(Действующий) СП 341.1325800.2017 Подземные инженерные коммуникации Прокладка...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приложение В Снижение рисков проблемных технологических и аварийных ситуаций при прокладке коммуникаций методом горизонтального направленного бурения

В.1 Виды и классификация рисков
В.1.1 Риски возникновения последующих проблемных аварийных ситуаций ГНБ закладываются еще при проведении инженерных изысканий, проектировании трассы и конструкции трубопровода, проведении подготовительных работ.
В.1.2 При проведении инженерных изысканий возможны:
  • недостаточный объем и отсутствие комплексного подхода по 6.1;
  • неточности геологических изысканий по 6.3, приводящие к искаженным данным по типам проходимых слоев грунта, их мощности, физико-механическим характеристикам, уровням и режимам подземных вод;
  • ошибки топографической съемки и построения инженерно-топографического плана по 6.2;
  • неправильное определение положения существующих коммуникаций.
В.1.3 На стадии проектирования из-за неполноты исходных данных и недостаточной проработки проекта возможны риски ошибок:
  • в построении трассы перехода по 7.3;
  • оценке поверхностных деформаций;
  • в определении конструкции перехода по 7.4 - 7.6;
  • в подборе буровой установки, штанг, бурового инструмента, характеристик и состава бурового раствора по 9.1.
В.1.4 На стадии строительства из-за непредвиденных геотехнических условий, ошибок проектно-технологических решений, влияния активных и пассивных помех системы локации, нарушений в технологии производства работ по разделу 8, возможен риск возникновения технологических проблем и аварийных ситуаций, включая:
  • потерю бурового инструмента;
  • отклонения от проектной трассы бурения;
  • обрушение скважины;
  • просадки или подъем поверхности;
  • выход бурового раствора на поверхность, в водоем, в подземные сооружения и коммуникации по трассе бурения вследствие избыточного давления подачи раствора, недостаточной глубины покрытия;
- загрязнение грунтовых вод химическими и полимерными добавками к буровым растворам (кальцинированная сода, полимеры, активные и моющие вещества);
- загрязнение природной (городской) среды отработанным раствором и шламом в местах расположения строительных площадок;
- повреждения трубопровода из-за превышения предельно-допустимого значения усилия протяжки по прочности трубы;
  • повреждения защитного покрытия труб;
  • недостаточность усилия тяги буровой установки;
  • заклинивание трубопровода при протягивании.
Основные проблемные или аварийные ситуации, их причины и последствия приведены в таблице В.1.
В.2 Снижение рисков
В.2.1 Для предотвращения или снижения рисков возникновения технологических проблем и аварийных ситуаций со стороны организации-производителя работ по ГНБ требуется:
- анализ результатов инженерных изысканий и проектной документации, при необходимости, проведение экспертизы и корректировки проекта в части построения оптимальной трассы бурения, включая углы входа и выхода, радиусы изгиба, заглубление, длины участков и др.;
- применение надежного оборудования и технологии, соответствующей инженерно-геологическим условиям;
    • контроль неукоснительного выполнения требований нормативных документов;
  • входной контроль материалов и изделий;
  • применение эффективных буровых растворов в объемах, достаточных для пилотного бурения, расширения скважины и протягивания трубопровода с учетом раздела 9;
  • своевременное и оперативное реагирование на изменения инженерных и гидрогеологических условий проходки, включая корректировку состава бурового раствора и технологии бурения, проведение дополнительных мероприятий по обеспечению производства работ (см. 8.4), применение вспомогательного оборудования и др.;
  • операционный контроль выполнения работ в соответствии с 11.3;
  • не допускать перерыва между последовательным расширением бурового канала и протягиванием трубопровода, а также в процессе протягивания;
Т а б л и ц а В.1 – Проблемные и аварийные ситуации
Характеристика проблемной
или аварийной ситуации
Возможные причины
Возможные последствия
Потери бурового раствора,
нарушение его циркуляции
Проницаемые и /или трещиноватые породы вдоль трассы бурения;
слоистость и разломы пород;
чрезмерное давление подачи бурового раствора;
недопустимые отклонения траектории бурения;
превышение скорости проходки
Поглощение бурового раствора, различные
по объему выходы на поверхность, попа-
дание в подземные сооружения и комму-
никации
Фильтрация бурового раство-
ра непосредственно в водоток
Проницаемые и /или трещиноватые породы вдоль трассы бурения;
слоистость и разломы пород;
чрезмерное давление подачи бурового раствора;
недопустимые отклонения траектории бурения
Мутность воды и донные отложения с воз-
можными отрицательными последствиями
для водоема, рыбы и водопользователей
ниже по течению
Обрушение скважины,
размыв грунтовых полостей
по трассе бурения
Несоответствие технологии производства работ инженерно и гидрогеологическим
условиям;
оползневые процессы;
эрозия или осадки грунта
Осадки поверхности, смещения зданий и
сооружений
Остановка бура, застрявшая
буровая колонна
Обрушение скважины вдоль трассы бурения;
наличие набухающей высокопластичной глины, валунов, бентонитовых сланцев,
угольных пластов и др.;
деформация/поломка бурового инструмента
Проведение земляных работ для извлече-
ния оборудования. Вероятны осадки грун-
та
Застрявший при протягивании
трубопровод (расширитель)
Обрушение скважины вдоль трассы бурения,
деформация/поломка бурового инструмента;
недостаточное расширение ствола;
повреждение/разрыв стыка труб;
недостаточная мощность буровой установки;
возникновение «гидрозамка»
Вероятны осадки, бурение новой скважины
Поврежденная труба или за-
щитное покрытие
Недостаточное расширение ствола;
обрушение скважины вдоль трассы бурения;
отсутствие/недостаточность/неисправность роликовых опор или направляющих на
площадке трубной стороны;
чрезмерно крутой угол входа или выхода;
недостаточный радиус изгиба плети трубопровода;
превышение значения предельно допустимого усилия протягивания по прочности
трубы;
валуны, гравий, искусственные включения; обсадная труба в скважине
Прокладка нового перехода
П р и м е ч а н и е - При аварийной ситуации буровой инструмент, вся скважинная сборка или часть трубопровода могут быть потеряны. Извлечь оставленное в скважине оборудование в большинстве случаев технически возможно, однако следует сопоставить стоимость и трудоемкость этих работ, связанных чаще всего с раскопками поверхности, со стоимостью оставленного оборудования.
- привлекать к проведению работ квалифицированный персонал, прошедший специальное обучение;
- предусматривать дополнительные технологические мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций (по 8.4) в сложных инженерно-геологических условиях;
- рассматривать вероятность устройства резервного перехода и наметить его возможное местоположение.
П р и м е ч а н и е – Наилучшим вариантом является участие организации-производителя работ по ГНБ в разработке проекта ЗП.
В.2.2 Для каждого типа грунта необходимо применять определенные ППР технологические параметры бурения (см. 8.2.3). Рекомендации по выбору технологических параметров бурения приведены в 8.5 и таблице 8.2.
В.2.3 При расширении бурового канала и протягивании трубопровода возможен риск возникновения перед расширителем «гидрозамка», превышающего мощность тяги буровой установки и возникающего из-за потери циркуляции. Для обеспечения циркуляции и снижения риска возникновения «гидрозамка» необходимо:
  • при бурении, расширении и протяжке подавать в скважину достаточное количество бурового раствора, не допуская перерывов, в соответствии с разделом 9;
  • ограничивать скорости проходки при бурении пилотной скважины, расширении и протягивании трубопровода в соответствии с 8.5.8 – 8.5.11, 8.6.8, 8.6.9;
  • использовать расширители, соответствующие гидрогеологическим условиям проходки по А.3 (приложение А);
  • при невозможности дальнейшей протяжки, извлечь расширитель и выполнить повторное бурение пилотной скважины.
*Гидравлического сопротивления.

