Действующий
11.9 Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование театрально-зрелищных зданий в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния.
Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации зданий. Перечень работ по техническому обслуживанию зданий, периодичность проведения плановых осмотров и ремонтно-строительных работ, состав основных работ по текущему ремонту приведены в [18].
12.1 Правила подсчета площади этажа, общей площади, полезной площади, расчетной площади, торговой площади (при наличии), строительного объема, площади застройки принимаются в соответствии с СП 118.13330.
Типы театрально-зрелищных зданий |
Театры: |
драматический |
музыкально-драматический |
музыкальной комедии |
оперы и балета |
детский |
кукольный |
другие (многожанровые; гастрольные, студийные, экспериментальные, молодежные; пантомимы; эстрады; летние и иные) |
Концертные залы: |
филармонические для симфонических и гала-концертов, органных концертов и т.п. |
эстрадные |
народной вокально-инструментальной музыки и танцев |
музыкально-речевые |
концертно-театральные |
универсальные концертные (киноконцертные, спортивно-концертные и др.) |
зрелищно-досуговые (банкеты, танцы, выставки) |
Кинотеатры: |
однозальные |
многозальные |
Залы | Вместимость зала, мест |
Камерные | До 80 |
Малые | От 81 до 300 |
Средние | От 301 до 800 |
Большие | От 801 до 1200 |
Крупные | От 1201 |
Вместимость зала, мест | Форма кинообслуживания | Вид кинопроекции | Уровень комфорта | Область применения |
1200 - 800 (универсальный) | Кинопремьеры, кинофестивали, кинонедели, концерты, собрания | Широкоформ атная, широкая | 1 | В составе киноцентров(фестивальных,премьерныхкинотеатров) |
800 - 600 (универсальный) | Кинопремьеры, обычный кинопоказ, концерты, собрания | Широкая | 1 - 2 | В составеобщерайонногокинотеатра,обслуживающегожителейпланировочного района |
600 - 400 (универсальный) | Обычный кинопоказ, концерты, собрания | Широкая, обычная | 1 - 2 | В составе районногокинотеатра или всоставе многозальногокомплекса(многопрограммногокинотеатра) |
500 - 200 (универсальный) | Демонстрация детских фильмов | Широкая, обычная | 2 - 3 | В составе детскогокинотеатра или всоставе районногокинотеатра |
400 - 200 (универсальный) | Демонстрация фильмов прошлых лет, кинолекторий, дискуссионный клуб | Широкая, обычная | 1 - 2 | В составе "студийного"кинотеатра,кинокомплекса |
300 - 100 | Обычный кинопоказ | Обычная | 2 - 3 | Кинозал дляобслуживания жителеймикрорайона в составеобщественного центра,встроенный(пристроенный) вжилое здание,гостиницу или всоставе кинокомплекса |
200 - 100 | Непрерывный кинопоказ | Обычная | 3 | Кинотеатр "экспресс" вместах интенсивногопешеходного потока, втранспортных узлах навокзалах, в аэропортах |
а- длина зала, б - превышение луча зрения зрителя над головой впереди сидящего - см. таблицу Б.1 (приложение Б); в - вертикальный угол размещения зрительских мест; г - горизонтальный угол размещения зрительских мест - см. таблицу Б.2 (приложение Б)
Наименование параметра | Расчетное значение, м, в зависимости от уровня комфорта | Примечание (Длина измеряется по оси зала до спинки сидений последнего ряда) | ||
1 | 2 | 3 | ||
Длина зрительного зала, не более: | ||||
- в речевых залах | 15 | 20 | 25 | От красной линии сцены<1> |
- в музыкальных залах с естественной акустикой | 20 <2> | 30 | 32 | От красной линии сцены<1> |
- в концертных залах со звукоусилением | 40 | 40 | 50 | От красной линии сцены<1> |
- в кинозалах круглогодичного использования | 45 | 45 | 45 | От экрана |
- в кинозалах сезонного использования | 60 | 60 | 60 | От экрана |
Превышение луча зрения зрителянад головой впереди сидящего,не менее <3>: | Лучи зрениянаправляются пократчайшемурасстоянию на краснуюлинию сцены <1> | |||
- в передних рядах (20% общего числа рядов) | 0,10 | 0,08 | 0,06 | |
- в средних рядах (основной массив) | 0,12 | 0,12 | 0,12 | |
- в задних рядах (20% общего числа рядов) | 0,15 | 0,14 | 0,12 | |
- над барьером балкона | 0,12 <4> | 0,12 <4> | 0,12 <4> | |
