(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58581-2019 "Бережливое производство....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- увеличение загрузки оборудования;
- сокращение срока восстановления оборудования после поломки;
- вовлечение работников в деятельность по предупреждению и устранению потерь, связанных с работой оборудования.
2 Управление производственным оборудованием может основываться на методе всеобщего обслуживания оборудования (ТРМ).
3 Организации следует управлять не только производственным оборудованием, но и сооружениями, энергетическими установками и др. объектами, влияющими на эффективность СМБП.
Организации следует выделить оборудование, отклонения в работе которого могут оказать критическое влияние на выполнение требований потребителя и достижение целей в области БП. Для данного оборудования следует разработать и документировать меры предупреждения и экстренного реагирования на отклонения в его работе.
Для развития существующей системы управления оборудованием следует установить цели.
Примечание - Цели следует формулировать с учетом рисков последствий отклонений в работе оборудования, статистики по поломкам оборудования, уровня потерь, связанных с его работой, эффективности работы оборудования. Установленные цели должны быть доведены до сотрудников, работающих и управляющих оборудованием.
7.1.4 Среда функционирования процессов
Высшему руководству следует создавать и поддерживать социально-психологическую среду в организации, позволяющую раскрыть и использовать талант работников, их интеллектуальные и творческие способности для развития организации.Социально-психологическую среду следует рассматривать как основу для вовлечения работников организации в поиск и сокращение реальных и потенциальных потерь, процесс постоянного улучшения потоков создания ценности.Примечание - Социально-психологическая среда обеспечивается поддержкой соответствующей корпоративной культуры в организации на основе уважения к человеку, его достоинству, компетентности, ответственности, творчеству.Высшее руководство организации должно создавать и поддерживать мотивационную среду работников для достижения:а) целей в области БП;б) осуществления постоянных улучшений;в) создания условий для содействия инновациям.Мотивационную среду следует рассматривать как основу для пропагандирования БП и осведомленности во всей организации, а также совместного внедрения и выполнения изменений.Организация должна иметь процедуру измерения степени осведомленности работников об актуальности и важности их деятельности в области БП и вкладе в достижение целей.
Организации следует создавать и поддерживать мотивационную среду с использованием средств визуализации, размещения актуальной информации на стендах, организации рабочего пространства и других применимых методов БП.
Примечание - Среда функционирования процессов обеспечивается реализацией принципов БП по ГОСТ Р 56020.
Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию по мотивации работников всех уровней к достижению целей в области БП.
7.1.5 Ресурсы для мониторинга и измерения
Организация должна определить потребность в ресурсах для мониторинга и измерений характеристик процессов (см. 6.2.3).Высшее руководство должно обеспечить ресурсы для мониторинга и измерения характеристик процессов.
Примечание - Ресурсы для мониторинга и измерения могут включать программные продукты, отслеживающие показатели результативности и эффективности процессов СМБП, электронные табло, информационные стенды и др., а также персонал, ответственный за процесс мониторинга.
7.1.6 Знания организации
В организации должны быть идентифицированы, документально оформлены, внедрены и регулярно обновляться лучшие практики в области БП.В организации следует определить процесс создания, сохранения, распределения и применения знаний в области БП для достижения целей СМБП, постоянного улучшения характеристик процессов (см. 6.2.3), ценности для потребителей и других заинтересованных сторон.
Знания организации должны включать лучшие практики, результаты выполненных проектов по улучшению и другой опыт по развитию СМБП, полученный как внутри, так и вне организации. Организации следует назначить ответственного за систему управления знаниями в области БП.
Организации следует оценивать текущий уровень знаний и определять, каким образом получить или обеспечить доступ к дополнительным знаниям и их необходимым обновлениям при рассмотрении изменения внутренних и внешних факторов, а также политики и целей.
Примечание - Основой знаний организации могут быть:
- внутренние источники (например, интеллектуальная собственность; знания, полученные из опыта; выводы, извлеченные из неудачных или успешных проектов; сбор и обмен недокументированными знаниями и опытом; результаты улучшений процессов, продукции, услуг, потоков создания ценности);
- внешние источники (например, стандарты; информация научных сообществ; конференции; семинары; знания, полученные от потребителей, внешних поставщиков и т.п.).

