(Действующий) СП 318.1325800.2017 Дороги лесные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

8 Ремонт лесных дорог

Классификация работ по ремонту лесных дорог принята в соответствии с [9].

8.1 Ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений

8.1.1 Ремонт земляного полотна и водоотвода следует проводить комплексно по всем элементам. Допускается проводить ремонт выборочно при сохраненной целостности части элементов на основе ведомости дефектов при ограниченном объеме работ.
8.1.2 Ремонт земляного полотна осуществляют:
  • при подтоплении небольших по протяженности участков поверхностными водами или водами при разливе рек осуществляют подъемку насыпи. Это же выполняется при повышенной заносимости отдельных участков насыпи в зимний период, при образовании обширных деформаций в результате пучения грунтов;
    • при потере общей устойчивости откосов насыпей и выемок на небольших по протяженности участках следует выполнятьработы по очистке мест обвалов, обрушений, оползней и др., восстановлению, планировке и уплотнению откосов, в т.ч. с ремонтом конструкций укрепления.
Устойчивость откосов обеспечивают устройством берм, грунтовых банкетов, полок, осушающих откос сооружений;
  • при нарушении местной устойчивости неукрепленных откосов следует выполнить профилирование их поверхности и укрепление высевом трав или решетчатыми конструкциями пространственного типа. Наиболее технологичным является биологическое укрепление с помощью геосинтетических материалов с включенными в их структуру семенами трав оптимального состава или травосеяние с покрытиями из геосинтетических материалов, обеспечивающих защиту прорастающих семян.
8.1.3 На подтопляемых откосах с невысокими скоростями потока и малой высотой подтопления возможны биологическое укрепление в виде посадки кустарника, плетневого прорастающего укрепления, прорастающей выстилки, фашинные конструкции.
8.1.4 При постоянных деформациях поверхности откосов и их разрушении следует выполнить работы по уположению, осушению и дренированию грунтов или изменить конструкцию укрепления. Конструкцию выбирают в зависимости от вида и состояния грунтов, местных климатических условий, причины возникновения деформаций. Деформации и разрушения укрепления следует исправлять с применением ранее использованных или более эффективных геосинтетических материалов.
8.1.5 В равнинной местности, где отвод воды от насыпи затруднен, а резервы заболачиваются, на отдельных участках увеличивают высотные отметки насыпи с обеспечением требуемого продольного профиля дороги.
Это мероприятие следует проводить при высоком уровне грунтовых вод и возникающих на этой основе значительных деформациях земляного полотна и дорожной конструкции в целом (просадки, разрушения, искажения продольного и поперечного профилей и т.д.).
8.1.6 Для повышения прочности грунтов насыпи, в том числе при укреплении обочин, на уширяемых участках, при борьбе с пучинами и предупреждении их образования целесообразно использовать в качестве армирующих, дренирующих или гидроизолирующих прослоек различные геосинтетические материалы.
8.1.7 Ремонт водоотвода выполняетсяпри следующих условиях:
  • необходимо, чтобы боковые резервы имели правильную форму. Для этого их следует планировать с приданием уклона в сторону от подошвы насыпи не менее 20 ‰. Если резерв имеет участки с длительным стоянием поверхностных вод, проводят его переустройство (восстановление);
  • в случаях, когда работы в резерве необходимо провести в период застоя воды, воду следует отвести поперечными канавами в пониженные участки в пределах полосы отвода или во временные, специально отрытые, накопители. После испарения воды в накопителе следует провести рекультивацию. Во всех случаях поверхность резервов укрепляют посевом многолетних культурных трав.
8.1.8 При ремонте следует прочищать водоотводные и нагорные канавы на всем протяжении ремонтируемого участка, восстанавливать и, при необходимости, на отдельных участках перестраивать.
Прочистку канав следует вести навстречу возможному течению воды. Если через канаву пропускается нерасчетное количество воды, делают поперечные выпуски в дополнительную водоотводную канаву, сооружаемую на границе полосы отвода с устройством испарительных бассейнов.
8.1.9 Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы следует: прочищать и ремонтировать поврежденные водостоки, промывать дренажи, выполнять замену отдельных дрен на небольших по протяжению участках, выполнять ремонт устьев дрен, колодцев, заменять на отдельных участках фильтровальную обсыпку.
8.1.10 При подмыве и разрушениях лотков, быстротоков, водобойных колодцев, берегозащитных и противоэрозионных и других сооружений следует проводить ремонт материалами, аналогичными использованным в сооружении или обладающими повышенной устойчивостью к агрессивным воздействиям.
8.1.11 Основными мероприятиями при ликвидации пучин или предупреждении их образования на эксплуатируемых автомобильных дорогах являются отвод воды от земляного полотна (уположение откосов, устройство берм), осушение грунтов, ограничение или пресечение поступления поверхностных и грунтовых вод в рабочий слой.
8.1.12 На пучинистых участках, где условия рельефа позволяют осуществить сброс воды, следует устраивать подкюветный траншейный двухсторонний или односторонний дренаж совершенного или несовершенного типа в зависимости от глубины залегания грунтовых вод и требований по понижению. При возможности сброса воды при низкой фильтрации или заилении дренирующего слоя аналогично устраивается и прикромочный траншейный дренаж.
8.1.13 На участках дорог с затяжными продольными уклонами, превышающими поперечные, при снижении фильтрации дренирующего слоя, а также для улучшения условий отвода из него воды надо устраивать дренажные прорези (воронки), дренажи мелкого заложения.

