(Действующий) СП 341.1325800.2017 Подземные инженерные коммуникации Прокладка...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
П р и м е ч а н и е - На точность измерений могут оказать влияние активные* и пассивные** помехи от посторонних источников и физических свойств грунтов.
* Генерирующие электромагнитные сигналы приборы, устройства, кабели и др.
** Подземные металлические объекты, токопроводящие породы, соленая вода и др.
8.5.5 Коррекцию траектории на основании результатов контроля по 8.5.4 следует выполнять при остановленном вращении буровой колонны, путем регулирования положения скоса буровой головки и последующего задавливания колонны до достижения буровой головкой проектного положения для конкретного участка траектории. После выполнения коррекции необходимо проведение дополнительного цикла локационного контроля по А.5 приложения А.
П р и м е ч а н и е – При необходимости, буровая головка может быть отведена назад на длину одной или нескольких штанг с последующей коррекцией траектории бурения.
8.5.6 В процессе бурения через полые буровые штанги и форсунки породоразрушающего инструмента на забой необходимо подавать буровой раствор.
П р и м е ч а н и е – Функции, параметры, составы, расчеты, указания по приготовлению, применению и контролю буровых растворов приведены в разделе 9.
8.5.7 Скорость бурения пилотной скважины υпил, м/ч, в зависимости от группы грунтов по буримости и типа применяемого бурового инструмента рекомендуется принимать по таблице 8.2.
Т а б ли ц а 8.2 – Скорость бурения пилотной скважины
Группа грунтов по
буримости
(приложение И)
Скорость бурения пилотной скважины
υ пил., м/ч, при применении
винтового забойного
двигателя
гидромонитора
I
60 и более
II
40 – 60
III
40 - 50
30 – 40
IV
30 – 40
20 и менее
V
20 – 30
VI
10 – 20
VII
8 и менее
VIII
IX
X
XI
XII
8.5.8 Расчетное время для проходки пилотной скважины на длину пере-хода tпил, ч, определяется по формуле
(13)
где L - расчётная длина скважины по профилю перехода, м;
δ– возможное увеличение фактической длины бурового канала, м (см. 7.3.1.11);
υпил - скорость бурения пилотной скважины, м/ч.
8.5.9 Если грунтовые условия меняются по длине трассы перехода, приведенные в 8.5.7 – 8.5.8 технологические параметры бурения должны определяться для каждого конкретного участка.
8.5.10 В процессе производства работ должны контролироваться: циркуляция бурового раствора, его расход, соответствие грунтов проекту, а при необходимости выполняться корректировки состава раствора и технологических параметров бурения. Если выявленные в процессе бурения инженерно-геологические условия показывают, что дальнейшее применение принятой технологии ГНБ затруднено или невозможно (см. 5.6), необходимо изменение проектно-технологических решений.
8.5.11 Направленное бурение пилотной скважины должно завершаться выходом бура, в заданной проектом точке, на поверхность или в специально подготовленный приямок (приемный котлован).
8.5.12 По результатам контроля траектории в процессе проходки пилотной скважины должна быть оформлена исполнительная документация: протокол бурения, чертежи фактического профиля и плана пилотной скважины, акт приемки пилотной скважины (приложение К).

8.6 Расширение скважины

8.6.1 Расширение скважины следует производить после завершения проходки пилотной скважины. Взамен буровой головки к колонне штанг необходимо присоединить расширитель и протянуть, с одновременным вращением, через скважину в направлении к буровой установке (см. рисунок 8.4).
П р и м е ч а н и я
1. Специализированные расширители (римеры) для различных типов грунтов оснащаются высокопрочными режущими кромками, породоразрущающими насадками и производят резание, скалывание и уплотнение грунта.
2. Основные типы и характеристики расширителей скважин приведены в А.3.2 приложения А.
646 × 162 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 8.4 – Расширение скважины
8.6.2 Конструкцию расширителя необходимо подбирать в соответствии с инженерно-геологическим условиям по трассе перехода, физико-механическими свойствами и структурными особенностями разбуриваемых грунтов.
