(Действующий) СП 341.1325800.2017 Подземные инженерные коммуникации Прокладка...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
  • уровни грунта по всей длине пересечения и отметки в соответствующей системе координат;
  • уровень грунтовых вод;
  • уровень водоема, при необходимости, отметки горизонтов высоких и низких вод;
  • углы входа и выхода;
  • параметры составляющих участков бурового профиля (длины, радиусы изгиба, углы поворота, заглубление);
  • горизонтальную и общую длину закрытого перехода.
  • р и м е ч а н и е – Длина закрытого перехода определяется длиной трассы бурения между точками входа и выхода и может превосходить длину протягиваемого трубопровода за счет дополнительных технологических интервалов на концах перехода (см. 7.3.1.7);
  • допускаемые отклонения точки выхода;
  • приближение прокладываемой коммуникации к пересекаемому объекту;
  • заглубление в критических зонах (например, под озерами, реками, в точке входа и т.п.).
П р и м е ч а н и е – Допускаемые отклонения точки выхода пилотной скважины от проектного створа должны определяться в зависимости от вида прокладываемой коммуникации, длины бурения, инженерно-геологических условий строительства.
7.3.1.3 Трасса скважины для обеспечения необходимого заглубления должна начинаться с прямолинейного участка, наклонного к горизонту под углом входа в грунт. В общем случае после прямолинейного участка должен следовать криволинейный вогнутый участок с расчетным радиусом изгиба, затем прямолинейный (горизонтальный или наклонный) участок до следующей кривой (без нарушения допустимого радиуса изгиба) и так до точки выхода по прямолинейному тангенциальному участку с наклоном под углом выхода к поверхности. Пример построения продольного профиля скважины ГНБ приведен на рисунке 7.1.
7.3.1.4 Угол входа скважины в грунт, в зависимости от условий строительства, назначения трубопровода, вида труб и применяемого оборудования, как правило, принимается от 7 º до 23 º, угол выхода скважины на поверхность от 1 º до 45 º. При определении в проекте углов входа и выхода следует учитывать необходимость устройства технологических шурфов (приямков) или возможность размещения буровой установки в котловане.
7.3.1.5 При построении трассы бурения начальные участки входа и выхода рекомендуется выполнять прямолинейными с целью повышения технологических возможностей реализации профиля ГНБ при производстве работ.
П р и м е ч а н и е – Поверхностные слои грунта, как правило, менее плотные, поэтому при проходке трудно выдерживать необходимый радиус изгиба и возможны выходы бурового раствора.
1653 × 957 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 7.1 - Пример построения продольного профиля трассы скважины ГНБ
Длины прямолинейных участков на входе и выходе рекомендуется увеличивать с возрастанием глубины залегания плотных связанных грунтов, диаметра бурового канала, жесткости буровой колонны.
7.3.1.6 Выбор положения точек входа и выхода скважины следует осуществлять с учетом существующей застройки, наличия коммуникаций и других подземных сооружений, необходимости поворота прокладываемой коммуникации после ЗП. В местах размещения строительных площадок на точках входа/ выхода не должно быть заглубленных сооружений и коммуникаций, пересекающих трассу скважины.
7.3.1.7 При надлежащем обосновании допускается, что общая длина скважины ГНБ (А – С, рисунок 7.2) может превосходить длину протягиваемого трубопровода (А – В, рисунок 7.2), за счет проходки вспомогательных технологических интервалов в виде нисходящего начального (В – С, рисунок 7.2) или восходящего конечного хода.
Проходка вспомогательного технологического хода, разработка необходимых шурфов и котлованов должны быть учтены в проекте ЗП в составе ведомости объемов работ (ВР, см. таблицу Г.1 приложения Г).
П р и м е ч а н и я
1. Восходящий конечный технологический ход сокращается по длине или исключается при расположении точки выхода А (рисунок 7.2) в шурфе (котловане) ниже поверхности земли.
