(Действующий) СП 341.1325800.2017 Подземные инженерные коммуникации Прокладка...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- загрязнение грунтовых вод химическими и полимерными добавками к буровым растворам (кальцинированная сода, полимеры, активные и моющие вещества);
- загрязнение природной (городской) среды отработанным раствором и шламом в местах расположения строительных площадок;
- повреждения трубопровода из-за превышения предельно-допустимого значения усилия протяжки по прочности трубы;
  • повреждения защитного покрытия труб;
  • недостаточность усилия тяги буровой установки;
  • заклинивание трубопровода при протягивании.
Основные проблемные или аварийные ситуации, их причины и последствия приведены в таблице В.1.
В.2 Снижение рисков
В.2.1 Для предотвращения или снижения рисков возникновения технологических проблем и аварийных ситуаций со стороны организации-производителя работ по ГНБ требуется:
- анализ результатов инженерных изысканий и проектной документации, при необходимости, проведение экспертизы и корректировки проекта в части построения оптимальной трассы бурения, включая углы входа и выхода, радиусы изгиба, заглубление, длины участков и др.;
- применение надежного оборудования и технологии, соответствующей инженерно-геологическим условиям;
    • контроль неукоснительного выполнения требований нормативных документов;
  • входной контроль материалов и изделий;
  • применение эффективных буровых растворов в объемах, достаточных для пилотного бурения, расширения скважины и протягивания трубопровода с учетом раздела 9;
  • своевременное и оперативное реагирование на изменения инженерных и гидрогеологических условий проходки, включая корректировку состава бурового раствора и технологии бурения, проведение дополнительных мероприятий по обеспечению производства работ (см. 8.4), применение вспомогательного оборудования и др.;
  • операционный контроль выполнения работ в соответствии с 11.3;
  • не допускать перерыва между последовательным расширением бурового канала и протягиванием трубопровода, а также в процессе протягивания;
Т а б л и ц а В.1 – Проблемные и аварийные ситуации
Характеристика проблемной
или аварийной ситуации
Возможные причины
Возможные последствия
Потери бурового раствора,
нарушение его циркуляции
Проницаемые и /или трещиноватые породы вдоль трассы бурения;
слоистость и разломы пород;
чрезмерное давление подачи бурового раствора;
недопустимые отклонения траектории бурения;
превышение скорости проходки
Поглощение бурового раствора, различные
по объему выходы на поверхность, попа-
дание в подземные сооружения и комму-
никации
Фильтрация бурового раство-
ра непосредственно в водоток
Проницаемые и /или трещиноватые породы вдоль трассы бурения;
слоистость и разломы пород;
чрезмерное давление подачи бурового раствора;
недопустимые отклонения траектории бурения
Мутность воды и донные отложения с воз-
можными отрицательными последствиями
для водоема, рыбы и водопользователей
ниже по течению
Обрушение скважины,
размыв грунтовых полостей
по трассе бурения
Несоответствие технологии производства работ инженерно и гидрогеологическим
условиям;
оползневые процессы;
эрозия или осадки грунта
Осадки поверхности, смещения зданий и
сооружений
Остановка бура, застрявшая
буровая колонна
Обрушение скважины вдоль трассы бурения;
наличие набухающей высокопластичной глины, валунов, бентонитовых сланцев,
угольных пластов и др.;
деформация/поломка бурового инструмента
Проведение земляных работ для извлече-
ния оборудования. Вероятны осадки грун-
та
Застрявший при протягивании
трубопровод (расширитель)
Обрушение скважины вдоль трассы бурения,
деформация/поломка бурового инструмента;
недостаточное расширение ствола;
повреждение/разрыв стыка труб;
недостаточная мощность буровой установки;
возникновение «гидрозамка»
Вероятны осадки, бурение новой скважины
Поврежденная труба или за-
щитное покрытие
Недостаточное расширение ствола;
обрушение скважины вдоль трассы бурения;
отсутствие/недостаточность/неисправность роликовых опор или направляющих на
площадке трубной стороны;
чрезмерно крутой угол входа или выхода;
недостаточный радиус изгиба плети трубопровода;
превышение значения предельно допустимого усилия протягивания по прочности
трубы;
валуны, гравий, искусственные включения; обсадная труба в скважине
Прокладка нового перехода
П р и м е ч а н и е - При аварийной ситуации буровой инструмент, вся скважинная сборка или часть трубопровода могут быть потеряны. Извлечь оставленное в скважине оборудование в большинстве случаев технически возможно, однако следует сопоставить стоимость и трудоемкость этих работ, связанных чаще всего с раскопками поверхности, со стоимостью оставленного оборудования.
