(Действующий) ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технологии оценки риска...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- провоцировать творческое мышление в целях укрепления понимания и генерации идей;
- обеспечить, чтобы результаты были точными и максимально свободными от предвзятости.
Контрольные списки, полученные с помощью классификаций и таксономий, могут использоваться как часть процесса (см. Б.2.2).
Любая технология получения информации, которая опирается на восприятие и мнение людей, может быть ненадежной и подвержена множеству предубеждений и субъективных оценок в отношении вероятности, например склонность чрезмерно оценивать вероятность чего-то, что только что произошло, кластеризацию иллюзий (склонность переоценивать важность небольших кластеров в большом образце) или эффект Bandwagon (тенденция делать или верить вещам, потому что другие делают или верят в то же самое).
Следует сообщать больше информации в том числе о том, какие суждения были основаны и какие допущения сделаны.
Б.1.2 Мозговой штурм
Б.1.2.1 Обзор
Мозговой штурм - это процесс, используемый для стимулирования и поощрения группы людей к разработке идей, связанных с одной из других тем любого характера. Термин "мозговой штурм" часто используется очень слабо для обозначения любого типа группового обсуждения, но для эффективного мозгового штурма требуется сознательное усилие, чтобы мысли других людей в группе использовались в качестве инструментов для стимулирования творчества каждого участника. Любой анализ или критика идей осуществляется отдельно от мозгового штурма.
Эта технология дает наилучшие результаты, когда доступен эксперт-посредник/модератор, который может обеспечить необходимую стимуляцию, но не ограничивает мышление. Ведущий стимулирует группу охватить все соответствующие области и обеспечивает, чтобы идеи из процесса были захвачены для последующего анализа.
Мозговой штурм может быть структурирован или не структурирован. Для структурированного мозгового штурма ведущий раскрывает проблему, которая будет обсуждаться, и использует подготовленные подсказки для генерации идей по новой теме, когда предыдущая исчерпана. Неструктурированный мозговой штурм часто бывает более суровым. В обоих случаях ведущий начинает движение мысли, и каждый должен генерировать идеи. Темп поддерживается, чтобы появлялись побочные идеи и стимулировалось мышление. Ведущий может предложить новое направление или применить другой инструмент творческого мышления, когда одно направление мысли исчерпано или обсуждение слишком далеко отклоняется. Цель состоит в том, чтобы собрать как можно больше разнообразных идей для последующего анализа. Было продемонстрировано, что на практике группы генерируют меньше идей, чем те же люди, которые работают индивидуально.
Например:
- в группе идеи людей скорее сходятся, чем диверсифицируются;
- задержка в ожидании перехода к диалогу или даже спору имеет тенденцию блокировать идеи;
- люди склонны меньше умственно вовлекаться, когда работают в группе.
Эти тенденции можно уменьшить:
- предоставляя людям возможность работать в одиночку в течение части времени;
- диверсифицируя команды и изменяя членства в команде;
- сочетая с другими методами, такими как номинальная групповая техника (Б.1.4), или электронным мозговым штурмом (Брейнлайнинг). Они способствуют более индивидуальному участию и могут быть анонимными, что также позволяет избежать личных, политических и культурных проблем.
Б.1.2.2 Использование
Мозговой штурм может применяться на любом уровне организации для выявления факторов неопределенности, успеха или неудачи, причин, последствий, критериев для принятия решений или вариантов снижения риска.
Количественное использование возможно, но только в его структурированной форме, чтобы гарантировать, что предубеждения учитываются и рассматриваются, особенно когда они используются для привлечения всех причастных сторон.
Мозговой штурм стимулирует творчество, и поэтому он очень полезен при работе над инновационными проектами, продуктами и процессами.
Б.1.2.3 Входы
Мозговой штурм призван отразить взгляды участников, поэтому имеет меньшую потребность в данных или внешней информации, чем другие технологии. Участники должны иметь экспертизу, опыт и диапазон точек обзора, необходимых для решения проблемы. Как правило, для продуктивности мозгового штурма необходим квалифицированный ведущий.
Б.1.2.4 Выходы
Выходы - это список всех идей, созданных во время сеанса, и мысли, обсуждаемые при представлении идей.
Б.1.2.5 Сильные стороны и ограничения
Сильные стороны мозгового штурма включают в себя следующее:
- поощряет воображение и творчество, которое помогает выявлять новые риски и новые решения;
- полезен там, где мало или вообще нет данных, требуются новые технологии или новые решения;
- привлекает основные причастные стороны и, следовательно, способствует обмену информацией и взаимодействию;
- относительно быстро и легко настраивается.
Ограничения включают:
- трудно продемонстрировать, что этот процесс носит всеобъемлющий характер;
- группы склонны генерировать меньше идей, чем отдельные лица, работающие в одиночку;
- особая динамика в группе может означать, что некоторые люди с ценными идеями не раскрываются, а другие доминируют в дискуссии. Это можно преодолеть путем эффективного модерирования.
Б.1.3 Метод Делфи (Delphi)
Б.1.3.1 Обзор
Метод Делфи (Delphi) - это процедура, позволяющая получить консенсус мнения от группы экспертов. Это метод сбора и сопоставления суждений по определенной теме посредством набора последовательных вопросников. Существенной особенностью метода Delphi является то, что эксперты выражают свое мнение индивидуально, независимо и анонимно, имея доступ к мнению другого эксперта по мере продвижения процесса.
Группа экспертов, входящих в состав группы, самостоятельно предоставляет вопрос или вопросы, которые необходимо рассмотреть. Информация из первого раунда ответов анализируется, объединяется и распространяется среди участников дискуссии, которые затем могут рассмотреть свои первоначальные ответы. Участники дискуссируют, и процесс повторяется до тех пор, пока не будет достигнут консенсус. Если один участник дискуссии или несколько участников дискуссии последовательно откликнется на них, это может указывать на то, что у них есть важная информация или важная точка зрения.
Б.1.3.2 Использование
Метод Делфи используется для сложных проблем, по которым существует неопределенность, для чего требуется экспертное заключение для устранения этой неопределенности. Он может использоваться в прогнозировании и разработке политики, а также для достижения консенсуса или для согласования различий между экспертными мнениями. Его можно использовать для определения рисков, угроз и возможностей и получения консенсуса относительно вероятности и последствий будущих событий. Он применяется как на стратегическом, так и на тактическом уровне. Его первоначальное приложение предназначалось для длительного прогнозирования временных рамок, но оно может быть применено к любому временному интервалу.
Б.1.3.3 Входы
Метод опирается на знания и постоянное сотрудничество участников в течение нескольких месяцев или даже лет.
Количество участников может варьироваться от нескольких до сотен. Письменные опросные листы могут быть в карандашно-бумажной форме или распространяться и возвращаться с использованием электронных средств связи, включая электронную почту и Интернет.
Б.1.3.4 Выходы
Консенсус по рассматриваемому вопросу
Б.1.3.5 Сильные стороны и ограничения
Сильные стороны включают следующее:
- поскольку мнения являются анонимными, скорее всего, будут высказаны непопулярные мнения;