(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58581-2019 "Бережливое производство....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Организации следует определить факторы, связанные с интеграцией СМБП с другими системами менеджмента, например с системой менеджмента качества, основывающейся на ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ЕН 9100, ГОСТ Р ЕН 9110, ГОСТ Р ЕН 9120, [1], ГОСТ Р 57522.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

Организация должна определять заинтересованные стороны, имеющие отношение к СМБП, их потребности и ожидания.К заинтересованным сторонам следует отнести потребителей, акционеров, работников организации, общество, государственные органы, а также поставщиков и партнеров.Высшему руководству следует определять сбалансированный подход к удовлетворению потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон.Удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон следует рассматривать через повышение эффективности потока создания ценности для потребителя(ей) (потока создания ценности). Повышение эффективности потока создания ценности следует рассматривать с точки зрения:- безопасности;- качества;- сроков;- стоимости;- объемов;- рисков;- корпоративной культуры.
Организация должна включить в состав заинтересованных сторон, если применимо, управляющую компанию вертикально интегрированной структуры, в которую входят организация, заказчик, потребители (эксплуатирующие и ремонтные организации и их сотрудники), участники жизненного цикла авиационных проектов и заказов, в которых участвует организация и ее персонал.
К заинтересованным сторонам следует отнести также:
- разработчиков AT;
- финалистов AT;
- изготовителей компонентов AT;
- изготовителей систем наземного обслуживания;
- поставщиков AT;
- внутренних потребителей организации;
- эксплуатантов;
- летный состав воздушного судна;
- пассажиров воздушного судна;
- организации, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт AT;
- предприятия воздушного транспорта (аэропорты, аэровокзалы);
- государственные органы (министерства, агентства, ведомства);
- международные организации, выполняющие регулирующие функции [например, Международная аэрокосмическая группа по качеству (IAQG), Международная организация по сотрудничеству государств по всем аспектам деятельности гражданской авиации (ICAO)].
Примечания
1 Повышение эффективности потока создания ценности может рассматриваться с точки зрения организационной структуры.
2 Состав заинтересованных сторон зависит от степени их влияния на результативность и эффективность СМБП, в реализации которой участвует организация.

4.3 Определение области применения СМБП

Организация должна определить границы СМБП, чтобы установить область ее применения, рассмотрев факторы и требования, указанные в 4.1 и 4.2.Область применения должна быть представлена в виде документированной информации касательно:а) продукции и услуг организации, на которые распространяются требования;б) процессов организации, составляющих поток создания ценности продукции и услуг;в) обоснования любого случая, где какое-либо требование настоящего стандарта не может быть применимо.
Ответственность за определение области применения СМБП должна быть возложена на высшее руководство организации.
Область применения СМБП описывается в руководстве по СМБП. Исключения из области применения СМБП должны быть обоснованы и представлены в виде документированной информации в руководстве по СМБП.
Примечание - Исключения могут быть сделаны только из требований раздела 8 и в том случае, если требование, в силу особенностей операционной деятельности, не применимо.

4.4 СМБП

Организация должна разработать, применять, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать СМБП и ее процессы на основе принципов и инструментов БП в соответствии с требованиями настоящего стандарта.Примечание - В процессы СМБП, упомянутые выше, рекомендуется включать процессы управленческой деятельности, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения.
Организация должна устанавливать и применять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативного и эффективного функционирования процессов СМБП и управления ими.
Примечание - Процессная модель организации, разработанная для выполнения требований к системе менеджмента, например в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 или иным стандартом, может быть принята за основу при разработке процессной модели СМБП.
Если организация решает передать сторонней организации выполнение какого-либо процесса, то она должна обеспечить со своей стороны управление этим процессом в зависимости от возможного влияния переданного процесса на эффективность СМБП.
Примечание - Управление может включать технико-экономическое обоснование, анализ рисков по отношению к эффективности СМБП, мониторинг сроков выполнения процесса, качество продукции или услуг.