Приложение Г Состав, наименования и последовательность размещения текстовых и графических документов в комплекте проекта закрытого перехода

Т а б л и ц а Г.1
Наименование и последовательность
размещения
документов в комплекте проекта ЗП
Шифр
документа
Проектная
документация
Рабочая
документация
Текстовые документы
1 Титульный лист
+
+
2 Содержание
С
+
+
3 Состав проекта
СП
+
+
4 Ведомость согласований
ВС
+
+
5 Пояснительная записка
ПЗ
+
+
(при необходимо- сти)
6 Заключение об инженерно-
геологических условиях строительства
ГЗ
+
(при необходимо-
сти)
+
(при необходимо-
сти)
7 Технические условия
+
+
8 Тексты согласований
+
+
9 Письма, протоколы и другая документация (при необходимости)
+
+
10 Ведомости объемов работ
ВР
+
+
Графические документы
11 План ЗП
+
+
12 Продольный профиль. Конструктивное сечение ЗП
+
(при необходимо-
сти)
+
О б о з н а ч е н и я:
«+» – должен быть;
«-» – отсутствует.
Примечания
1 Необходимость заключения об инженерно-геологических условиях, определяется в задании на проектирование.
2 В случае отсутствия чертежа продольного профиля (при разработке стадии «П») конструктивное сечение ЗП показывается на плане ЗП.
3 В составе ведомости объемов работ ВР учитываются длины бурения входных-выходных участков по7.3.1.6 (при их наличии), а также разработка необходимых шурфов, траншей и котлованов.
Т а б л и ц а Г.2 - Состав пояснительной записки к проекту ЗП
Номер
раздела
Состав пояснительной записки
1
Общие сведения
2
Характеристика района строительства
2.1
Условия строительства
2.2
Сведения об инженерно-геологических условиях строительства
3
Технические и конструктивные решения, включая конструкцию и размеры секций сборного трубопровода, антикоррозионное и защитное покрытие (при необходимости)
4
Мероприятия по охране окружающей среды
5
Технологические решения по строительству закрытых переходов
5.1
Основные способы работ и выбор строительных механизмов
5.2
Продолжительность строительства и сведения о числе работающих
5.3
Основные виды строительных и монтажных работ, конструкций, подлежащих освидетельствованию
5.4
Геодезические работы
5.5
Особенности строительства ЗП при пересечении с железнодорожными путями, автомобильными дорогами, метрополитенами, существующими коммуникациями, водными преградами и т.п.
5.6
Контроль качества выполняемых работ