Утративший силу
Напряженное состояние | Расчетные сопротивления поковок, МПа, для категорий прочности (марок стали) | |||||
КП275 (40*, 45*) | КП315 (40Х*) | КП345 (40Х) | КП590 (40Х2НМА) | КП640 (40ХН2МА) | КП785 (40ХН2МА) | |
Растяжение, сжатие и изгиб | 215 | 260 | 280 | 460 | 490 | 605 |
Сдвиг (срез), | 120 | 145 | 160 | 260 | 285 | 350 |
Смятие торцевой поверхности при наличии пригонки | 325 | 395 | 420 | 680 | 730 | 905 |
Смятие местное в цилиндрических шарнирах (цапфах) при плотном касании | 160 | 195 | 205 | 340 | 360 | 450 |
Диаметральное сжатие катков при свободном касании в конструкциях с ограниченной подвижностью | 8 | 10 | 10 | 17 | 19 | 23 |
8.10 Расчетные сопротивления сварных соединений для различных видов соединений и напряженных состояний следует определять по формулам, приведенным в таблице 8.8.
Тип сварного соединения | Напряженное состояние | Расчетные сопротивления |
Стыковые | Растяжение, сжатие и изгиб: | |
по пределу текучести | ||
по временному сопротивлению | ||
Сдвиг | ||
С угловыми швами | Срез (условный): | |
по металлу шва | ||
по металлу границы сплавления | ||
Примечания 1 Для швов, выполняемых ручной сваркой, значения следует принимать равными значениям временного сопротивления разрыву металла шва, указанным в ГОСТ 9467. 2 Для швов, выполняемых автоматической или полуавтоматической сваркой, значения следует принимать по СП 16.13330. 3 Значение коэффициента надежности по материалу шва следует принимать равным 1,25. |
Расчетные сопротивления стыковых сварных соединений элементов из сталей с разными расчетными сопротивлениями следует принимать как для стыковых соединений из стали с меньшим значением расчетного сопротивления.
Расчетные сопротивления металла швов сварных соединений с угловыми швами следует принимать по СП 16.13330.
8.11 Расчетные сопротивления одноболтовых соединений следует определять по формулам, приведенным в таблице 8.9.
Напряженное состояние | Расчетные сопротивления одноболтовых соединений, МПа | |||
срезу и растяжению болтов классов прочности | смятию соединяемых элементов из стали с классом прочности до 440 МПа | |||
4.6; 5.6; 6.6 | 4.8; 5.8 | 8.8; 10.9 | ||
Срез | - | |||
Растяжение | - | |||
Смятие: | ||||
а) болты класса точности А | - | - | - | |
б)болты классов точности В и С | - | - | - |
Напряженное состояние | Расчетное сопротивление болтов, МПа, при классе прочности или марке стали | |||||
обозначение | 4.6 | Ст3сп4 | 09Г2 295-09Г2-4 295-09Г2-6 | 325-09Г2С-4 325-09Г2С-6 | 40Х | |
Срез | 145 | 140 | 165 | 175 | 395 | |
Растяжение | 160 | 155 | 185 | 195 | 495 |
8.12 Расчетное сопротивление растяжению фундаментных (анкерных) болтов следует определять по формуле (и принимать по таблице 8.11)
Диаметр болтов , мм | Расчетные сопротивления, МПа, фундаментных (анкерных) болтов из стали марок | |||
20 | 09Г2; 295-08Г2-6 | 325-09Г2С-6 | 40Х | |
12-20 | 160 | 175 | 185 | - |
16-27 | - | - | - | 430 |
21-32 | 160 | 175 | 180 | - |
30 | - | - | - | 370 |
36 | - | - | - | 295 |
33-60 | 160 | - | 180 | - |
42 | - | - | - | 255 |
48 | - | - | - | 235 |
61-80 | 160 | - | 175 | - |
81-100 | 160 | - | 170 | - |
101-160 | 160 | - | 170 | - |
161-250 | 160 |
8.14 Расчетное сопротивление высокопрочных болтов по ГОСТ Р 52643 и ГОСТ Р 52644растяжению следует определять по формуле
8.15 Значения коэффициента трения по контактным поверхностям элементов во фрикционных соединениях и соответствующих коэффициентов надежности следует принимать по таблице 8.12. Способ обработки контактных поверхностей должен быть указан в чертежах КМ.