8.2 Ремонт дорожной одежды

8.2.1 Ремонт дорожной одежды включает :
а) восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
б) восстановление изношенных покрытий;
в) ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей;
г) замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий;
д) восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов.
8.2.2 При ремонте дорожных одежд с переходными и низшими типами покрытий следует выполнять восстановление профиля и слоя износа с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 500 м3 на километр дороги.
8.2.3 Для восстановления профиля дорог с гравийными и щебеночными покрытиями следуетвыполнить сплошную ремонтную кирковку и профилировку покрытия с добавлением нового материала и обработку верхнего слоя органическими вяжущими или специальными обеспыливающими материалами, методом смешения на месте.
8.2.4 Технология работ при проведении сплошной ремонтной профилировки состоит из механической очистки поверхности покрытия от грунта, грязи, мусора, кирковки или фрезерования проезжей части и предварительной ее профилировки, доставки на покрытие готовой оптимальной гравийной или щебеночной смеси, ее распределения, профилирования, увлажнения и уплотнения.
В процессе уплотнения следует следить за соблюдением поперечных уклонов и ровности покрытия, проверяя их шаблоном и 3-метровой рейкой.
8.2.5 Сплошную ремонтную профилировку выполняют следующим образом: гравийную или щебеночную смесь подвозят и распределяют автогрейдером по старому покрытию, а затем осуществляют фрезерование на требуемую глубину с добавлением воды или специального раствора. После разравниваия автогрейдером материал уплотняют.

8.3 Ремонт искусственных сооружений

8.3.1 Основные виды деформаций и разрушений.
8.3.1.1 На лесных дорогах в основном применяются искусственные сооружения в виде деревянных мостов и водопропускных труб. Требования к ремонту и содержанию бетонных, металлических и каменных искусственных сооружений на лесных дорогах приведены в [10] для дорог общего пользования IV и V категорий.
8.3.1.2 Эксплуатируемые искусственные сооружения постоянно подвержены воздействию транспортных нагрузок, различных природных явлений, постепенно снижающих прочность и надежность и, как следствие, ограничивающих срок службы сооружений. К природным явлениям, прежде всего, относятся переменная во времени температура и влажность воздуха, атмосферные осадки, воздействие воды и льда в сооружениях через водотоки и т.д.
  • особо тяжелых условиях находятся сооружения, эксплуатируемые в районах с суровым климатом, частого перехода от низких температур к оттепелям, сейсмически опасных районах. Определенное влияние на состояние сооружений оказывают грунтовые условия, наличие разломов в местах расположения опор, возможные в горных районах оползни, камнепады и др.
8.3.1.3 Негативное влияние на состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах оказывают динамические нагрузки от транспортных средств, вызывающие усталостные явления в материале сооружений.
8.3.1.4 В большей степени внешним климатическим и силовым воздействиям подвергается мостовое полотно - покрытие проезжей части, деформационные швы и сопряжение моста с насыпью, тротуары, перила и ограждения безопасности.
8.3.1.5 В зоне сопряжения с насыпью возможны просадки перед сооружением и вымывание грунта. В самой конструкции сопряжения может происходить смещение несущих конструкций, их частичное или полное разрушение.
8.3.1.6 Очень важное значение имеет состояние водоотвода на проезжей части, предусматривающее отвод дождевых вод с конструкции мостового сооружения за его пределы. Нарушение водоотвода может быть вызвано отсутствием соответствующих уклонов (продольных и поперечных) на покрытии проезжей части или из-за дефектов покрытия, а также повреждения соответствующих продольных и поперечных водоотводных лотков на мостовом полотне и подходах к сооружению.
К дефектам водоотводных устройств могут быть отнесены их засорение, разрушение системы водоотвода и ее конструктивные недостатки (недостаточное количество или отсутствие водоотводных лотков).
8.3.1.7 В деревянных мостах основным дефектом конструкций является загнивание древесины в плохо проветриваемых участках и в местах переменного увлажнения. Это опорная зона пролетных строений и опор (стойки опор и ряжи), стыки и места сопряжения элементов между собой и др.
Другие зоны подвергаются в меньшей степени загниванию благодаря хорошему проветриванию, защите от дождевой воды (увлажнения) и антисептированию.
От силовых воздействий в стыковых соединениях могут быть сколы древесины как вдоль, так и поперек волокон, смятие древесины, а в изгибаемых и сжатых элементах - их разрушение.
8.3.1.8 Наиболее опасными являются дефекты, связанные с потерей устойчивости опор, ряжей, их наклоном или не стабилизирующимися осадками. Это, как правило, связано с состоянием их фундаментов: дефектами самой конструкции или грунтовыми условиями.