(Действующий) СП 318.1325800.2017 Дороги лесные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
  • мастерами и руководителями производственных участков, ответственными за выполнение погрузочно-разгрузочных операций;
    • ведет график выполнения движения, книгу распоряжений, журналы заявок и учета работы транспорта;
    • подводит итоги работы за смену и выявляет причины нарушения установленных графиков и планов работы участков.
6.7.8 Обязанности дорожного мастера
Дорожный мастер подчиняется непосредственно начальнику дорожной службы дороги.
Дорожный мастер ведает всем дорожным хозяйством и руководит дорожными работами. Дорожный мастер:
  • руководит текущим содержанием и ремонтом дорог и дорожных сооружений, входящих в дорожный участок;
  • организует и проверяет работу дорожных рабочих;
    • выдает рабочим задания и наряды и принимает выполненные работы;
    • обеспечивает использование имеющихся средств механизации по назначению;
    • обеспечивает правильную организацию работ и своевременное выполнение планов и заданий;
    • проверяет систематически состояние дорог и дорожных сооружений и обеспечивает своевременное устранение обнаруженных дефектов;
    • принимает меры по обеспечению безопасности движения на дорогах, особенно во время снежных заносов, гололеда, паводков, ледохода;
    • отвечает за соблюдение правил безопасности при строительных и дорожно-ремонтных работах.

7 Содержание лесных дорог и искусственных сооружений

7.1 Основные виды деформаций и разрушений земляного полотна

7.1.1 Земляное полотно является основным элементом автомобильной дороги, определяющим наряду с дорожной одеждой прочность дорожной конструкции и ровность покрытия. Все деформации и разрушения земляного полотна, в основном, определяются видом грунта, степенью его уплотнения, влажностью и их соответствием действующим нагрузкам и погодно-климатическим воздействиям.
7.1.2 Интенсивному насыщению грунта земляного полотна водой способствует:
  • высокий уровень грунтовых вод;
  • выход грунтовых вод по склонам вблизи земляного полотна;
  • застой воды в боковых канавах, кюветах и резервах;
  • наличие на обочине колей и отдельных углублений;
  • неправильная и неполная очистка дорог от снега с оставлением на обочинах снежных валов;
  • наличие в земляном полотне пылеватых грунтов, обладающих большой высотой капиллярного поднятия воды;
  • глубокое промерзание грунтов земляного полотна.
7.1.3 Деформации в рабочем слое проезжей части и на обочинах возникают при явлении доуплотнения грунта, потере им прочности при переувлажнении, особенно в случае возведения насыпи из неоднородных грунтов или в результате пучинообразования (явление комплексного воздействия на пучиноопасный грунт влаги и отрицательной температуры).
7.1.4 Деформации дополнительного уплотнения грунта в зоне проезжей части возникают в виде отдельных просадок покрытия различной площади с плавными очертаниями краев или осадки по всему поперечнику на определенном протяжении дороги. Их образование, как правило, не сопровождается появлением отдельных трещин или сетки трещин, хотя могут быть и исключения при локальных осадках значительной величины.
7.1.5 Образующиеся на покрытии просадки с сеткой трещин, проломы дорожной одежды являются результатом потери грунтом прочности при действии транспортных нагрузок, переувлажнения и пучения грунтов.
7.1.6 Внешними признаками пучинистых мест в зимний период являются неравномерное поднятие участков покрытия, появление бугров на покрытии. С возможным появлением сеток трещин, у вершин бугров пучения, которые разрушают покрытие на отдельные куски различной величины и формы. В весенний период, после схода снега и оттаивания грунта на пучинистых участках могут появляться влажные пятна, наблюдается иногда выход вместе с водой мелких частиц грунта дренирующего слоя или земляного полотна, а также волнообразные колебания дорожной конструкции при проезде транспортных средств. Эти участки имеют, как правило, пониженную прочность и интенсивно разрушаются.
7.1.7 Деформации неукрепленных или укрепленных несвязными материалами обочин выражаются в образовании колей, ям, часто приводящих к разрушению покрытия проезжей части дороги, переувлажнению грунтов рабочего слоя земляного полотна, разрушению части обочин. На укрепленных связными материалами обочинах возникают дефекты, характерные для деформаций покрытий дорожных одежд проезжей части.
7.1.8 Наиболее частой причиной деформаций земляного полотна на слабом основании является потеря его устойчивости. Типичными видами потери устойчивости является смещение отдельных блоков массива основания с частью насыпи по определенной поверхности скольжения, выдавливание грунта основания насыпи (пластическое течение грунта). В результате выдавливания поверхность насыпи резко деформируется, приобретая вогнутый корытообразный профиль, иногда с образованием продольных трещин и провалов средней части.
7.1.9 В процессе эксплуатации дороги на откосах насыпи (выемки) может иметь место оползневой сдвиг (поперечное или продольное смещение объема насыпи, выемки и части основания по поверхности скольжения), расползание насыпи (результат использования при строительстве без специальных мероприятий переувлажненных грунтов, несоблюдения требований по уплотнению грунтов, повышенного капиллярного увлажнения).
7.1.10 Нарушения местной устойчивости откосов характеризуются смещением отдельных участков поверхности откосов. Это деформации локального характера (сплывы, эрозия, суффозия и т.д.) могут охватывать и достаточно большие площади.
7.1.11 Прочность подтопляемых откосов земляного полотна зависит от конструкции их укрепления, определяется устойчивостью к воздействиям агрессивных факторов: высота, частота и длительность подтопления, волновые нагрузки, скорость течения вдоль насыпи, ледоход, припай льда и др. В независимости от вида укрепления могут иметь место размывы оснований (подошвы откосов) насыпей течением водного потока в зависимости от его скорости и объема перемещаемой воды.