Способ подготовки контактных поверхностей во фрикционных соединениях | Коэффициент трения | Коэффициент надежности при числе болтов в полустыке | ||
2-4 | 5-19 | 20 и более | ||
1 Дробеструйный или пескоструйный двух поверхностей с шероховатостью =50-80 мкм без нанесения фрикционной грунтовки или с последующим нанесением цинконаполненной грунтовки на этиленсиликатной основе на обе поверхности толщиной по 60-80 мкм | 0,58 | 1,4 | 1,3 | 1,2 |
2 Дробеструйный или дробеметный двух поверхностей без нанесения фрикционной грунтовки или с последующим нанесением грунтовки на этилсиликатной основе на обе поверхности толщиной по 60-80 мкм с последующим их газопламенным нагревом (до температуры 250°С-300°С) на кольцевых зонах вблизи отверстий площадью не менее площади шайбы (диаметр 60 мм) | 0,60 | 1,4 | 1,3 | 1,2 |
3 Очистка стальными механизированными щетками двух поверхностей (без эффекта шлифовки) | 0,35 | 2,5 | 1,8 | 1,4 |
8.16 Расчетное сопротивление растяжению высокопрочной стальной проволоки, применяемой в пучках и канатах из параллельно уложенных проволок, следует определять по формуле
где - наименьшее временное сопротивление проволоки разрыву по государственным стандартам или техническим условиям.
8.17 При определении расчетного сопротивления стального витого каната с металлическим сердечником принимается значение разрывного усилия каната в целом, установленное государственным стандартом или техническими условиями на канаты (а при его отсутствии в нормах - значение агрегатной прочности витого каната), и коэффициент надежности 1,6.
8.18 Модуль упругости или модуль сдвига прокатной стали, стального литья, пучков и канатов из параллельно уложенных проволок следует принимать по таблице 8.13.
Полуфабрикаты | Модуль упругости или модуль сдвига , МПа |
1 Прокатная сталь и стальное литье | 2,06·10 |
2 То же | 0,78·10 |
3 Пучки и канаты из параллельно уложенных оцинкованных проволок | 2,01·10 |
Модуль упругости стальных оцинкованных витых канатов с металлическим сердечником, подвергнутых предварительной вытяжке усилием, равным половине разрывного усилия каната в целом, следует принимать по таблице 8.14.
Канаты | Кратность свивки | Модуль упругости , МПа |
Одинарной свивки по ГОСТ 3064 и закрытые несущие по ГОСТ 18899 и [9] | 6 | 1,18·10 |
8 | 1,45·10 | |
10 | 1,61·10 | |
11 | 1,65·10 | |
12 | 1,70·10 | |
14 | 1,75·10 | |
16 | 1,77·10 |
коэффициент надежности 1,3 для элементов конструкций, рассчитываемых по прочности с использованием расчетных сопротивлений ;
коэффициент условий работы , принимаемый по таблицам 8.15 и 8.36 и подразделам настоящих норм, а для канатов в зоне отгибов на отклоняющих устройствах, хомутов, стяжек, сжимов и анкеров - по приложению У.
Область применения | Коэффициент условий работы |
1 Элементы и их соединения в пролетных строениях и опорах железнодорожных и пешеходных мостов при расчете на стадии эксплуатации | 0,9 |
2 То же, при расчете на нагрузки, возникающие при изготовлении, транспортировке и монтаже | 1,0 |
3 Элементы и их соединения в пролетных строениях и опорах автодорожных и городских мостов при расчете на эксплуатационные нагрузки, а также на нагрузки, возникающие при изготовлении, транспортировке и монтаже | 1,0 |
4 Канаты гибких несущих элементов в вантовых и висячих мостах | 0,8 |
5 Канаты напрягаемых элементов предварительно напряженных конструкций | 0,9 |
6 Растянутые и сжатые элементы из одиночных профилей, прикрепленных одной полкой (или стенкой): | |
неравнополочный уголок, прикрепленный меньшей полкой | 0,7 |
неравнополочный уголок, прикрепленный большей полкой | 0,8 |
равнополочный уголок | 0,75 |
прокатный или составной швеллер, прикрепленный стенкой, или тавр, прикрепленный полкой | 0,9 |
7 Элементы и их сварные соединения в пролетных строениях и опорах северного "Б" исполнения | 0,85 |
8 В случаях, не оговоренных в позициях 1-7 | 1,0 |
Примечания 1 В случае использования в расчетах коэффициента надежности по ответственности не менее 1,1 коэффициент условий работы по позиции 1 следует принимать равным 1,0. 2 Значение коэффициента условий работы по позициям 1, 2 и 3 в соответствующих случаях применяют совместно с коэффициентами по позициям 4-7. Коэффициент условий работы по позиции 7 в соответствующих случаях применяют совместно с коэффициентами по позициям 4-6. |
8.20 Расчетную схему конструкции следует принимать в соответствии с ее проектной геометрической схемой, при этом строительный подъем и деформации под нагрузкой допускается не учитывать (кроме пилонов вантово-балочных мостов).
Усилия в элементах и перемещения стальных мостовых конструкций определяются из условия их работы с сечениями брутто.
Геометрическую нелинейность, вызванную перемещением элементов конструкций, следует учитывать при расчете систем, в которых ее учет вызывает изменение усилий и перемещений более чем на 5%. При выполнении расчетов с учетом геометрической нелинейности следует определять изменения в направлении действия сил, связанные с общими деформациями системы (следящий эффект).