- привлекать к проведению работ квалифицированный персонал, прошедший специальное обучение;
- предусматривать дополнительные технологические мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций (по 8.4) в сложных инженерно-геологических условиях;
- рассматривать вероятность устройства резервного перехода и наметить его возможное местоположение.
П р и м е ч а н и е – Наилучшим вариантом является участие организации-производителя работ по ГНБ в разработке проекта ЗП.
В.2.2 Для каждого типа грунта необходимо применять определенные ППР технологические параметры бурения (см. 8.2.3). Рекомендации по выбору технологических параметров бурения приведены в 8.5 и таблице 8.2.
В.2.3 При расширении бурового канала и протягивании трубопровода возможен риск возникновения перед расширителем «гидрозамка», превышающего мощность тяги буровой установки и возникающего из-за потери циркуляции. Для обеспечения циркуляции и снижения риска возникновения «гидрозамка» необходимо:
  • при бурении, расширении и протяжке подавать в скважину достаточное количество бурового раствора, не допуская перерывов, в соответствии с разделом 9;
  • ограничивать скорости проходки при бурении пилотной скважины, расширении и протягивании трубопровода в соответствии с 8.5.8 – 8.5.11, 8.6.8, 8.6.9;
  • использовать расширители, соответствующие гидрогеологическим условиям проходки по А.3 (приложение А);
  • при невозможности дальнейшей протяжки, извлечь расширитель и выполнить повторное бурение пилотной скважины.
*Гидравлического сопротивления.

Приложение Г Состав, наименования и последовательность размещения текстовых и графических документов в комплекте проекта закрытого перехода

Т а б л и ц а Г.1
Наименование и последовательность
размещения
документов в комплекте проекта ЗП
Шифр
документа
Проектная
документация
Рабочая
документация
Текстовые документы
1 Титульный лист
+
+
2 Содержание
С
+
+
3 Состав проекта
СП
+
+
4 Ведомость согласований
ВС
+
+
5 Пояснительная записка
ПЗ
+
+
(при необходимо- сти)
6 Заключение об инженерно-
геологических условиях строительства
ГЗ
+
(при необходимо-
сти)
+
(при необходимо-
сти)
7 Технические условия
+
+
8 Тексты согласований
+
+
9 Письма, протоколы и другая документация (при необходимости)
+
+
10 Ведомости объемов работ
ВР
+
+
Графические документы
11 План ЗП
+
+
12 Продольный профиль. Конструктивное сечение ЗП
+
(при необходимо-
сти)
+
О б о з н а ч е н и я:
«+» – должен быть;
«-» – отсутствует.
Примечания
1 Необходимость заключения об инженерно-геологических условиях, определяется в задании на проектирование.
2 В случае отсутствия чертежа продольного профиля (при разработке стадии «П») конструктивное сечение ЗП показывается на плане ЗП.
3 В составе ведомости объемов работ ВР учитываются длины бурения входных-выходных участков по7.3.1.6 (при их наличии), а также разработка необходимых шурфов, траншей и котлованов.