<1> Требование распространяется только на традиционную глубинную портальную сцену и не распространяется на трехстороннюю, сцену-арену и другие нетрадиционные типы сцен.<2> Показатель может быть увеличен до 27 по заданию на проектирование.<3> В условиях реконструкции значения могут быть изменены в зависимости от конкретных условий.<4> Показатель может быть уменьшен до 0,10 по заданию на проектирование. |
Наименование параметра | Расчетные величины, градусы | Примечания |
Горизонтальный ограничительный угол размещения зрительских мест(не более) | Образуется лучами, проведенными из: | |
театры | 30 <*> | - точки, лежащей на оси сцены, через боковые грани строительного портала |
эстрады | 60 | |
кинотеатры | 45 | - центра экрана |
Вертикальный ограничительный угол размещения зрительских мест (не более) | ||
для театров и концертных залов | Образуется лучом зрения, проведеннымот глаза зрителя <**> через серединукрасной линии сцены | |
- для мест по оси зала | 26 | |
- для ближайших к сценебоковых мест | 40 | |
кинотеатры | Образуется лучами выше и ниже отнормали в центре экрана | |
- для обычных | 30 | |
- для широкоформатного | 22 | |
- для широкоэкранного | 20 | |
Примечание:<*> Допускается увеличение до 35%<**> Высота глаза зрителя над уровнем пола принимается:1,15 м - в театрах;1,2 м - в кинотеатрах. |
Таблица Б.5 - Расстояние между передней границей сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда зрительских мест и ширина проходов в зрительных залах различной степени комфорта
Уровень комфорта | Расстояние между границей сцены (барьером оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда, м, при вместимости зала | Ширина проходов в зале, м | |
до 300 мест | 301 и более мест | ||
1 | 2,0 | 2,5 | 1,5 |
2 | 1,5 | 2,0 | 1,35 |
3 | Не менее 1,2 | Не менее 1,5 | Не менее 1,0 |
Б.1 Высоту от уровня пола зрительного зала до выступающих конструкций вышерасположенных балконов или ярусов с числом рядов до трех следует принимать не менее 2,1 м, при большем числе рядов - не менее 3,0 м. Высота барьера балкона или яруса должна быть не менее 0,8 м. Барьер, при ширине менее 30 см, должен быть оборудован защитной сеткой для предотвращения падения предметов (биноклей, сумочек и пр.).
Б.2 Уклон пола (пандусов) в зрительном зале допускается не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высоту подступенков следует принимать не более 0,2 м.
Наименование показателя | Размер помещения, м, в зависимости от типа оркестра | ||
оперно-балетный | музыкально-драмат ический | прочие | |
Ширина помещения по оси зала, не менее | 4,5 - 6,0 | 3,0 - 5,0 | 2,5 |
Ширина проема не менее | 4,5 | 2,0 - 3,5 | 1,7 |
Высота помещения от пола до уровня планшета сцены (просцениума, авансцены) | 2,4 - 2,8 | 2,1 - 2,4 | 1,9 |
Б.3 В помещении оркестра для 50 чел. и более должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Высота и ширина дверных проемов в свету на путях эвакуации из помещения оркестра должны быть не менее 1,9 и 1,2 м соответственно.
Уровен ь комфор та | Размер кресел по оси подлокотников, м, не менее | Расстояние между спинками сидений, м, не менее | Ширина, м, не менее | Число мест в ряду, установленных непрерывно, не более | ||
прохода в ряду | мест в осях подлокот ников | при односторонне м выходе | при двустороннем выходе | |||
1 | 0,58 | 1,1 | 0,55 | от 0,58 | 6 | 12 |
2 | 0,54 | 1,0 | 0,50 | 0,56 | 16 | 30 |
3 | 0,50 | 0,9 <1> | 0,45 | 0,52 | 26 | 50 |
<1> Значение для скамей - меньше на 0,05 м. |
Назначение зала | Объем зала, м3, на 1 место <1> |
Речевой (драмтеатр) | 4 - 5 |
Кинозал | 4 - 6 |
Музыкальный (музыкально-драматический театр) | 5 - 7 |
Оперно-балетный, концертный | 6 - 8 |
<1> Допускается увеличение или уменьшение показателя на 20%. |
В.1 Форма зрительного зала, его размеры, звукоотражающие поверхности должны обеспечивать равномерное распределение прямой и отраженной звуковой энергии на всех зрительских местах, исключать возможность возникновения эха, концентрации звуковых отражений (особенно поздних).
Зрительские места, расположенные на расстоянии более 8 м от источника звука (на сцене или эстраде) необходимо обеспечивать ранними интенсивными отражениями. Запаздывание наиболее раннего из этих отражений, а также промежутки времени между приходами последующих отражений (время реверберации) не должны превышать 30 миллисекунд (для театральных залов оперных и балетных - 35 мс).
