(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 26022-2017 "Эргономика...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Выбор кривой, которая имеет наибольшее значение ССВk, выполняют путем сравнения всех значений и выбора максимального значения. На рисунке Е.7 представлены значения функции корреляции для каждой длины участка смены полосы движения, где максимальное значение функции корреляции наблюдается для длины участка смены полосы движения, равной 35 м. В этом случае эта длина участка соответствует средней длине участка смены полосы движения для данного участника.
1695 × 651 пикс.     Открыть в новом окне
1 - максимальное значение функции корреляции
Рисунок Е.7 - Значения функции корреляции в зависимости от длины участка смены полосы движения
Адаптированную кривую определяют в соответствии с вычисленной средней длиной участка смены полосы движения. Математически длину участка смены полосы движения для участника (SLCL), начало смены полосы движения для участника (SSLC) и адаптированную кривую (АС) вычисляют следующим образом:
Существует участник K (K [0 : K - 1]), такой что
CCBСубъектK ССВk, K [0 : K - 1].
Тогда
LCLучастника = LCLСубъектK
525 × 109 пикс.     Открыть в новом окне
(Е.13)
AC = КриваяСубъектK
На рисунке Е.8 представлен пример адаптированной кривой.
1777 × 593 пикс.     Открыть в новом окне
Примечание - Положение, занимаемое участником, на полосе движения 1 равно 3,9 м, на полосе движения 2 - -0,1 м, на полосе движения 3 - 4 м. Пример данных адаптированной кривой для участника 1: начало смены полосы движения - 26,6 м, длина участка смены полосы движения - 35 м.
Рисунок Е.8 - Пример адаптированной кривой в сравнении с данными базового заезда
Приложение F
(справочное)

