(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58581-2019 "Бережливое производство....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В организации должны быть идентифицированы, документально оформлены, внедрены и регулярно обновляться лучшие практики в области БП.В организации следует определить процесс создания, сохранения, распределения и применения знаний в области БП для достижения целей СМБП, постоянного улучшения характеристик процессов (см. 6.2.3), ценности для потребителей и других заинтересованных сторон.
Знания организации должны включать лучшие практики, результаты выполненных проектов по улучшению и другой опыт по развитию СМБП, полученный как внутри, так и вне организации. Организации следует назначить ответственного за систему управления знаниями в области БП.
Организации следует оценивать текущий уровень знаний и определять, каким образом получить или обеспечить доступ к дополнительным знаниям и их необходимым обновлениям при рассмотрении изменения внутренних и внешних факторов, а также политики и целей.
Примечание - Основой знаний организации могут быть:
- внутренние источники (например, интеллектуальная собственность; знания, полученные из опыта; выводы, извлеченные из неудачных или успешных проектов; сбор и обмен недокументированными знаниями и опытом; результаты улучшений процессов, продукции, услуг, потоков создания ценности);
- внешние источники (например, стандарты; информация научных сообществ; конференции; семинары; знания, полученные от потребителей, внешних поставщиков и т.п.).

7.2 Компетентность

7.2.1 Организация должна:- определять необходимый состав компетенций работников, выполняющих работу под ее управлением, который оказывает влияние на результаты СМБП;- обеспечивать компетентность работников на основе соответствующего образования, обучения и профессиональной подготовки или опыта;- где это возможно, предпринимать действия, направленные на получение требуемой компетентности, и оценивать результативность предпринятых действий;- сохранять соответствующую документированную информацию, подтверждающую компетентность.Примечания1 Предпринимаемые действия могут включать, например, проведение обучения и подготовки, наставничество или перераспределение обязанностей среди имеющихся работников или же наем лиц, обладающих требуемым уровнем компетентности.2 Состав компетенций работников определяется в зависимости от степени участия в СМБП.
Организация должна определить необходимые компетенции для всех категорий персонала и, исходя из этого, составить программы подготовки персонала.
Компетенции работников следует определить с учетом их роли в работах по развитию БП.
7.2.2 Работники организации должны владеть базисными понятиями БП, такими как: ценность для потребителя, поток создания ценности, совершенствование потока создания ценности, потери в потоке создания ценности.Высшему руководству следует организовать обучение и постоянное повышение компетентности в области БП как на рабочих местах, так и в специализированных учебных центрах (подразделениях) исходя из поставленных целей и задач. В область компетенции работников следует включать методы и инструменты БП, а также другие методы, применяемые организацией в СМБП.
Высшее руководство должно организовать обучение и постоянное повышение компетентности работников в области БП. Программы подготовки должны быть дифференцированы по категориям работников и уровням подготовки. Всем работникам организации следует пройти подготовку для владения базисными понятиями в области БП.
Примечание - При определении областей компетенции по развитию СМБП для работников разного уровня и роли следует применять ГОСТ Р 57523.
Организации следует разрабатывать такие формы обучения работников, как с отрывом от производства, так и обучение на рабочем месте.
Организация должна обеспечить компетентность работников, отвечающих за проектирование и разработку, с точки зрения выполнения требований по проектированию (соблюдение графиков разработки и повышение эффективности процесса проектирования), в том числе по применению соответствующих средств и методов БП в проектировании.
Примечание - Примерами средств и методов БП в проектировании являются:
- картирование потока создания ценности при проектировании и разработке;
- организация рабочего пространства в офисе (5S);
- способы выявления и устранения потерь, не создающих ценность, в проектировании;
- аналитические методы, направленные на разработку конструкторских решений, повышающих эффективность производства (методы защиты от непреднамеренных ошибок, структурирование функции качества (QFD), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), анализ видов и последствий потенциальных отказов (FMEA), анализ дерева отказов (FTA), анализ стоимости жизненного цикла (LCC), проектирование для удобства сборки (DFA), проектирование для удобства изготовления (DFM);
- методы планирования и мониторинга графиков разработки РКД (диаграмма Гантта, метод структурной декомпозиции работ, сетевое планирование и метод критического пути).

7.3 Осведомленность

Работники организации должны быть осведомлены о:- политике и целях СМБП;- своем вкладе в обеспечение безопасности работников, продукции, процессов, в выполнение требований потребителей (см. 8.2), достижение требуемой результативности СМБП, включая преимущества от улучшения результативности СМБП;- последствиях несоответствия требованиям СМБП, в том числе несоблюдения положений стандартов, регламентов, инструкций и других обязательных документов СМБП.
Работники организации должны быть осведомлены о возможном влиянии их деятельности в рамках СМБП на результативность и эффективность деятельности внутренних и внешних потребителей.