В.2 Рекомендуемое время реверберации, необходимое для расчетов при выборе отделки зала, помещений хора, оркестра следует определять по графику, приведенному на рисунке В.1. На частоте 125 Гц допускается, а в зрительных залах театров оперы и балета целесообразно, увеличение времени реверберации до 20%.
1- оперно-балетные театры; 2 - музыкально-драматические театры, кинозалы; 3 - драматические театры и аудитории
В.4 В залах, оборудованных киноустановками, при расположении динамиков за киноэкраном, следует предусматривать для стены за экраном звукопоглощающую отделку с коэффициентом звукопоглощения не менее 0,6 в диапазоне частот 100 - 4000 Гц. Звукопоглощающую отделку следует предусматривать также в кинопроекционных и звукоаппаратных.
Наименование помещения для обслуживания сцены | Состав помещений при уровне комфорта | ||||
1 | 2 | 3 | |||
Помещения постановочного освещения: | |||||
- осветительные боковые ложи | + | + | + | ||
- светопроекционная | + | + | + | ||
- помещение выносного софита | + | + | + | ||
- светорегуляторная | + | + | + | ||
- помещение фронтального освещения | + | + | + | ||
- рирпроекционная | +/- | +/- | +/- | ||
- тиристорная (существуют новые системы без тиристорной) | + | + | + | ||
Помещения механооборудования: | |||||
- помещение главного механика | + | + | + | ||
- склад главного механика | + | + | + | ||
- электрощитовая | + | + | + | ||
- помещение лебедок для управления тросами подъемов | + | + | + | ||
- помещение лебедок для привода поворотных кругов | При наличии встроенного круга | ||||
- помещение для электропривода противопожарного занавеса | + | + | + | ||
Помещения слаботочного оборудования зала и сцены: | |||||
- диспетчерская компьютерного управления | + | + | - | ||
- звукоаппаратная | + | + | + | ||
- кабина звукооператора (звукорежиссера) | + | + | - | ||
- кабина диктора | + | + | - | ||
- кабина переводчика | + | +/- | - | ||
- студия звукозаписи | + | + | - | ||
- помещение телевизионного полустационара | + | - | - | ||
- аппаратная технологической связи | + | + | + | ||
- помещение местной АТС | + | +/- | +/- | ||
- помещение электрочасового узла | + | + | - | ||
- помещение местного радиоузла | + | - | - | ||
Складские помещения: | |||||
- крупногабаритных, мягких скатанных декораций, бутафории, | + | + | + | ||
реквизита, сценической аппаратуры | |||||
Мастерские: | |||||
- монтировочный зал (монтаж декораций) | + | + | + | ||
- живописно-декоративная мастерская | + | + | - | ||
- макетная | + | + | + | ||
- бутафорская | + | + | - | ||
- столярная | + | + | + | ||
- слесарная | + | + | + | ||
- пошивочная костюмов, обуви, головных уборов с закройной и | + | +/- | - | ||
примерочной | |||||
- пропиточная, постирочная, красильная, сушильная | + | +/- | - | ||
Помещения художественного руководства и технического | |||||
персонала: | |||||
Помещения художественного руководства: | |||||
- комната главного режиссера | + | + | + | ||
- комната главных дирижера, хормейстера, балетмейстера | В оперных имузыкальных театрах | ||||
- комната главного художника | + | + | + | ||
- помощника главного режиссера | + | + | + | ||
- ассистента режиссера | + | + | + | ||
- ассистентов дирижера, хормейстера, балетмейстера | В оперных имузыкальных театрах | ||||
- инспектора сцены | + | + | + | ||
- инспекторов хора, балета, оркестра | В оперных имузыкальных театрах | ||||
- заведующих труппой и репертуаром, музыкальной и литературной частью | + | + | + | ||
- заведующего постановочной частью | + | + | + | ||
- помещение постановочной части | + | + | + | ||
- концертмейстеров и репетиторов | + | - | - | ||
Помещения технического персонала, обслуживающего сцену: | |||||
- машиниста сцены с кладовой | + | + | + | ||
- заведующих освещением сцены, монтировочной частью, слаботочным комплексом | + | + | + | ||
- отдыха рабочих сцены | + | + | + | ||
- заведующего телевизионным комплексом | + | - | - | ||
Обозначения:"+" - наличие помещения необходимо;"-" - помещение не предусматривается;"+/-" - наличие/отсутствие помещения определяется заданием на проектирование. |