(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57798-2017 (ИСО 3730:2012)...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
4.2 Требования к прочности лебедок
4.2.1 Изготовители лебедок несут ответственность за определение прочностных характеристик деталей швартовной лебедки и способность выдерживать нагрузки, возникающие при всех номинальных размерах швартовных лебедок, приведенных в таблице А.1 (приложение А).
4.2.2 При номинальном тяговом усилии напряжения в деталях лебедки не должны превышать 0,4 верхнего предела текучести (ReH) или условного предела текучести материала (RP0,2), при котором относительные остаточные деформации равны 0,2 %.
4.2.3 При максимальном моменте привода допустимые напряжения в деталях лебедки не должны превышать 0,9 верхнего предела текучести (ReH) или условного предела текучести материала (RP0,2), при котором относительные остаточные деформации равны 0,2 %.
4.2.4 При расчетном удерживающем усилии тормоза лебедки, напряжения в деталях лебедки не должны превышать 0,9 верхнего предела текучести (ReH) или условного предела текучести материала (RP0,2), при котором относительные остаточные деформации равны 0,2 %.
4.2.5 Для швартовных лебедок, используемых на танкерах, должны применяться соответствующие требования Международного морского форума нефтяных компаний (OCIMF).
4.3 Требования надежности
Средний срок службы швартовной лебедки должен быть:
- до капитального ремонта - 10 лет;
- до списания - 25 лет.
4.4 Требования эргономики
4.4.1 Пульты управления лебедками должны отвечать требованиям ГОСТ 12.2.049. Требования к маховикам и рукояткам - по ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.
4.4.2 Направление движения органов управления лебедкой должно быть таким, чтобы швартовный канат выбирался при повороте маховика (рукоятки) управления по часовой стрелке или по движению рукоятки "на себя" и наоборот, при повороте против часовой стрелки или движению рукоятки "от себя" обеспечивалось травление швартовного каната.
По соглашению между заказчиком и изготовителем выбирание швартовного каната может осуществляться при повороте маховика против часовой стрелки.
4.4.3 Органы управления должны иметь четкую маркировку в соответствии с ГОСТ 12.4.040, определяющую направление выбирания и травления каната, пуска и остановки.
4.4.4 Независимо от вида энергии привода, органы управления при ручном управлении должны автоматически возвращаться в положение "Стоп" или "Тормоз", если другой вариант не согласован между заказчиком и изготовителем.
4.5 Конструктивные требования
4.5.1 Швартовные лебедки должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, разработанной в установленном порядке и одобренной РМРС.
4.5.2 Автоматические швартовные лебедки должны иметь ручное управление для возможности осуществления неавтоматического режима.
4.5.3 Электрические лебедки должны быть оборудованы системой автоматического торможения, которая срабатывает, когда органы управления находятся в положении "Стоп" или "Тормоз", а также при отсутствии питания. Тормоз должен удерживать швартовный канат при тяговом усилии не менее 1,5 номинального и обеспечивать остановку барабана без повреждений при вращении на максимальной скорости.
4.5.4 Лебедки с гидравлическим или паровым приводом, при переводе органов управления в положение "Стоп" или "Тормоз", а также при отсутствии приводной энергии, должны удерживать швартовный канат при тяговом усилии, в 1,25 раза превышающем номинальное; скорость травления каната должна контролироваться в пределах 1,0 м/мин.
4.5.5 Барабаны швартовных лебедок должны быть оборудованы тормозами, способными удерживать нагрузку в соответствии с 5.3.
4.5.6 Для швартовных лебедок, используемых на танкерах, конструкция и технические характеристики тормозов барабанов лебедок должны удовлетворять требованиям OCIMF.
Для танкеров, согласно требованиям OCIMF, каждое судно должно иметь на борту полный комплект оборудования для проверки тормозов.
4.5.7 Конструкция барабана должна обеспечивать работу со стальными канатами 6х36WS-IWRC или 6х41WS-IWRC, изготовленными из стальной гибкой проволоки с пределом прочности не менее 1770 Н/мм2. Допускается применение других типов стальных канатов.
4.5.8 При использовании стальных канатов диаметр барабана должен быть не менее 16 диаметров каната.
4.5.9 Могут применяться канаты из синтетических волокон общего применения или высокопрочные канаты.
4.5.10 При использовании синтетических канатов диаметр барабана должен быть не менее 6 диаметров каната.
Для высокопрочных синтетических канатов отношение диаметра барабана к диаметру швартовного каната должно соответствовать требованию изготовителя каната.
4.5.11 Емкость барабана может быть "нормальной" или "повышенной". Минимальная длина швартовного каната для хранения на барабане стандартной емкости приведена в графе 12 таблицы А.1 (приложение А). Канатные барабаны повышенной емкости должны хранить канаты вдвое большей длины по сравнению с барабанами нормальной емкости.
4.5.12 Длина канатного барабана нормальной емкости должна быть такой, чтобы вся длина швартовного каната умещалась не более чем в 5 слоев навивки. Увеличение количества слоев навивки допускается по соглашению между заказчиком и изготовителем.
4.5.13 Длина канатного барабана повышенной емкости должна быть такой, чтобы вся длина швартовного каната умещалась не более чем в 8 слоев навивки.
4.5.14 При навивке на барабан более 4 слоев, во избежание уменьшения срока службы каната, следует избегать значительного тягового усилия. В этом случае следует применять двухсекционный барабан, при этом число слоев навивки в накопительной секции барабана может быть увеличено.
4.5.15 Длина рабочей секции двухсекционного барабана должна быть:
- при использовании стальных канатов и высокопрочных синтетических канатов - достаточной для размещения 10 витков;
- при использовании обычных синтетических канатов - достаточной для размещения 5-6 витков.
4.5.16 Высота реборды барабана, как нормальной, так и повышенной емкости, должна превышать высоту последнего слоя навивки стального каната на величину, равную не менее 2,5 диаметра каната.
4.5.17 При расчете длины барабана необходимо предусмотреть, чтобы витки каната в слоях накладывались непосредственно друг над другом, при этом суммарный зазор между витками троса не должен превышать половины диаметра каната.
4.5.18 Муфта канатного барабана швартовной лебедки должна монтироваться между барабаном и приводным механизмом.
4.5.19 Приводы лебедок должны соответствовать следующим требованиям:
- швартовные лебедки должны иметь независимый привод, способный управлять скоростью выбирания, травления швартовного каната и скоростью вращения барабана;
- иметь мощность, достаточную для непрерывной работы в течение 30 мин при номинальном тяговом усилии и номинальной скорости выбирания каната;
- иметь устройства защиты от перегрузки;
- предельная нагрузка при удержании тормозом не должна превышать 50 % разрывного усилия швартовного каната.
4.5.20 По требованию заказчика швартовная лебедка может быть оборудована автоматическим канатоукладчиком.
4.5.21 Диаметр турачек должен соответствовать значениям, приведенным в таблице А.1 (приложение А).
4.6 Требования безопасности
4.6.1 Все подвижные части швартовных лебедок, кроме барабанов и турачек, должны иметь защитные ограждения от случайного прикосновения человека и попадания одежды, не препятствующие нормальной эксплуатации лебедок.
4.6.2 Электрические приводы и оборудование управления должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54585.
4.6.3 Электрические приводы и оборудование управления, расположенные на палубе, должны иметь степень защиты не ниже IP56 по ГОСТ 14254 или степень защиты, соответствующую условиям окружающей среды, в которой устанавливается и используется оборудование.