7.2 Компетентность

7.2.1 Организация должна:- определять необходимый состав компетенций работников, выполняющих работу под ее управлением, который оказывает влияние на результаты СМБП;- обеспечивать компетентность работников на основе соответствующего образования, обучения и профессиональной подготовки или опыта;- где это возможно, предпринимать действия, направленные на получение требуемой компетентности, и оценивать результативность предпринятых действий;- сохранять соответствующую документированную информацию, подтверждающую компетентность.Примечания1 Предпринимаемые действия могут включать, например, проведение обучения и подготовки, наставничество или перераспределение обязанностей среди имеющихся работников или же наем лиц, обладающих требуемым уровнем компетентности.2 Состав компетенций работников определяется в зависимости от степени участия в СМБП.
Организация должна определить необходимые компетенции для всех категорий персонала и, исходя из этого, составить программы подготовки персонала.
Компетенции работников следует определить с учетом их роли в работах по развитию БП.
7.2.2 Работники организации должны владеть базисными понятиями БП, такими как: ценность для потребителя, поток создания ценности, совершенствование потока создания ценности, потери в потоке создания ценности.Высшему руководству следует организовать обучение и постоянное повышение компетентности в области БП как на рабочих местах, так и в специализированных учебных центрах (подразделениях) исходя из поставленных целей и задач. В область компетенции работников следует включать методы и инструменты БП, а также другие методы, применяемые организацией в СМБП.
Высшее руководство должно организовать обучение и постоянное повышение компетентности работников в области БП. Программы подготовки должны быть дифференцированы по категориям работников и уровням подготовки. Всем работникам организации следует пройти подготовку для владения базисными понятиями в области БП.
Примечание - При определении областей компетенции по развитию СМБП для работников разного уровня и роли следует применять ГОСТ Р 57523.
Организации следует разрабатывать такие формы обучения работников, как с отрывом от производства, так и обучение на рабочем месте.
Организация должна обеспечить компетентность работников, отвечающих за проектирование и разработку, с точки зрения выполнения требований по проектированию (соблюдение графиков разработки и повышение эффективности процесса проектирования), в том числе по применению соответствующих средств и методов БП в проектировании.
Примечание - Примерами средств и методов БП в проектировании являются:
- картирование потока создания ценности при проектировании и разработке;
- организация рабочего пространства в офисе (5S);
- способы выявления и устранения потерь, не создающих ценность, в проектировании;
- аналитические методы, направленные на разработку конструкторских решений, повышающих эффективность производства (методы защиты от непреднамеренных ошибок, структурирование функции качества (QFD), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), анализ видов и последствий потенциальных отказов (FMEA), анализ дерева отказов (FTA), анализ стоимости жизненного цикла (LCC), проектирование для удобства сборки (DFA), проектирование для удобства изготовления (DFM);
- методы планирования и мониторинга графиков разработки РКД (диаграмма Гантта, метод структурной декомпозиции работ, сетевое планирование и метод критического пути).

7.3 Осведомленность

Работники организации должны быть осведомлены о:- политике и целях СМБП;- своем вкладе в обеспечение безопасности работников, продукции, процессов, в выполнение требований потребителей (см. 8.2), достижение требуемой результативности СМБП, включая преимущества от улучшения результативности СМБП;- последствиях несоответствия требованиям СМБП, в том числе несоблюдения положений стандартов, регламентов, инструкций и других обязательных документов СМБП.
Работники организации должны быть осведомлены о возможном влиянии их деятельности в рамках СМБП на результативность и эффективность деятельности внутренних и внешних потребителей.

7.4 Обмен информацией

7.4.1 Организация должна определить потребность во внутренних и внешних каналах коммуникаций, связанных с СМБП, включая:а) какая информация будет передаваться;б) когда и в каких случаях будет передаваться информация;в) кому будет передаваться информация.Информация, связанная с СМБП, должна включать:а) требования потребителей и других заинтересованных сторон;б) результаты функционирования процессов создания ценности для потребителя и других заинтересованных сторон.7.4.2 В информацию, связанную с СМБП, следует также включать:а) характеристики процессов создания ценности, в том числе возможности процессов;б) оценку реальных и потенциальных потерь в потоках создания ценности;в) перечень проблем в процессах создания ценности;г) области улучшения СМБП.Организации следует использовать каналы коммуникаций для осуществления прямых и обратных связей в СМБП как по вертикали (по уровням управления), так и по горизонтали (по функциям).Примечания1 К каналам коммуникации следует относить информационные доски, совещания, документооборот, информационные системы и другие способы обмена информацией.2 К прямой связи следует относить передачу информации от высшего руководства организации к заинтересованным сторонам.3 К обратной связи следует относить передачу информации от заинтересованных сторон к высшему руководству организации.
Организации следует определить каналы коммуникаций, перечень передаваемой информации и ответственных за эту деятельность.

7.5 Документированная информация

7.5.1 Общие положения
СМБП организации должна включать в себя:а) документированную информацию, требуемую настоящим стандартом;б) документированную информацию, определенную организацией как необходимую для обеспечения результативности СМБП.
СМБП организации должна быть в документированном виде, и в нее должно быть включено руководство по СМБП. Формат и структура руководства по СМБП устанавливаются на усмотрение организации, и оно должно включать описание процессов, процедур и документации, используемой для функционирования и развития СМБП.
Примечание - Степень документированности и объем документированной информации в СМБП одной организации могут отличаться от другой в зависимости от:- размера организации и ее вида деятельности, процессов, продукции и услуг;- сложности и их взаимодействия;- компетентности работников.
7.5.2 Создание и актуализация