5 Лидерство

5.1 Лидерство и обязательства руководства

5.1.1 Общие положения
Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и выполнение взятых на себя обязательств в отношении СМБП посредством:а) обеспечения разработки и развертывания политики и целей СМБП как элемента стратегии развития организации;б) обеспечения интеграции требований СМБП в процессы системы менеджмента организации;в) обеспечения ресурсами, необходимыми для достижения целей СМБП;г) доведения до сведения работников организации важности выполнения требований СМБП и ее результативности;д) обеспечения достижения поставленных целей СМБП;е) побуждения и оказания поддержки работникам принимать активное участие и вносить свой личный вклад в обеспечение результативности СМБП;ж) поощрения и содействия постоянному улучшению деятельности СМБП;
и) поддержки других руководителей в демонстрации ими лидерства в сфере их ответственности.Высшему руководству следует принимать личное участие в улучшении потока создания ценности в месте возникновения проблем.Высшему руководству следует направить свои усилия на развитие лидерских качеств работников для формирования поведения, ориентированного на заинтересованные стороны, постоянное улучшение и снижение потерь.Высшему руководству и руководителям всех уровней организации следует развивать корпоративную культуру, основанную на:а) отказе от системы наказания за непреднамеренные ошибки и несоответствия;б) открытости и прозрачности СМБП организации, используя соответствующие механизмы реализации;в) приверженности высшего руководства ценностям и принципам БП.Примечание - Механизмы реализации могут включать: информационный портал организации, комплекс средств визуализации, публичные выступления руководителей и работников, вовлечение работников в разработку целей организации, элементы системы мотивации, направленные на признание достижений, ротацию работников и др.
Примечание - Лидерские качества работников следует развивать посредством обучения, участия и руководства проектами по развитию СМБП.

5.2 Политика в области бережливого производства

Высшее руководство должно разработать и поддерживать политику, отражающую приверженность ценностям и принципам БП, которая:- соответствует целям организации;- создает основу для установления целей СМБП;- включает в себя обязательство соответствовать применимым требованиям;- включает в себя обязательство постоянно улучшать СМБП.Политика должна быть:- доступной в документированном виде;- доведенной до сведения работников организации (см. 7.3);- доступной для заинтересованных сторон, насколько это применимо.Примечание - Политика БП может быть разработана как отдельный документ либо как часть политики организации.
Политика в области БП должна основываться на принципах БП, сформулированных в ГОСТ Р 56020, и быть направлена на повышение эффективности деятельности организации.

5.3 Организационные роли, ответственность и полномочия

Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до сведения работников организации ответственности и полномочий в соответствии с предусмотренным распределением организационных ролей, в том числе во взаимоотношениях "поставщик - потребитель".Высшее руководство должно устанавливать ответственность и делегировать полномочия для:а) обеспечения соответствия СМБП требованиям настоящего стандарта;б) предоставления отчетов высшему руководству о функционировании СМБП.Высшему руководству следует распределять ответственность и полномочия таким образом, чтобы совершенствовать процессы организации.
Высшее руководство должно назначить представителя руководства организации (далее - представитель руководства по СМБП), установить его ответственность и делегировать соответствующие полномочия. В ответственность представителя руководства по СМБП должна входить деятельность по разработке, функционированию, поддержанию в рабочем состоянии и постоянному улучшению СМБП, распространению лучших практик, обучению, проведению аудитов организации взаимодействия по направлениям развития СМБП внутри организации и с другими заинтересованными сторонами, интеграция с СМК.
Высшее руководство должно сформировать специализированное подразделение для разработки, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения СМБП. Специализированное подразделение должно подчиняться напрямую представителю руководства по СМБП.
Высшему руководству следует рассматривать решение проблем в месте их возникновения, используя средства визуализации.

6 Планирование

6.1 Действия в отношении рисков и возможностей