(Действующий) СТО Рабочая инструкция Машиниста крана (крановщика)...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
перед подъемом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием груза в них следует предварительно убедиться путем опускания свободного (ненагруженного) крюка и осмотра грузовой лебедки в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;
укладку и разборку груза следует производить равномерно; не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
необходимо внимательно следить за канатами и в случае спадания их с барабанов или блоков, образования петель или при обнаружении повреждений каната временно прекратить работу крана;
при одновременном действии нескольких башенных кранов на одном крановом пути во избежание их столкновения крановщики должны соблюдать меры безопасности, изложенные в проекте производства работ или технологической карте;
строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения подбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°;
опускать перемещаемый груз разрешается только на предусмотренное проектом производства работ или технологической картой место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующей прочности подкладки. Укладку и разборку грузов следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
кантовка грузов кранами может производиться на кантовальных площадках или в специально отведенных местах. Выполнение такой работы разрешается по разработанной технологии, в которой должны быть отражены последовательность выполнения операций, способ строповки груза и указания по безопасному выполнению работ.
при подъеме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм.
2.3.20. Крановщику запрещается включать механизмы крана, когда на поворотной части его или у механизмов находятся люди (за исключением случаев осмотра крана лицом, ведущим регулярное наблюдение за ним; при таком осмотре крановщик может включать механизмы только по сигналу лица, производящего осмотр).
2.3.21. При производстве работ крановщику запрещается:
перемещать груз, застропованный рабочими, не имеющими прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм; в этих случаях крановщик должен прекратить работу краном и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;
производить погрузку и разгрузку грузов краном при отсутствии схем их правильной обвязки и зацепки;
поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета; если крановщик не знает массы груза, то он должен получить сведения (в письменном виде) о массе груза от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком крана при косом направлении канатов;
отрывать крюком груз, засыпанный или примерзший к земле, заложенный другими грузами, закрепленный болтами или залитый бетоном, а также раскачивать груз с целью отрыва;
освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи и т.п.);
поднимать железобетонные и бетонные изделия, не имеющие маркировки массы;
поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, неправильно застропованный или находящийся в неустойчивом положении груз, а также груз в таре, заполненной выше бортов;
поднимать кирпич, плитку и другие материалы, уложенные на поддонах без ограждения; это разрешается только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, их прицепов;
подавать материалы в оконные и дверные проемы, если они не имеют приемных площадок, а также на балконы;
укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса или траншеи;
укладывать груз на леса или перекрытия без письменного разрешения лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
поднимать людей или груз с находящимися на нем людьми, а также груз, выравниваемый массой людей или поддерживаемый руками;
производить монтаж, демонтаж или ремонт кранового пути при помощи крана, на котором он установлен;
передавать управление краном лицам, не имеющим прав на управление краном, и крановщикам, не назначенным приказом по предприятию, а также допускать к самостоятельному управлению краном учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;
производить погрузку грузов в автомашину и разгрузку их при нахождении водителя или других людей в кабине;
производить регулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе;
опускать стрелу с грузом до вылета, на котором грузоподъемность крана будет меньше массы поднимаемого груза;
поднимать баллоны со сжатым и сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры;
оставлять на площадках и механизмах крана инструменты, детали, посторонние предметы и т.п.
2.3.22. Работник обязан опустить груз, прекратить работу крана и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, в случае возникновения неисправностей, указанных в п. 2.9, а также при:
поломке механизмов или металлоконструкций крана;
появлении напряжения на корпусе электродвигателя, контроллера, кожухе аппаратов, крюке или металлических конструкциях крана;
закручивании канатов грузового полиспаста;
возможном касании противовесом при повороте крана выступающих частей здания, лесов или других сооружений;
обнаружении неисправности кранового пути;
недостаточном освещении места работы крана, сильном снегопаде или тумане, а также при плохой видимости сигналов стропальщика или перемещаемого груза;
понижении температуры воздуха ниже допустимой, указанной в паспорте крана;
приближении грозы, сильного ветра, скорость которого превышает допустимую, указанную в паспорте крана (при этом следует также принять меры против угона крана ветром);
ложном срабатывании электрической, тепловой или другой защиты крана, а также приборов безопасности.
2.3.23. Работник координирует работу стропальщиков и следит за действиями прикрепленного к нему для прохождения стажировки ученика, не допуская при этом нарушения производственных инструкций.

2.4. Действия в аварийных ситуациях:

2.4.1. При потере устойчивости крана (из-за неисправности кранового пути, поломки осей колес и других элементов крана, перегрузки и т.п.) работник немедленно прекращает подъем, подает предупредительный сигнал, опускает груз на землю, площадку или перекрытие и устанавливает причину аварийной ситуации.
2.4.2. Если все элементы крана (металлоконструкции и др.) оказались под напряжением, работник предупреждает работающих об опасности, сам принимает меры личной безопасности от поражения электрическим током и через других работающих сообщает о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, для принятия мер по отключению крана от питающей сети.
2.4.3. При возникновении на кране пожара работник обязан немедленно прекратить работу, отключить рубильник питающей сети, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения.
2.4.4. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) работник прекращает работу, опускает груз на землю, площадку или перекрытие, покидает кран и уходит в безопасное место.
2.4.5. При угоне крана ветром работник принимает меры к его остановке в соответствии с руководством по эксплуатации крана, отключает электропитание, покидает кран и закрепляет его всеми имеющимися противоугонными устройствами, в том числе используя специальные башмаки.
2.4.6. При возникновении других аварийных ситуаций работник выполняет требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации крана.
2.4.7. Если во время работы крана имели место авария или несчастный случай, то работник немедленно ставит в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и обеспечивает сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
2.4.8. Обо всех аварийных ситуациях работник делает запись в вахтенном журнале и ставит в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.