Интерпретация показателей, полученных в испытаниях на смену полосы движения

F.1 Процедуры для обеспечения интерпретируемости показателей LCT
Все показатели результативности, описанные в данном приложении, должны быть определены на основе завершенных задач (то есть задач, по которым цель была достигнута). Данные по незавершенным задачам не следует использовать в расчетах, но они должны быть проанализированы и приведены в отчете.
Для обеспечения интерпретируемости показателей LCT рекомендуется выполнить описанные ниже действия.
F.1.1 Оценка результативности выполнения одной задачи
Определение результативности выполнения каждой задачи в отдельности относится к условиям, в которых выполнялась задача. Для основной задачи результативность выполнения определяют на основе данных, полученных в процессе выполнения базового заезда.
Для каждой второстепенной задачи результативность выполнения определяют на основе данных, полученных в процессе заезда на выполнение второстепенной задачи. Если данный заезд не проводился, это следует указать в протоколе испытаний. В процессе испытаний участник выполняет каждую задачу только один раз, чтобы оценить, была ли задача достаточно хорошо изучена, и обеспечить выполнение базовых условий.
F.1.2 Показатели второстепенной задачи
В процессе испытаний на выполнение каждой второстепенной задачи в отдельности должны быть получены следующие показатели: среднее время выполнения задачи и количество допущенных ошибок или интенсивность ошибок.
Среднее время выполнения задачи определяют как период времени от информирования участников о начале выполнения задачи ("Пожалуйста, начинайте") до ее завершения (когда участник сообщает об окончании выполнения задачи или когда последний этап выполнения задачи завершен). При вычислении среднего времени необходимо определить время выполнения задачи каждым участником.
Примечание - Для очень продолжительных задач среднее время выполнения задачи может быть ограничено продолжительностью испытаний, в результате выполнение задачи прерывают или ограничивают количество выполненных задач. В этом случае продолжительность испытаний по возможности следует использовать в качестве основы при определении времени выполнения задачи. При оценке выполнения звуковой/голосовой второстепенной задачи время ее выполнения не является значимым показателем результативности, поскольку взгляд водителя по большей части направлен на дорогу в процессе выполнения задачи. Однако при использовании времени выполнения задачи в качестве параметра для сопоставления результативности выполнения второстепенной задачи при выполнении двух задач с результативностью в условиях выполнения одной задачи (используя коэффициент STP) сопоставление может быть эффективным способом оценки относительного снижения результативности.
При вычислении общего количества ошибок следует рассмотреть два типа ошибок. (Нет необходимости сохранять расчеты по каждому типу ошибок. Важно только убедиться, что оба типа ошибок учтены при вычислениях.) Ошибки входных данных управления подразделяют на два типа:
- ошибки, влияющие на успешное выполнение задачи: к ним относят ошибки, в результате которых участник не может успешно выполнить поставленную задачу.
Примечание - Необходимо учитывать ошибки, которые могут привести к неудачному выполнению задач, а не неудачно выполненные задачи;
- дополнительные действия: к ошибкам данного типа относят входные данные, которые приводят к "неоптимальному" и менее эффективному способу достижения поставленной цели (например, к более длительному выполнению задачи), или исправление ошибок первого типа (корректирующие входные данные). Следует отметить, несмотря на то что дополнительные действия не обязательно приводят к неудачному выполнению задачи, они являются ошибками в том смысле, что оказывают дополнительную нагрузку на участника и приводят к снижению результативности при определенных условиях.
Ниже приведены примеры двух типов ошибок:
- участник ввел пункт назначения и при выборе штата из списка фактически выбрал Миннесоту (по списку следующую за Мичиганом), хотя хотел выбрать Мичиган. Это является ошибкой, если участник не исправил ее, а если участник исправил данную ошибку, это приводит к дополнительным действиям и затратам времени. Таким образом, при определении общего количества ошибок следует учитывать обе модели поведения участника;
- участник набрал номер телефона и ошибся при вводе цифр. Эти ошибки влияют на успешное выполнение задачи и должны быть учтены в вычислениях. Если участник исправил ошибки, то они должны быть учтены как дополнительные действия. Или если участник нажмет кнопку "Отмена" после того, как ввел правильный номер телефона, вместо кнопки "Соединение", это следует считать ошибкой;
- участник просматривал перечень, чтобы найти интересующий его пункт, и пролистал его, после чего вернулся назад и нашел его после нескольких попыток. Эти ошибки являются дополнительными действиями.
Чтобы учесть оба типа ошибок, экспериментаторы должны определить начальное и конечное состояние для каждой задачи, а также последовательность действий для перехода из начального состояния в конечное состояние (достижение цели). Эта последовательность определяет объем действий, необходимых для оптимального достижения цели в поставленной задаче. Если участник использует больше действий, чем установлено, эти добавочные действия следует считать дополнительными. Если участник сделал ошибку (и не исправил ее), его действия будут отличаться от действий установленной последовательности.
Применение показателей второстепенной задачи зависит от типа плана эксперимента LCT (блочного или смешанного), как показано в таблице F.1.

Таблица F.1 - Применение показателей второстепенной задачи в зависимости от типа плана эксперимента LCT

Показатель второстепенной задачи
План блочного типа
План смешанного типа
Среднее время выполнения задачиСреднее время выполнения задачи в процессе заезда LCTСреднее время выполнения задачи по всем поставленным задачам
Общее количество ошибокОбщее количество ошибок, допущенных во время выполнения задач, суммированных на протяжении всего заездаОбщее количество ошибок, суммированных по всем поставленным задачам
F.1.3 Коэффициент результативности выполнения второстепенной задачи
Для выбранного показателя выполнения второстепенной задачи результативность выполнения второстепенной задачи при выполнении двух задач можно сопоставить с тем же показателем результативности в условиях выполнения одной задачи, используя коэффициент результативности выполнения второстепенной задачи.
Коэффициент результативности выполнения второстепенной задачи относительно времени выполнения задачи может быть представлен следующим образом:
608 × 113 пикс.     Открыть в новом окне
,
где - среднее время выполнения второстепенной задачи при выполнении двух задач;
- среднее время выполнения задачи в условиях выполнения одной задачи.
Коэффициент результативности выполнения второстепенной задачи относительно количества ошибок может быть представлен следующим образом:
596 × 110 пикс.     Открыть в новом окне
,