(Действующий) СП 79.13330.2012 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
выявления качества монтажных работ (на вновь построенных сооружениях);
проверки величин уклонов, предусмотренных в сооружении;
геодезического закрепления положения отдельных частей и элементов сооружения для фиксации при последующих обследованиях изменений (в том числе деформаций), возникающих в процессе эксплуатации сооружения.
5.14 С помощью геодезических инструментов в характерных точках сооружения следует устанавливать:
а) на железнодорожных мостах и на мостах под пути метрополитена:
продольный профиль рельсового пути (по каждой нитке);
план рельсового пути (с привязкой его к оси моста или к осям пролетных строений);
продольные профили главных ферм (балок) пролетных строений;
план главных ферм (балок) пролетных строений при приемке мостов в эксплуатацию и в других случаях при обнаружении их смещения в плане;
высотное расположение характерных частей опор моста (подферменников, ригелей, обрезов фундаментов и пр.);
б) на автодорожных и городских мостах:
продольные профили проезжей или прохожей части (на пешеходных мостах);
поперечные профили проезжей (прохожей) части и тротуаров;
продольные профили главных ферм (балок) пролетных строений;
план главных ферм (балок) пролетных строений;
высотное расположение характерных частей опор моста.
Необходимые виды инструментальных съемок, количество створов, поперечников и точек, по которым проводят съемки, намечают в программе обследований и уточняют на месте с учетом указаний, содержащихся в 5.13, а также задач, поставленных в программе, конструктивных особенностей сооружения, наличия и результатов проведенных ранее инструментальных съемок и других обстоятельств.
5.15 При проверке высоты подмостового габарита путепроводов и эстакад следует проводить непосредственные замеры с выявлением минимальных значений.
5.16 Инструментальные съемки следует проводить по надежно зафиксированным точкам или по долговременным маркам (в случае длительных специальных наблюдений) и при благоприятных погодных условиях (4.10).
Высотные отметки следует, как правило, увязывать с постоянными геодезическими реперами.
В материалах по инструментальным съемкам необходимо указывать время проведения съемок, погодные условия, типы и точность применяемых геодезических инструментов, использованные реперы.
5.17 В необходимых случаях (например, при обнаружении просадок или наклонов опор, смещении пролетных строений, развитии трещин, возрастании овальности круглых труб и др.) организация, эксплуатирующая сооружение, устанавливает специальные долговременные марки для ведения мониторинга.
Виды и периодичность измерений устанавливаются специальной программой работ в зависимости от характера и прогнозируемой скорости протекания изучаемых явлений.
5.18 Контрольные измерения и инструментальные съемки при обследовании водопропускных труб следует проводить, руководствуясь приложением А.

6 Испытания мостов

Общие требования

6.1 Испытания мостов и труб проводят с целью контроля их напряженно-деформированного состояния, выявления особенностей работы и соответствия их проектным параметрам и расчетам.
Различают следующие виды испытаний: статические, динамические и обкатка.
6.2 До начала испытаний или обкатки должно быть проведено обследование сооружения в объеме, позволяющем:
установить возможность загружения сооружения испытательной нагрузкой (отсутствие недоделок, снижающих несущую способность сооружения, препятствий на пути передвижения нагрузки и др.);
определить предельно допустимую величину испытательной нагрузки (с учетом норм проектирования и имеющихся в конструкциях дефектов и повреждений);
зафиксировать состояние сооружения для возможности выявления изменений, произошедших в результате проведенных загружений;
наметить условия движения нагрузки при динамических испытаниях (с учетом плана и профиля пути, наличия и расположения на проезде неровностей и др.).
6.3 Параметры применяемых механических приборов и электронных измерительных систем (точность, пределы измерений, частотные характеристики и др.), способы их установки и используемые установочные приспособления должны позволять получать стабильные показания измеряемых величин с необходимой точностью.
6.4 При испытаниях следует защищать приборы от механических, климатических и других воздействий. Если при испытаниях нельзя устранить влияние изменения температуры воздуха на показания приборов, то это влияние следует учитывать установкой специальных датчиков или расчетным путем при обработке показаний приборов.
6.5 Перед проведением испытаний руководителем работ должны быть разработаны и переданы организациям-исполнителям (см. 4.9) перечни мероприятий по обеспечению безопасного проведения испытаний, а также движения транспортных средств и пешеходов на участках дороги, примыкающих к мосту.
Если во время работ, связанных с проведением испытаний, движение по мосту полностью не прекращается, то должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности движения транспортных средств в стесненных условиях и по перекрытию движения на периоды снятия показаний приборов.
6.6 В случаях, когда показания по установленным измерительным приборам превышают предполагаемые расчетные значения, а также при обнаружении неожиданных изменений в состоянии конструкции (например, при возникновении трещин и выпучиваний в стальных элементах и их соединениях, при появлении признаков выкалывания или раздробления бетона в железобетонных элементах и др.) по решению руководителя работ испытания должны быть прекращены и испытательная нагрузка удалена за пределы испытываемой конструкции.
Дальнейшие испытания могут проводиться только после тщательного обследования состояния конструкций, выяснения причин возникших явлений и оценки их опасности, что должно быть зафиксировано в акте, подписанном компетентными представителями заказчика, проектной организации и организации, проводящей испытания.

Статические испытания

6.7 В процессе статических испытаний измеряются параметры напряженно-деформированного состояния в характерных сечениях конструкций.
В процессе статических испытаний следует измерять:
общие перемещения и деформации сооружения и его частей (пролетных строений, опор и т.д.);
относительные деформации, характеризующие напряжения;
местные деформации (раскрытие трещин и швов, смещения в соединениях и т.п.).
Кроме того, в зависимости от вида конструкций и их состояния и в соответствии с задачами испытаний, могут производиться измерения угловых и взаимных перемещений частей сооружения, усилий в элементах (вантах, шпренгелях) и т.п.
6.8 В качестве нагрузки при статических испытаниях мостов под рельсовый транспорт следует использовать: локомотивы и подвижной состав железных дорог, поезда метрополитена и трамвая; под нагрузку АБ - автомобили особо большой грузоподъемности; под нагрузку АК - как правило, трех- и четырехосные автомобили полной массой 20-35 т. Пешеходные мосты загружают штучными грузами (блоками, мешками с песком и т.д.) или группами людей.
В некоторых случаях (например, при испытании отдельных элементов моста, при определении жесткости конструкции и др.) нагрузка при испытаниях может быть создана домкратами, лебедками, отдельными грузами с фиксацией создаваемых усилий.
6.9 Усилия, возникающие в несущих элементах автодорожных и городских мостов от испытательной нагрузки, должны зависеть от величины усилий, создаваемых нормативной автомобильной нагрузкой, принятой в проекте, с учетом коэффициента надежности по нагрузке, равного единице, и динамического коэффициента не более:
- при приемочных испытаниях: для металлических и композитных мостов - 90%, для железобетонных и сталежелезобетонных мостов - 80%;