7.4 Обмен информацией

7.4.1 Организация должна определить потребность во внутренних и внешних каналах коммуникаций, связанных с СМБП, включая:а) какая информация будет передаваться;б) когда и в каких случаях будет передаваться информация;в) кому будет передаваться информация.Информация, связанная с СМБП, должна включать:а) требования потребителей и других заинтересованных сторон;б) результаты функционирования процессов создания ценности для потребителя и других заинтересованных сторон.7.4.2 В информацию, связанную с СМБП, следует также включать:а) характеристики процессов создания ценности, в том числе возможности процессов;б) оценку реальных и потенциальных потерь в потоках создания ценности;в) перечень проблем в процессах создания ценности;г) области улучшения СМБП.Организации следует использовать каналы коммуникаций для осуществления прямых и обратных связей в СМБП как по вертикали (по уровням управления), так и по горизонтали (по функциям).Примечания1 К каналам коммуникации следует относить информационные доски, совещания, документооборот, информационные системы и другие способы обмена информацией.2 К прямой связи следует относить передачу информации от высшего руководства организации к заинтересованным сторонам.3 К обратной связи следует относить передачу информации от заинтересованных сторон к высшему руководству организации.
Организации следует определить каналы коммуникаций, перечень передаваемой информации и ответственных за эту деятельность.

7.5 Документированная информация

7.5.1 Общие положения
СМБП организации должна включать в себя:а) документированную информацию, требуемую настоящим стандартом;б) документированную информацию, определенную организацией как необходимую для обеспечения результативности СМБП.
СМБП организации должна быть в документированном виде, и в нее должно быть включено руководство по СМБП. Формат и структура руководства по СМБП устанавливаются на усмотрение организации, и оно должно включать описание процессов, процедур и документации, используемой для функционирования и развития СМБП.
Примечание - Степень документированности и объем документированной информации в СМБП одной организации могут отличаться от другой в зависимости от:- размера организации и ее вида деятельности, процессов, продукции и услуг;- сложности и их взаимодействия;- компетентности работников.
7.5.2 Создание и актуализация
При создании и актуализации документированной информации организация должна соответствующим образом обеспечивать:а) ее идентификацию и описание (например, название, дата, автор, ссылочный номер);б) ее формат (например, язык, версия программного обеспечения, графические средства) и носитель (например, бумажный или электронный);в) анализ и официальное одобрение с точки зрения достаточности и пригодности.
7.5.3 Управление документированной информацией
Документированная информация, требуемая СМБП и настоящим стандартом, должна находиться под управлением в целях обеспечения ее:- доступности и пригодности, где и когда она необходима;- достаточной защиты (например, от несоблюдения конфиденциальности, от ненадлежащего использования или потери целостности).Для управления документированной информацией организация должна предусматривать следующие действия в той степени, насколько это применимо:- ее распределение, обеспечение доступности, восстановление и использование;- хранение и обеспечение сохранности, включая четкость;- управление изменениями (например, управление версиями);- сохранение документов в течение установленных сроков, а также их удаление.Документированная информация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для планирования и функционирования СМБП, должна быть соответствующим образом идентифицирована и находиться под управлением.
При определении этапов управления документированной информацией следует учитывать вид документированной информации, способ хранения и защиту от несанкционированного доступа.
Для управления документированной информацией организации следует применять автоматизированные системы, согласованные в вертикально интегрированной структуре.
Примечание - Доступ подразумевает разрешение просмотра документированной информации или разрешение просмотра с полномочиями по внесению изменений в документированную информацию.

8 Операционная деятельность

8.1 Планирование и управление операционной деятельностью

Организация должна осуществлять менеджмент процессов (см. 4.4) с учетом действий, указанных в 6.1, в отношении рисков посредством:- планирования операционной деятельности для достижения целей СМБП (см. 6.2.1);- организации операционной деятельности как единого потока создания ценности для потребителя на всех ее этапах;- установления критериев для процессов;- управления процессами в соответствии с установленными критериями;- сохранения документированной информации в объеме, необходимом для подтверждения того, что данные процессы выполнялись так, как было запланировано.Организация должна представить результаты планирования операционной деятельности в форме, принятой в организации.Организация должна обеспечивать, чтобы процессы, переданные внешним организациям, находились под управлением.
Результаты планирования должны включать перечень методов бережливого производства, распределенных по стадиям жизненного цикла продукции/услуги организации, цели и ожидаемые результаты их использования.
Результаты планирования, там, где это применимо, должны относиться к конкретному продукту/ услуге, проекту и/или заказу и включать действия по обеспечению заданных требований к характеристикам производственной системы.
Примечания
1 При планировании операционной деятельности акцент следует делать на применении методов бережливого производства на ранних стадиях жизненного цикла продукции/услуги.
2 Требования, указанные в 8.2, к характеристикам производственной системы могут быть установлены потребителем и другими заинтересованными сторонами.
3 К характеристикам производственной системы могут быть отнесены временные, стоимостные, объемные и др.

8.2 Определение требований потребителей к продукции и услугам

Организация должна определять требования потребителей к продукции и услугам, в том числе требования:а) к качеству;б) стоимости;в) объемам;г) срокам выполнения заказа.При определении требований к продукции и услугам следует определять и учитывать потребности и ожидания всех заинтересованных сторон (см. 4.2).На основе требований потребителей к продукции и услугам организации следует детализировать требования по объему производства, ритмичности производства и поставок, размеру поставляемых партий, где это применимо. Детализированные требования к продукции и услугам следует рассматривать как составную часть входных данных для проектирования.Требования к продукции и услугам, а также последующие изменения к ним должны быть доведены до заинтересованных работников организации (см. 7.3).