Действующий
8.2 Удаление накопившихся примесей из узлов системы КБТС проводят путем продувки системы горячим воздухом или промывки ее неорганическими растворителями.
8.3 Перечень оборудования, приспособлений и материалов, используемых при промывке КБТС растворителями, а также порядок проведения работ приведены в
приложении Ж.
9 Проверка криогенной бортовой топливной системы на герметичность
9.1 Методы испытаний криогенных бортовых топливных систем автотранспортных средств, общие положения
9.1.1 Целью испытаний является проверка соответствия технических показателей изделия требованиям ТУ и настоящего стандарта.
9.1.2 Испытания включают проверку:
- прочности крепления оборудования КБТС при перегрузках в соответствии с
9.2;
- основных технических характеристик КБТС, приведенных в технической документации на изделие согласно
4.2;
- условий работы КБТС совместно с двигателем согласно
4.3;
4.4;
- регламента на основные технологические операции согласно
4.5.
Объем и методы испытаний арматуры и отдельных устройств КБТС определяет их изготовитель.
9.1.3 Изделие допускают к испытаниям при полной комплектности оборудования, технической документации на изделие и при отсутствии замечаний после внешнего осмотра изделия.
9.1.4 Проверку на герметичность элементов КБТС проводят в соответствии с
9.3.
9.1.5 При обнаружении течи контрольного газа в месте соединения устройства допускаются повторный монтаж газовых соединений и проведение повторного испытания.
9.1.6 Перед началом заполнения КБТС СПГ проводят "теплую" опрессовку системы в соответствии с
9.3 и проверяют герметичность КБТС в целом, включая заправочный узел.
9.1.7 Для подготовки КБТС к приему СПГ необходимо заменить газовую атмосферу в БКТ на рабочую среду (природный газ) методом "полоскания" (трехкратным периодическим разбавлением газообразным азотом) или вакуумированием внутреннего сосуда и других элементов КБТС в соответствии с программой-методикой завода-изготовителя.
9.1.8 Техническое обслуживание КБТС во время испытаний проводят в соответствии с технической документацией на изделие.
9.1.9 Заданные и фактические данные, полученные при испытаниях, отражают в протоколах испытаний, утвержденных в установленном порядке.
9.2 Проверка прочности крепления оборудования
Проверку прочности крепления оборудования КБТС проводят следующим методом:
- статических испытаний, имитирующих соответствующие перегрузки, с приложением их к центру масс БКТ;
- динамических испытаний АТС (на удар).
9.3 Проверка на герметичность элементов криогенной бортовой топливной системы
Проверку на герметичность элементов КБТС допускается проводить:
- путем заполнения КБТС газом с температурой окружающей среды при рабочем давлении с последующим обмыливанием разъемных соединений или по падению давления в системе ("теплая" опрессовка);
- путем заполнения КБТС жидким азотом или СПГ при рабочем давлении, с визуальным контролем разъемных соединений и сварных швов ("холодная" опрессовка).
9.4 Проверка качества теплоизоляции и времени бездренажного хранения
9.4.1 Целью испытаний является подтверждение испарения и длительности бездренажного хранения, приведенных в технической документации на изделие.
9.4.2 Все клапаны и вентили перед испытаниями закрывают и проверяют на герметичность.
9.4.3 Качество теплоизоляции определяют потерями от испарения жидкого азота, которые должны быть не более 0,18 кг/ч.
9.4.4 Длительность бездренажного хранения СПГ определяют по скорости повышения давления в БКТ при закрытых вентилях и клапанах. Повышение давления определяют по манометру КБТС.
9.4.5 Если время бездренажного хранения составляет более 72 ч, то допускается определять длительность бездренажного хранения расчетным путем, используя экспериментально определенные значения теплопритоков к БКТ.
9.5 Состав и порядок согласования эксплуатационной документации на криогенную бортовую топливную систему
9.5.1 Эксплуатационная документация на КБТС включает в себя следующее:
- инструкцию по эксплуатации;
- паспорт на БКТ установленной формы;
- паспорт-формуляр на КБТС согласно ГОСТ 2.601.
9.5.2 Разрешение на ввод в эксплуатацию КБТС выдается лицом, назначенным приказом по организации, эксплуатирующей КБТС, для осуществления производственного контроля соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением, на основании документации изготовителя после технического освидетельствования и проверки организации обслуживания.
9.5.3 Разрешение на ввод КБТС в эксплуатацию записывают в паспорте-формуляре на КБТС.
9.5.4 На каждую КБТС после выдачи разрешения на его эксплуатацию должны быть нанесены краской на видном месте или на специальной табличке форматом не менее 200 мм на 150 мм:
- регистрационный номер предприятия;
- рабочее и пробное давление;
- число, месяц и год последующих осмотров и испытаний.
9.6 Контроль воздушной среды
9.6.1 Контроль воздушной среды вокруг КБТС с помощью газоанализатора или сигнализатора проводят при рабочих температурах без специального повышения давления в системе.
9.6.2 Контроль воздушной среды проводят при ежедневном осмотре КБТС:
- для проверки узла заправки на герметичность при заправке КБТС СПГ;
- при подозрениях на нарушение герметичности КБТС.