8.6.3 На протяжении всего этапа расширения со стороны трубопровода (точки выхода) должно осуществляться непрерывное наращивание пилотных штанг за расширителем, чтобы в скважине постоянно находилась целая буровая колонна.
8.6.4 На всех этапах производства работ (бурение пилотной скважины, расширение, протягивание трубопровода) в скважину следует подавать буровой раствор для удаления бурового шлама, стабилизации и смазки стенок канала.
8.6.5 Окончательный диаметр бурового канала, этапы и диаметры предварительного расширения скважины, типы и диаметры применяемых расширителей определяются ППР в зависимости от диаметра трубопровода (пакета труб), длины и трассы перехода, инженерно-геологических условий, характеристик буровой установки и вспомогательного оборудования. Для обеспечения протягивания окончательный диаметр бурового канала должен превышать наибольший внешний диаметр трубопровода (включая защитное покрытие и изоляцию) на 20%-50%. При протягивании в твердых связных грунтах (сухая тугопластичная глина, плотный слежавшийся песок с твердыми включениями) окончательный диаметр бурового канала должен превышать внешний диаметр трубопровода не менее чем на 30%.
8.6.6 Зазор в свету между внешней поверхностью протягиваемого трубопровода и грунтовыми стенками скважины не должен, как правило, превышать 150 мм. Рекомендуемые соотношения между длиной ЗП, диаметрами протягиваемого трубопровода (пакета труб) и бурового канала приведены в таблице 8.3.
Т а б л и ц а 8.3
Наружный диаметр трубо-
провода dн или пакета труб, мм
Длина перехода, м
Диаметр бурового канала не
менее, мм
До 200
До 50
1,2 dн
50 – 99
1,3 dн
100– 299
1,4 dн
Св. 300
dн +100
201-599
50– 99
1,3 dн
100– 299
1,4 dн
Св. 300
1,5 dн
Св. 600
Св. 100
dн+300
8.6.7 Для каждого прохода расширителя расчетная скорость его протягивания (бурения на текущем этапе расширения) υрасш, м/мин, определяется по формуле
253 × 62 пикс.     Открыть в новом окне
(14)
где Dрасш – диаметр текущего расширения скважины, м;
Dпр диаметр предыдущего расширения пилотной скважины, м;
F грунтовый коэффициент расхода бурового раствора, принимается по таблице Л.1 приложения Л;
Qрасш интенсивность подачи бурового раствора при расширении, м3/мин.
П р и м е ч а н и е - Превышение расчетной скорости бурения на этапе расширения приводит к обжиму бурового инструмента, снижение - к перерасходу бурового раствора.
8.6.8 Расчетное время tрасш , ч, требующееся для расширения бурового канала от диаметра предыдущего расширения Dпр до диаметра текущего расширения Dрасш на длину перехода, определяется по формуле
(15)
где L - расчётная длина скважины по профилю перехода, м;
δ– возможное увеличение фактической длины бурового канала, м (см. 7.3.1.11);
υрасш скорость расширения, м/мин.
При нескольких последовательно выполняемых расширениях суммируются временные затраты на каждую операцию.
8.6.9 Скорость протягивания расширителя обычно принимается от 0,3 до 1,4 м/мин и регулируется выбором расширителя соответствующего типа и диаметра, ограничением площади разрабатываемого забоя.
8.6.10 Площадь забоя при расширении и диаметр расширителя первой ступени Dp1, м, следует определять в зависимости от прочности грунта с учетом следующих ограничений:
    • для рыхлых и малопрочных грунтов грунтов, соответствующих I – III группам по буримости для механического вращательного бурения (приложение И), максимальная площадь забоя не более 0,5 м2, диаметр расширителя первой ступени Dp1 – до 0,8 м;
  • для грунтов средней прочности, соответствующих IV – VI группам по буримости для механического вращательного бурения (приложение И), максимальная площадь забоя не более 0,3 м2 , диаметр расширителя первой ступени Dp1 – до 0,6 м;