
Результатом является анализ представлений от ряда лиц, часто в графической форме.
Б.1.6.5 Сильные стороны и ограничения
Сильные стороны опросов:
- могут использоваться на больших количествах реципиентов, чем для интервью, тем самым обеспечивая большую информацию по группе;
- опросы относительно низкой стоимости для запуска, особенно если используется онлайн-программное обеспечение, которое способно обеспечить некоторый статистический анализ;
- опросы могут предоставлять статистически достоверную информацию;
- результаты, как правило, наглядно представляются в табличном виде, а также возможен графический выход;
- относительно легко получить отчеты об исследованиях.
Ограничения:
- характер вопросов ограничен необходимостью быть простыми и недвусмысленными;
- обычно необходимо иметь демографическую информацию для интерпретации результатов;
- количество вопросов, которые могут быть включены, ограничено, если ожидается достаточное количество ответов;
- лицо, задающее вопрос, не может объяснить, поэтому респонденты могут интерпретировать вопросы по-другому чем предполагалось;
- сложно сформулировать вопросы, которые не приводят респондентов к конкретным ответам;
- вопросники, как правило, имеют основополагающие допущения, которые могут быть недействительными;
- может быть трудно получить хороший и непредвзятый коэффициент отклика.

Б.2 Технологии идентификации

Б.2.1 Общие положения
Технологии идентификации риска могут включать:
- технологии, основанные на фактических данных, такие как обзоры литературы и анализ исторических данных;
- эмпирические технологии, включая тестирование и моделирование, для определения того, что может произойти при определенных обстоятельствах;
- опросы восприятия, в которых видны взгляды широкого круга опытных людей;
- технологии, в которых рассматриваемый субъект делится на более мелкие элементы, каждый из которых, в свою очередь, рассматривается с использованием методов, которые вызывают вопросы "что, если". Примерами являются HAZOP (см. Б.2.4) и FMEA (см. Б.2.3) и SWIFT;
- технологии поощрения воображаемого мышления о возможностях будущего, такие как сценарный анализ (см. Б.2.5);
- контрольные списки или таксономии на основе прошлых данных или теоретических моделей (см. Б.2.2).
Технологии, описанные в Б.2, являются примерами некоторых структурированных подходов к определению риска. Структурированный метод, вероятно, будет более всеобъемлющим, чем неструктурированный или полуструктурированный семинар, и его легче использовать для демонстрации должной осмотрительности при определении риска.
Описанные технологии могут включать в себя множество причастных сторон и экспертов. Технологии, которые могут использоваться для получения представлений, индивидуально или в группе, описаны в Б.1.