(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58581-2019 "Бережливое производство....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

4 Организационная среда (контекст)

4.1 Понимание организации и связанного с ней контекста

Организация должна определить внешние и внутренние факторы (среду), относящиеся к ее целям и влияющие на способность достигать целевого результата(ов) СМБП.Высшему руководству организации следует рассмотреть:- социальные, культурные, законодательные, технологические, экономические и конкурентные факторы (среду);- действующие системы менеджмента в организации, их взаимодействие и интеграцию.
Организация должна сохранять документированную информацию по определению факторов, влияющих на способность достижения целей по БП.
Высшему руководству следует провести анализ первичной оценки организации, основанный на рассмотрении слабых сторон, сильных сторон, возможностей и угроз.
Высшему руководству организации следует рассмотреть факторы, если применимо:
- инновации в авиационной промышленности и смежных отраслях;
- конкурентоспособность организации;
- применимые методы и средства проектирования и разработки, производства, эксплуатации и ремонта в авиационной промышленности и смежных отраслях.
Организации следует определить факторы, связанные с интеграцией СМБП с другими системами менеджмента, например с системой менеджмента качества, основывающейся на ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ЕН 9100, ГОСТ Р ЕН 9110, ГОСТ Р ЕН 9120, [1], ГОСТ Р 57522.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

Организация должна определять заинтересованные стороны, имеющие отношение к СМБП, их потребности и ожидания.К заинтересованным сторонам следует отнести потребителей, акционеров, работников организации, общество, государственные органы, а также поставщиков и партнеров.Высшему руководству следует определять сбалансированный подход к удовлетворению потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон.Удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон следует рассматривать через повышение эффективности потока создания ценности для потребителя(ей) (потока создания ценности). Повышение эффективности потока создания ценности следует рассматривать с точки зрения:- безопасности;- качества;- сроков;- стоимости;- объемов;- рисков;- корпоративной культуры.
Организация должна включить в состав заинтересованных сторон, если применимо, управляющую компанию вертикально интегрированной структуры, в которую входят организация, заказчик, потребители (эксплуатирующие и ремонтные организации и их сотрудники), участники жизненного цикла авиационных проектов и заказов, в которых участвует организация и ее персонал.
К заинтересованным сторонам следует отнести также:
- разработчиков AT;
- финалистов AT;
- изготовителей компонентов AT;
- изготовителей систем наземного обслуживания;
- поставщиков AT;
- внутренних потребителей организации;
- эксплуатантов;
- летный состав воздушного судна;
- пассажиров воздушного судна;
- организации, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт AT;
- предприятия воздушного транспорта (аэропорты, аэровокзалы);
- государственные органы (министерства, агентства, ведомства);
- международные организации, выполняющие регулирующие функции [например, Международная аэрокосмическая группа по качеству (IAQG), Международная организация по сотрудничеству государств по всем аспектам деятельности гражданской авиации (ICAO)].
Примечания
1 Повышение эффективности потока создания ценности может рассматриваться с точки зрения организационной структуры.
2 Состав заинтересованных сторон зависит от степени их влияния на результативность и эффективность СМБП, в реализации которой участвует организация.

4.3 Определение области применения СМБП

Организация должна определить границы СМБП, чтобы установить область ее применения, рассмотрев факторы и требования, указанные в 4.1 и 4.2.Область применения должна быть представлена в виде документированной информации касательно:а) продукции и услуг организации, на которые распространяются требования;б) процессов организации, составляющих поток создания ценности продукции и услуг;в) обоснования любого случая, где какое-либо требование настоящего стандарта не может быть применимо.
Ответственность за определение области применения СМБП должна быть возложена на высшее руководство организации.
Область применения СМБП описывается в руководстве по СМБП. Исключения из области применения СМБП должны быть обоснованы и представлены в виде документированной информации в руководстве по СМБП.
Примечание - Исключения могут быть сделаны только из требований раздела 8 и в том случае, если требование, в силу особенностей операционной деятельности, не применимо.

4.4 СМБП

Организация должна разработать, применять, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать СМБП и ее процессы на основе принципов и инструментов БП в соответствии с требованиями настоящего стандарта.Примечание - В процессы СМБП, упомянутые выше, рекомендуется включать процессы управленческой деятельности, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения.
Организация должна устанавливать и применять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативного и эффективного функционирования процессов СМБП и управления ими.
Примечание - Процессная модель организации, разработанная для выполнения требований к системе менеджмента, например в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 или иным стандартом, может быть принята за основу при разработке процессной модели СМБП.
Если организация решает передать сторонней организации выполнение какого-либо процесса, то она должна обеспечить со своей стороны управление этим процессом в зависимости от возможного влияния переданного процесса на эффективность СМБП.
Примечание - Управление может включать технико-экономическое обоснование, анализ рисков по отношению к эффективности СМБП, мониторинг сроков выполнения процесса, качество продукции или услуг.

5 Лидерство

5.1 Лидерство и обязательства руководства

5.1.1 Общие положения
Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и выполнение взятых на себя обязательств в отношении СМБП посредством:а) обеспечения разработки и развертывания политики и целей СМБП как элемента стратегии развития организации;б) обеспечения интеграции требований СМБП в процессы системы менеджмента организации;в) обеспечения ресурсами, необходимыми для достижения целей СМБП;г) доведения до сведения работников организации важности выполнения требований СМБП и ее результативности;д) обеспечения достижения поставленных целей СМБП;е) побуждения и оказания поддержки работникам принимать активное участие и вносить свой личный вклад в обеспечение результативности СМБП;ж) поощрения и содействия постоянному улучшению деятельности СМБП;
и) поддержки других руководителей в демонстрации ими лидерства в сфере их ответственности.Высшему руководству следует принимать личное участие в улучшении потока создания ценности в месте возникновения проблем.Высшему руководству следует направить свои усилия на развитие лидерских качеств работников для формирования поведения, ориентированного на заинтересованные стороны, постоянное улучшение и снижение потерь.Высшему руководству и руководителям всех уровней организации следует развивать корпоративную культуру, основанную на:а) отказе от системы наказания за непреднамеренные ошибки и несоответствия;б) открытости и прозрачности СМБП организации, используя соответствующие механизмы реализации;в) приверженности высшего руководства ценностям и принципам БП.Примечание - Механизмы реализации могут включать: информационный портал организации, комплекс средств визуализации, публичные выступления руководителей и работников, вовлечение работников в разработку целей организации, элементы системы мотивации, направленные на признание достижений, ротацию работников и др.