2 Протягивание производится до проектной точки конца трубопровода В (рисунок 7.2), в которой разрабатывается приемный шурф (котлован) для отсоединения буровой колонны и дальнейшей работы с трубопроводом.
743 × 235 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 7.2 – Пример продольного профиля трассы ГНБ с нисходящим начальным технологическим ходом
7.3.1.8 Разбивку трассы ЗП на составляющие участки, определение их параметров по 7.3.1.2, общей длины скважины и необходимого для проходки числа буровых штанг, а также подготовку графической части проектной документации по таблице Г.1 (приложение Г) следует выполнять по 7.3.1 – 7.3.5 с учетом принятых значений углов входа/выхода.
7.3.1.9 Подбор буровой установки, необходимой для проходки пилотной скважины и протягивания трубопровода по разработанной трассе ЗП, выполняется в соответствии с А.2.4 – А.2.6 приложения А, соответствующие составы типовых комплектов оборудования ГНБ и производственной бригады приведены в приложении Д.
7.3.1.10 Геометрические параметры трассы, а также значения необходимых усилий подачи буровой колонны и крутящего момента для проходки пилотной скважины, общего усилия тяги и крутящего момента для расширения скважины и протягивания трубопровода допускается определять по методике [9] или другим нормированным и апробированным на практике методикам.
Расчеты рекомендуется выполнять с применением специализированного программного обеспечения, автоматизирующего процесс расчетов и подготовки графической документации.
7.3.1.11 Длина плети трубопровода Lт, м, необходимая (и достаточная) для протягивания, определяется по формуле
Lт =L+δ+2a, (1)
где L – расчетная длина скважины по профилю перехода для закладки трубо-провода, м;
δвозможное увеличение фактической длины бурового канала (перебур), определяемое с учетом допусков по отклонению точки выхода, м;
a участки трубопровода от 1,5 до 2,5 м вне бурового канала.
П р и м е ч а н и е – Рекомендуется принимать возможное увеличение фактической длины для полиэтиленовых труб 0,10 L, м; для стального трубопровода – от 0,03 L до 0,05 L, м.

7.3.2 Радиусы изгиба криволинейных участков трассы

7.3.2.1 Проектный радиус изгиба трассы прокладки трубопровода Rи, м, в любом случае должен превышать минимальный допустимый радиус изгиба трубы ,м или минимальный допустимый радиус изгиба буровых штанг Rш, м, по А.3.1 приложения А.
(2)
Где Кн =1,3 - коэффициент надежности для стальных труб; Кн Кн =1,5 - коэффициент надежности для буровых штанг; Кн =2,0 - коэффициент надежности для пластиковых труб.
7.3.2.2 Минимально допустимый радиус изгиба стальных труб ,м, по условиям прочности, с учетом внутреннего давления в трубе на стадии эксплуатации, определяется по формуле
(3)
где Е − модуль упругости стали, МПа;
dн - наружный диаметр трубы, м;
Ry - расчетное сопротивление стали труб и стыковых соединений (по пределу текучести), МПа.
По технологическим условиям прокладки радиус изгиба трассы трубопровода из стальных труб должен составлять не менее 1200·dн, а для труб диаметром 820 мм и более - не менее 1400·dн, м.
7.3.2.3 Минимально допустимый радиус изгиба полиэтиленовых труб , м, определяется в зависимости от температуры воздуха при протягивании трубопровода и характеристик труб по таблице 7.1.
Т а б ли ц а 7 . 1
Стандартное размерное
отношение
Минимальные радиусы изгиба при температуре прокладки, ºС
От 0 до 10
От 10 до 20
Более 20
От 9 до 17
50 ⋅ dн
35 ⋅ dн
20 ⋅ dн
От 21 до 26
75 ⋅ dн
50 ⋅ dн
30 ⋅ dн
От 33 до 41
125 ⋅ dн
85 ⋅ dн
50 ⋅ dн
Для пучка ПЭ труб минимально допустимый радиус изгиба Rипт м, составляет:
(4)