Действующий
8.5.3.2 Для скальных пород по ГОСТ 25100 целесообразно применение забойного двигателя повышающего производительность буровых работ. При этом необходимо учитывать увеличение расхода бурового раствора, соответственно характеристикам оборудования.
П р и м е ч а н и е – Забойный двигатель – устройство в составе буровой колонны, пре-образующее, как правило, гидравлическую энергию потока бурового раствора в механическую работу (вращательную или ударную) породоразрушающего инструмента.
8.5.4 В процессе проходки пилотной скважины должен производиться контроль траектории бурения с применением специальных локационных систем (см. А.5, приложение А). Контроль траектории бурения осуществляется по информации о местоположении, глубине, уклоне, крене (по часам), азимуте буровой головки.
П р и м е ч а н и е - На точность измерений могут оказать влияние активные* и пассивные** помехи от посторонних источников и физических свойств грунтов.
8.5.5 Коррекцию траектории на основании результатов контроля по 8.5.4 следует выполнять при остановленном вращении буровой колонны, путем регулирования положения скоса буровой головки и последующего задавливания колонны до достижения буровой головкой проектного положения для конкретного участка траектории. После выполнения коррекции необходимо проведение дополнительного цикла локационного контроля по А.5 приложения А.
П р и м е ч а н и е – При необходимости, буровая головка может быть отведена назад на длину одной или нескольких штанг с последующей коррекцией траектории бурения.
8.5.6 В процессе бурения через полые буровые штанги и форсунки породоразрушающего инструмента на забой необходимо подавать буровой раствор.
П р и м е ч а н и е – Функции, параметры, составы, расчеты, указания по приготовлению, применению и контролю буровых растворов приведены в разделе 9.
8.5.7 Скорость бурения пилотной скважины υпил, м/ч, в зависимости от группы грунтов по буримости и типа применяемого бурового инструмента рекомендуется принимать по таблице 8.2.
Группа грунтов по буримости (приложение И) | Скорость бурения пилотной скважины υ пил., м/ч, при применении | |
винтового забойного двигателя | гидромонитора | |
I | – | 60 и более |
II | – | 40 – 60 |
III | 40 - 50 | 30 – 40 |
IV | 30 – 40 | 20 и менее |
V | 20 – 30 | – |
VI | 10 – 20 | – |
VII | 8 и менее | – |
VIII | – | – |
IX | – | – |
X | – | – |
XI | – | – |
XII | – | – |
8.5.8 Расчетное время для проходки пилотной скважины на длину пере-хода tпил, ч, определяется по формуле
8.5.9 Если грунтовые условия меняются по длине трассы перехода, приведенные в 8.5.7 – 8.5.8 технологические параметры бурения должны определяться для каждого конкретного участка.
8.5.10 В процессе производства работ должны контролироваться: циркуляция бурового раствора, его расход, соответствие грунтов проекту, а при необходимости выполняться корректировки состава раствора и технологических параметров бурения. Если выявленные в процессе бурения инженерно-геологические условия показывают, что дальнейшее применение принятой технологии ГНБ затруднено или невозможно (см. 5.6), необходимо изменение проектно-технологических решений.
8.5.11 Направленное бурение пилотной скважины должно завершаться выходом бура, в заданной проектом точке, на поверхность или в специально подготовленный приямок (приемный котлован).
8.5.12 По результатам контроля траектории в процессе проходки пилотной скважины должна быть оформлена исполнительная документация: протокол бурения, чертежи фактического профиля и плана пилотной скважины, акт приемки пилотной скважины (приложение К).
8.6.1 Расширение скважины следует производить после завершения проходки пилотной скважины. Взамен буровой головки к колонне штанг необходимо присоединить расширитель и протянуть, с одновременным вращением, через скважину в направлении к буровой установке (см. рисунок 8.4).
1. Специализированные расширители (римеры) для различных типов грунтов оснащаются высокопрочными режущими кромками, породоразрущающими насадками и производят резание, скалывание и уплотнение грунта.
8.6.2 Конструкцию расширителя необходимо подбирать в соответствии с инженерно-геологическим условиям по трассе перехода, физико-механическими свойствами и структурными особенностями разбуриваемых грунтов.
8.6.3 На протяжении всего этапа расширения со стороны трубопровода (точки выхода) должно осуществляться непрерывное наращивание пилотных штанг за расширителем, чтобы в скважине постоянно находилась целая буровая колонна.
8.6.4 На всех этапах производства работ (бурение пилотной скважины, расширение, протягивание трубопровода) в скважину следует подавать буровой раствор для удаления бурового шлама, стабилизации и смазки стенок канала.
8.6.5 Окончательный диаметр бурового канала, этапы и диаметры предварительного расширения скважины, типы и диаметры применяемых расширителей определяются ППР в зависимости от диаметра трубопровода (пакета труб), длины и трассы перехода, инженерно-геологических условий, характеристик буровой установки и вспомогательного оборудования. Для обеспечения протягивания окончательный диаметр бурового канала должен превышать наибольший внешний диаметр трубопровода (включая защитное покрытие и изоляцию) на 20%-50%. При протягивании в твердых связных грунтах (сухая тугопластичная глина, плотный слежавшийся песок с твердыми включениями) окончательный диаметр бурового канала должен превышать внешний диаметр трубопровода не менее чем на 30%.
8.6.6 Зазор в свету между внешней поверхностью протягиваемого трубопровода и грунтовыми стенками скважины не должен, как правило, превышать 150 мм. Рекомендуемые соотношения между длиной ЗП, диаметрами протягиваемого трубопровода (пакета труб) и бурового канала приведены в таблице 8.3.
Наружный диаметр трубо- провода dн или пакета труб, мм | Длина перехода, м | Диаметр бурового канала не менее, мм |
До 200 | До 50 | 1,2 dн |
50 – 99 | 1,3 dн | |
100– 299 | 1,4 dн | |
Св. 300 | dн +100 | |
201-599 | 50– 99 | 1,3 dн |
100– 299 | 1,4 dн | |
Св. 300 | 1,5 dн | |
Св. 600 | Св. 100 | dн+300 |
8.6.7 Для каждого прохода расширителя расчетная скорость его протягивания (бурения на текущем этапе расширения) υрасш, м/мин, определяется по формуле
П р и м е ч а н и е - Превышение расчетной скорости бурения на этапе расширения приводит к обжиму бурового инструмента, снижение - к перерасходу бурового раствора.
8.6.8 Расчетное время tрасш , ч, требующееся для расширения бурового канала от диаметра предыдущего расширения Dпр до диаметра текущего расширения Dрасш на длину перехода, определяется по формуле