(Действующий) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМАХ В СФЕРЕ...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- организации предпринимательского сообщества, которые формируют позицию предпринимательского сообщества в отношении экспериментального правового режима.
При этом, в случае, если экспериментальный правовой режим предполагается установить на территории конкретного субъекта Российской Федерации, то в установлении экспериментального правового режима принимает участие высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, который оценивает предложение по установлению данного режима.
Кроме того, законопроектом предлагается наделить субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению экспериментальных правовых режимов субъекта Российской Федерации в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В сфере финансовых технологий Банк России предлагается наделить полномочиями по установлению экспериментальных правовых режимов с учетом особенностей, учитывающих специфику правового статуса Банка России, предлагаемых законопроектом к установлению Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.
Место будущего закона в системе действующего законодательства.
Законопроектом предлагается институционализировать проведение экспериментов в сфере цифровых инноваций путем создания общего механизма установления экспериментальных правовых режимов в этой сфере: законопроектом предлагается урегулировать порядок инициирования, установления, реализации, мониторинга реализации, определения результатов реализации экспериментальных правовых режимов, установить требования к участникам экспериментального правового режима, принципы и критерии допустимости установления экспериментальных правовых режимов в 8 сферах, в которых предлагается применять цифровые инновации: медицинская и фармацевтическая деятельность, транспорт (в том числе беспилотный), электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, финансовый рынок, дистанционная торговля, строительство, государственные и муниципальные услуги и государственный контроль (надзор), промышленность.
Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений.
В Российской Федерации на данный момент отсутствует общий механизм установления экспериментальных правовых режимов. В отсутствие такого механизма складывается разнообразная практика проведения правовых экспериментов.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Российской Федерации N 807 "О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления" имеет дату 25.06.2019, а не 25.07.2019.
Порядок проведения некоторых правовых экспериментов определяется федеральными законами (например, федеральный закон от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)"). Есть случаи регулирования экспериментов актами Правительства Российской Федерации (например, постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2019 г. N 807 "О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления").
В свою очередь Банк России для проведения соответствующих экспериментов создал регулятивную "песочницу", в которой осуществляется лишь моделирование процессов применения инновационных финансовых услуг, продуктов и технологий для проверки гипотез о положительных эффектах от их внедрения без привлечения реальных клиентов. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев при подготовке к соответствующим экспериментам и мониторинге их реализации нормативно не закреплены возможности экспертного и общественного контроля (для решения этой проблемы законопроектом предпринимательского сообщества). Также в законодательстве не определен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию экспериментов, что создает трудности как в управлении ими, так и в мониторинге их проведения и последующей оценке результатов.
В Договоре о Евразийском экономическом союзе и иных международных договорах Российской Федерации на данный момент отсутствует регулирование экспериментальных правовых режимов. Однако на основании распоряжения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 сентября 2018 г. N 146 Евразийской экономической комиссией разработан проект концепции применения специальных режимов ("регулятивных песочниц") в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС, в соответствии с которым планируется подписание международного договора о применении специальных режимов в ЕАЭС.
Также следует обратить внимание на включение темы регуляторных "песочниц" в повестку Организации экономического сотрудничества и развития.
При этом механизм регуляторных "песочниц" активно применяется во многих зарубежных странах. Первая регуляторная "песочница" была создана в Великобритании в 2016 году. Позже регуляторные "песочницы" были успешно внедрены в США, Австралии, Сингапуре, ОАЭ, Китае (Гонконг), Малайзии, Таиланде, Индонезии, Бахрейне, Швейцарии и Канаде. Возможность установления режима регуляторных "песочниц" прорабатывается в Брунее, Китае (помимо Гонконга), Индии, Кении, Мексике, Мозамбике, Нигерии, Пакистане.
Изначально экспериментальные правовые режимы устанавливались в области цифровых инноваций в финансовой сфере. Однако позже эксперименты стали проводиться и в других сферах: транспорт, медицина. Вместе с тем большая часть экспериментов по-прежнему касается финансовой сферы. В свою очередь в законопроекте финансовая сфера обозначена лишь в качестве одной из восьми сфер, на которые предлагается распространить регулирование.
Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.
В соответствии с целями экспериментальных правовых режимов, предусмотренных законопроектом, ожидаемым последствиями являются обеспечение развития науки и социальной сферы, формирование новых видов экономической деятельности, развитие конкуренции, расширение состава, качества или доступности товаров, работ и услуг, увеличение прибыли от предпринимательской деятельности и снижение издержек предпринимательской деятельности, повышение эффективности государственного или муниципального управления в ходе внедрения цифровых инноваций, совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Влияние предлагаемых законопроектом решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствует.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
С учетом необходимости обеспечения подготовки договорной, технической и организационной базы, в том числе для реализации новых механизмов перекрестной идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, представляется необходимым предусмотреть отсрочку вступления в силу положений законопроекта на срок 180 дней со дня официального опубликования соответствующего федерального закона.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
ПРАВОВЫХ РЕЖИМАХ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Реализация проекта федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Осуществление финансирования расходов на мероприятия в сфере информационно-коммуникационных технологий предполагается в пределах средств федеральных органов исполнительной власти, направляемых на использование информационно-коммуникационных технологий для развития информационного общества, предусмотренных в рамках утвержденных планов информатизации государственных органов, и за счет средств, предусмотренных в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ
РЕЖИМАХ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности";
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМАХ
В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее соответственно - Закон, законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
а) постановление Правительства Российской Федерации об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативному правовому регулированию и полномочий, предусмотренных законопроектом, по вопросам экспериментальных правовых режимов, и иных ответственных федеральных органов исполнительной власти.
Разработка проекта постановления предусмотрена пунктом 8 статьи 2 законопроекта.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Закона;