Т а б л и ц а Г.2 - Состав пояснительной записки к проекту ЗП
Номер
раздела
Состав пояснительной записки
1
Общие сведения
2
Характеристика района строительства
2.1
Условия строительства
2.2
Сведения об инженерно-геологических условиях строительства
3
Технические и конструктивные решения, включая конструкцию и размеры секций сборного трубопровода, антикоррозионное и защитное покрытие (при необходимости)
4
Мероприятия по охране окружающей среды
5
Технологические решения по строительству закрытых переходов
5.1
Основные способы работ и выбор строительных механизмов
5.2
Продолжительность строительства и сведения о числе работающих
5.3
Основные виды строительных и монтажных работ, конструкций, подлежащих освидетельствованию
5.4
Геодезические работы
5.5
Особенности строительства ЗП при пересечении с железнодорожными путями, автомобильными дорогами, метрополитенами, существующими коммуникациями, водными преградами и т.п.
5.6
Контроль качества выполняемых работ
Приложение Д Составы типовых комплексов оборудования и производственной бригады
Д.1 Рекомендуемые составы типовых комплексов основного и дополнительного оборудования, а также технического и инфраструктурного оснащения в зависимости от класса применяемой буровой установки ГНБ приведены в таблице Д.1
Т а б л и ц а Д.1 – Рекомендуемый состав оборудования комплекса, элементы технического и инфраструктурного оснащения, необходимые для производства работ по технологии ГНБ
Наименование оборудования
Число единиц оборудования для буровой
установки ГНБ класса
Мини
Миди
Макси
Мега
Установка ГНБ в комплекте с буровым инструментом и контрольной локационной системой
1
1
1
1
Установка для приготовления и подачи бурового раствора (растворный узел)
1
1
1–2
1–2
Полевой набор приборов для подбора и контроля состава бурового раствора
один
ком-
плект
один
ком-
плект
один
комплект
один
комплект
Установка для регенерации бурового раствора
1
1
1
Специальный транспорт для подвоза воды
1
1–2
4–8
5–10
Специальный транспорт для вакуумной экска вации и перевозки бурового шлама (илососные машины)
1
2–4
4–8
5–10
Грузовой трейлер для транспортирования установки ГНБ и основного оборудования
1
1–2
2–5
5–10
Грузовой автотранспорт для перевозки дополнительного оборудования и элементов технического оснащения, бентонита и полимеров
2
2
10–15
15–25
Бытовое помещение с биотуалетом
1
1
1–2
1
Контейнер-мастерская (укомплектованный слесарным и электроинструментом, бензопилой, шанцевым инструментом, комплектами
запасных частей и расходных материалов и т.п.)
1
1
1
1–2
Автокран либо кран-манипулятор
1
1
2
3
Экскаватор
1
1
2
2
Бульдозер
1
1
2
2
Передвижная дизельная электростанция мощностью 16кВт и более
1
1
1–2
3
Передвижная электростанция мощностью до16кВт
1
1
1
1
Электро- и газосварочное оборудование
По од-
ному
ком-
плекту
По од-
ному
ком-
плекту
По одно-
му ком-
плекту
По одно-
му ком-
плекту
Оборудование для стыковой и муфтовой свар- ки полимерных трубопроводов
По од-
ному
ком-
плекту
По од-
ному
ком-
плекту
По одно-
му ком-
плекту
По одно-
му ком-
плекту
Гидравлические ключи
один
ком-
плект
один
ком-
плект
один
ком-
плект
один
ком-
плект
Водяной насос
1шт.
1шт.
2шт.
2шт.
Шламовый насос
1шт.
1шт.
2шт.
2шт.
П р и м е ч а н и я
1 Для решения производственных задач по конкретному объекту возможно применение дополнительных единиц специальной техники и оборудования (плавательных средств при пересечении водных преград, болотоходной специальной техники, трубоукладчиков, установки для вертикального бурения, грейфера, водолазного оборудования, доталкивателя труб и усилителя тяги, компрессорного оборудования, оборудования для геолокации, трассоискателя и др.).
2 Число спецтранспорта корректируется в зависимости от дальности перевозки.
Д.2 Рекомендуемый типовой состав бригады для производства работ по прокладке инженерных коммуникаций методом ГНБ, в зависимости от класса применяемой буровой установки, приведен в таблице Д.2.
