Действующий
А.9 Упрощенный расчет выполняют по недеформированной схеме как упругой линейно деформируемой системы без учета влияния трещин на жесткость колонн. При этом влияние продольного изгиба колонн учитывается при подборе сечений с помощью коэффициента η. При учете вынужденных перемещений жесткость колонн следует принимать как при длительном действии нагрузок с учетом, в необходимых случаях, наличия трещин. Расчет рам производится методом перемещений, за исключением случая, когда учитывается податливость ригелей (стропильных конструкций) рамы; тогда расчет удобнее производить методом сил.
А.10 В результате статического расчета определяется смещение рамы, после чего вычисляются реакции опор колонн и находятся усилия в сечениях колонн.
Усилия в сечениях колонн определяются раздельно, как в элементах поперечной и продольной рамы, после чего расчет сечений колонн производится на совместное действие этих усилий. Такой подход, предполагающий применение принципа независимости действия сил, правомерен лишь для случая работы колонн как физически линейно деформируемых элементов, т. е. элементов с постоянной жесткостью, а для расчета каркасов по деформированной схеме применяется для его упрощения, так как в этом случае следовало бы учитывать для колонн влияние усилий в одной плоскости на жесткость в другой плоскости.
А.11 При бесконечно жестком диске покрытия для зданий без перепадов высоты в пределах температурного блока:
- ветровая нагрузка между поперечными рамами распределяется пропорционально их жесткостям, а между продольными рамами – пропорционально грузовым площадям;
- смещение каркаса от крановой нагрузки и нагрузки от подвесного транспорта допускается не учитывать, за исключением однопролетных зданий с мостовыми кранами грузоподъемностью более 30 т и двухпролетных зданий с мостовыми кранами грузоподъемностью более 50 т;
- смещение каркаса при действии нагрузок от веса покрытия и снега допускается не учитывать, если значения пролетов отличаются не более, чем на 6 м;
- усилия в колоннах поперечных рам у торца здания и у температурного шва допускается не определять и сечения этих колонн не проверять, если они приняты такими же, как и соответствующие колонны примыкающей рядовой поперечной рамы, и вертикальная нагрузка на эти колонны не превышает 75% вертикальной нагрузки на соответствующие колонны рядовой рамы.
А.12 Температурные перемещения и удлинение нижних граней несущих конструкций покрытия допускается не учитывать при температуре наиболее холодной пятидневки района строительства выше минус 40 % и расстояниях между температурными швами не более определенных в соответствии с 6.27 СП 27.13330.2017.
А.13 Навесные стеновые панели, устанавливаемые на приваренные к колоннам опорные консоли без возможности перемещения в плоскости стены независимо от колонн, следует рассматривать, при расчете продольных рам на температурные перемещения и удлинение нижних граней конструкций, как ригели продольной рамы, шарнирно соединенные с колоннами.
А.14 При расчете рам на температурные перемещения, если число пролетов или шагов более 6, рекомендуется учитывать упругую податливость ригелей рамы.
А.15 Жесткость железобетонных конструкций, при определении их податливости, следует принимать соответствующей длительному действию нагрузки, за исключением случая, когда стропильная конструкция предварительно напряжена и на нее действует растягивающая сила. В этом случае податливость следует определять при жесткости, соответствующей кратковременному действию нагрузки.
А.16 Расчетная длина l0 сборных железобетонных колонн зданий с мостовыми кранами для подкрановой (нижней) части и надкрановой (верхней) части и без мостовых кранов в плоскости поперечной рамы и из плоскости поперечной рамы различная и ее следует определять согласно таблице 7.1.
- по заданным размерам сечений колонн определяется их жесткость как для бетонных сечений в предположении упругой работы материала;
- верхним концам колонн задается смещение ∆1 = 1 и по формуле таблицы А.1 находится реакция R i, каждой колонны и рамы в целом
- по формулам таблицы А.1 определяются реакции R верхних опор стоек рамы в основной системе метода перемещении и суммарная реакция в уровне верха колонн для нагружения каждого вида;
- для каждого из нагружений (постоянная, снеговая, ветровая, крановая нагрузка) составляется каноническое уравнение метода перемещений, выражающее равенство нулю усилий во введенной (фиктивной) связи
А.18 При действии на температурный блок постоянной, снеговой и ветровой нагрузок все рамы одинаково вовлекаются в работу, пространственный характер деформиривания не проявляется и поэтому принимается csp = 1. Крановая нагрузка приложена лишь к нескольким рамам блока, но благодаря жесткому диску покрытия в работу включаются все остальные рамы. Именно в этом и проявляется пространственная работа блока рам. Значение csp для случая действия на раму крановой (локально приложенной) нагрузки может быть найдено по приближенной формуле
ai – расстояние от оси симметрии блока до каждого из поперечников, а – то же, для второй от торца блока поперечной рамы (наиболее нагруженной);
m = n/2, когда число поперечных рам в температурном блоке четное и m = (n–1)/2, когда число поперечных рам в температурном блоке нечетное;
- определяются изгибающие моменты M, продольные N и поперечные Q силы в каждой колонне как в консольной стойке от действия упругой реакции Rie и внешних нагрузок.
А.19 Для подбора сечений колонн необходимо определить наибольшие возможные усилия в четырех сечениях:
А.20 При определении числа кратковременных нагрузок вертикальная и горизонтальная нагрузки от всех подвесных или мостовых кранов принимаются за одну кратковременную нагрузку.
А.21 Нагрузка от веса покрытия, снега и т. п. принимается действующей на нижележащие конструкции не только в виде вертикальных сосредоточенных сил, но и в виде удлинения нижних граней соответствующих несущих конструкций покрытия, учитываемого при расчете аналогично перемещению от температурного воздействия.
А.22 При составлении сочетаний рассматриваются наиболее неблагоприятные сочетания нагрузок, устанавливаемые из сопоставления физически возможных вариантов одновременного действия различных нагрузок. При этом временные нагрузки могут отсутствовать или менять схему приложения.
А.23 Для расчета сочетаний усилий в сечениях колонн от разных нагрузок, а также усилий, передаваемых с колонны на фундамент, следует рассматривать следующие сочетания усилий: наибольший положительный момент Mmax и соответствующая ему продольная сила; наибольший отрицательный момент Mmin и соответствующая ему продольная сила; наибольшая продольная сила Nmax и соответствующий ей изгибающий момент.
А.24 Значения изгибающих моментов и поперечных сил в крановой нагрузке приняты со знаком «±», т. к. торможение тележек крана может осуществляться в обе стороны. Учитывая, что колонны находятся в условиях внецентренного сжатия, в сочетание усилий Nmax включены и те нагрузки, которые увеличивают эксцентриситет продольной силы.
Схема загружения | Опорная реакция | Схема загружения | Опорная реакция | ||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
П р и м е ч а н и е
|
Б.1 Определение изгибающих моментов в верхних поясах стропильных ферм при воздействии внеузловой нагрузки (приближенный способ)
Б.1.1 При расчете раскосных ферм с прямолинейным (полигональным) очертанием верхнего пояса на внеузловую нагрузку и ферм с криволинейным очертанием верхнего пояса как на узловую, так и внеузловую нагрузки, изгибающие моменты в верхнем поясе определяются приближенно, как в неразрезных многопролетных балках на непроседающих опорах (рисунок Б.1).