7.2 Содержание земляного полотна и водоотвода

7.2.1 Содержание включает инженерно-технические мероприятия по систематическому уходу за земляным полотном в целях поддержания его в работоспособном состоянии и исправление отдельных небольших повреждений и деформаций. Решаемые при содержании земляного полотна основные задачи обеспечивают:
  • в зимний период - максимальную очистку насыпи от снежных отложений, удаление наледных образований, устройство в снежных отложениях в резервах траншей для отвода талых вод;
  • в весенний период – недопущение переувлажнения грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами;
  • в летний период – выполнение работ по уходу за конструктивными элементами земляного полотна (обочинами, откосами, водоотводом и др.),
устранению мелких деформаций и разрушений;
  • в осенний период – проведение работ по защите грунтов земляного полотна от избыточного увлажнения, особенно на участках с неблагоприятными гидрологическими условиями, местами развития пучинообразования, участками дорог на болотах, подтопления земляного полотна.
7.2.2 Работы по содержанию выполняют на основе осмотра дороги дорожным мастером. Следует обращать внимание:
  • на изменения профиля откосов, наличие размывов, оползаний, обрушений, осыпей, степень зарастания откосов нежелательной растительностью;
  • наличие укрепления (и вид укрепления), дефекты и повреждения обочин.
7.2.3 На дорогах, проходящих на заболоченных участках местности, следует осуществлять постоянный контроль за осадкой насыпи, наличием и развитием валов, выходом основания из-под насыпи для своевременного принятия мер по уменьшению или прекращению их дальнейшего развития.
7.2.4 При содержании дороги регулярно следует очищать от посторонних предметов, мусора, порубочных остатков проезжую часть, откосы, обочины, элементы системы водоотвода.
7.2.5 Участки дорог, проходящих в горной местности, на которых отмечены камнепады, осыпи, обвалы, должны систематически очищаться от камней. Такие участки должны быть оборудованы знаками, предупреждающими водителей об опасности.
7.2.6 На обочинах следует выполнять работы по поддержанию ровности поверхности, обеспечению поперечного уклона к бровке земляного полотна для надежного и быстрого стока дождевых и талых вод.
7.2.7 В летний период откосы насыпей, имеющие небольшие деформации и повреждения (размывы, сплывы, оползни), следует планировать с добавлением (при необходимости) грунта, уплотнением и укреплением их одерновкой или засевом трав. На участках, где деформации (повреждения) проявляются систематически, необходимо выполнить обследование с целью установления причин их возникновения и принятия решения по ремонту или замене конструкции укрепления. В этих местах следует вести постоянный контроль за поведением грунтов земляного полотна и расположенных выше мест разрушений скоплений воды.
7.2.8 Работы по содержанию системы водоотводаследует выполнять на основе регулярного осмотра.