Т а б л и ц а Д.2 – Состав бригады ГНБ
Наименование специалистов
Количество специалистов, чел., для работ
на буровой установке класса
Мини
Миди
Макси
Мега
Начальник бурового комплекса
1
1
1
1
Производитель работ- сменный мастер
1
2
3
3
Геодезист
1
1
1
1
Специалист по подбору и контролю состава бурового раствора
1
2
3
3
Оператор установки ГНБ
1
2
3
3
Оператор растворо-смесительного узла
1
2
3
3
Оператор локатора
1
2
3
3
Водитель водовозной машины
1
1–2
2–4
2–5
Водитель-оператор илососной машины
1
2–4
4–8
5–10
Оператор установки для регенерации бурового раствора
1
3
3
Крановщик
1
3
3
Экскаваторщик
1
1
3
3
Бульдозерист
1
3
3
Разнорабочий
1–2
2–3
4–6
6–12
Водитель грузового автотранспорта, в т.ч. с правом управления автомобилем с прицепом
1
2
4–9
10–18
П р и м е ч а н и я
1 Приведенный состав бригады предполагает круглосуточную работу комплексов с буровыми установками классов Макси и Мега.
2 Для решения производственных задач по конкретному объекту возможно привлечение дополнительной рабочей силы и квалифицированных специалистов (операторов спецтехники, водолазов, геолокаторщиков, опера-торов компрессорного оборудования и др.).
3 Работа экскаватора или бульдозера организуется в круглосуточном режиме для ликвидации возможных выбросов (воды, грязи, раствора) и нарушений скважины в точках входа/выхода.

Приложение Е Типовые характеристики защитного композитного покрытия

Е.1 ЗКП предназначено для защиты антикоррозионного, теплоизоляционного, гидро-изоляционного покрытия труб, а также самих труб от механических повреждений при их транспортировании, а также прокладке и эксплуатации различных видов инженерных коммуникаций. ЗКП предотвращает всплытие трубы за счет ее утяжеления.
Е.2 ЗКП может быть применено для стальных, чугунных, полимерных и композитных труб наружным диаметром от 100 до 2000 мм, соответствующих проектно-техническим требованиям для прокладки ЗП.
Е.3 Состав и технические характеристики ЗКП приведены в таблице Е.1.
Т а б л и ц а Е.1
Наименование
характеристики
Значение
1 Состав покрытия
Цементно-полимерно-песчаная смесь в
оболочке
2 Армирование покрытия
Полиэтиленовая фибра,
арматурный каркас
3 Толщина одного слоя покрытия, мм
15 – 130
4 Плотность покрытия, кг/м3
1900 – 3400
5 Предел прочности материала покрытия при сжатии,
МПа
Не менее 40
6 Допускаемый радиус изгиба
трубы с покрытием, м
Не менее 1200 dн
7 Водопоглощение материала
покрытия, % по массе
Не более 5 %
8 Морозостойкость по ГОСТ
10060
Не менее F100
9 Тип оболочки
Стальная, стальная оцинкованная, сталеполимерная, полимерная
10 Сплошность покрытия
Полное заполнение пространства между
трубой и оболочкой
Е.4 Конструкция труб с ЗКП приведена на рисунке Е.1. ЗКП охватывает трубопровод по всей наружной поверхности за исключением концов труб длиной a1 от 250 до 500 мм. Концы изолируются при сборке трубопровода.
Е.5 Трубы поставляются с ЗКП, нанесенным в заводских условиях. Совместно с трубами должны поставляться комплекты материалов для защиты сварных соединений, предназначенные для установки на участки, прилегающие к кольцевому сварному соединению, на которые не нанесено ЗКП.
914 × 694 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок Е.1 – Конструкция трубы с ЗКП
Е.6 Типовые значения погонной массы ЗКП для труб различных диаметров представлены в таблице Е.2. При производстве труб с ЗКП, по требованию потребителя, могут подбираться различные значения толщины и плотности покрытия.
Т а б л и ц а Е.2 –Типовые значения погонной массы ЗКП