(Действующий) ГОСТ Р 56258-2014 Менеджмент загрязнений. Термины и определения...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
отходы: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.[ГОСТ 30772-2001, статья 3.1]
Примечания1 отходы (waste): Вещества или предметы, от которых владелец хочет или должен избавиться. [ГОСТ Р ИСО 14050-2009, статья 3.12]2 Избавление от отходов производится путем утилизации инертных компонентов (частей) и/или удаления опасных для окружающей среды составляющих.3 К отходам относят твердые, порошкообразные, пылеобразные остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных, не являющихся конечной целью процесса производства, изделий и продуктов, в том числе некондиционных, использованная и утратившая полностью или частично свои исходные документированные потребительские свойства готовая продукция и другие техногенные или биоестественные объекты, предназначенные для ликвидации с их утилизацией или удалением.4 К отходам относят техногенный объект (вещество, материал, изделие, предмет), образовавшийся в процессах производства и эксплуатации продукции, при выполнении работ или оказании услуги не находящий применения на предприятии (у владельца) из-за несоответствия объекта требованиям конкретного документа на основную продукцию и/или правилам его эксплуатации, в связи с чем владелец считает его полностью непригодным для использования в том качестве, для которого он предназначен, и ликвидирует его или намеревается ликвидировать.5 К отходам относят бытовые пищевые, торговые и иные отбросы, сор, мусор в твердой, пылеобразной или вязкой фазах.6 К отходам относят объекты, подлежащие ликвидации и отличающиеся одним или несколькими признаками, указанными в перечне-идентификаторе Резолюции ОЭСР [6]:Q1 - не оговоренные как-либо производственные остатки (а не исходные заготовки из любых материалов, не полуфабрикаты, пригодные для дальнейшего использования в соответствии с документированным назначением, и не побочные продукты - см. определение пункта 3.2);Q2 - продукция, не отвечающая техническим условиям, а также паспортам, описаниям, в т.ч. каталожным, и другим документам на поставку, ставшая такой, например, в результате нештатных ситуаций;Q3 - продукция, у которой истек документированный срок годности (срок хранения, срок службы); при этом последующее использование продукции по своему первоначальному функциональному назначению может быть разрешено только после проведения дополнительных испытаний и декларирования или иных способов подтверждения соответствия продукции;Q4 (1) - вещества и материалы в твердой фазе, утерянные или подвергшиеся какому-либо иному нештатному воздействию, в том числе материалы, оборудование и т.п. загрязненные в результате такого воздействия;Q5 - материалы, загрязненные в результате штатных и нештатных действий (например, остатки после операций чистки, упаковочные материалы, не пригодные для платного использования изготовителем основной продукции);Q6 - изделия, непригодные к дальнейшему использованию и к разборке на составные элементы (например, дорожно-ртутные лампы, отработанные катализаторы и т.п.);Q8 (1) - изделия и материалы в твердой фазе (в т.ч. шлаки, кубовые остатки и т.д.);Q9 - изделия и материалы в твердой (в том числе пылевидной) фазе, остающиеся от процессов снижения загрязнения (например, шламы скрубберов, пыль от пылеуловителей, отработанные фильтры и т.п.);Q10 - остатки твердых материалов от операций металлообработки/отделки (например, токарная стружка, окалина и т.п.);Q11 - твердые остатки от переработки сырья (например, остатки руд от добычи полезных ископаемых, некондиционные нефтепродукты и т.п.);Q13 - любые материалы, вещества, продукция или предметы, использование которых запрещено законом в стране-экспортере;Q14 - продукты, не имеющие дальнейшего применения (например, сельскохозяйственные, бытовые, медицинские учрежденческие, торговые отбросы и т.п.);Q15 - материалы, вещества или продукты, образующиеся в результате мероприятий по оздоровлению загрязненных земель;Q16 (1) - любые вещества, материалы или продукты в твердой фазе, которые их производитель или экспортер обоснованно и ответственно (на основе письменно оформленной декларации паспорта опасного сброса, удостоверенных уполномоченным на то федеральным, региональным или иным органом) объявляет сбросами и которые не входят в перечисленные выше категории.7 При этом документально подтвержденный факт намеренного нарушения соответствия свойств заготовок, комплектующих изделий, продукции соответствующим документам на поставку должен рассматриваться как нарушение, что особенно важно при идентификации отходов в процессе таможенного контроля.[ГОСТ Р 53691-2009, статья 3.1]
3.383 объем пустот (void volume): Объем, существующий между твердыми частицами в слое гранулированного материала (его также называют "свободным объемом").
3.384 летучие вещества (volatile matter): Потери массы материала за счет выделяющегося газа или пара (что определено заданными методами), которые могут зависеть от природы материала.
Примечание - Что касается топлив, то при анализе пробы из летучих веществ следует исключить влагу.
3.385 компонент отходов (waste component): Часть твердых отходов, состоящая из материалов с близкими физическими свойствами и химическим составом, которую отделяют и используют для определения состава твердых отходов, идентифицируя, например, лом черных металлов, стекло, газетную бумагу, садовый мусор, отходы алюминия и т.д.
3.386 состав отходов (waste composition): Для твердых многокомпонентных отходов - характеризует их состав путем разбивки отходов на определенные компоненты по их массовому, объемному или процентному содержанию.
Примечание - Является синонимом термина "состав твердых отходов" "solid waste composition".
3.387 пустая порода (waste rock): Порода, извлекаемая при открытых или подземных горных работах, экономически целесообразное, полезное содержание минеральных веществ в которой не превышает заданного экономического показателя для данного разреза.
3.388
сбросы: Жидкие вещества, подлежащие выводу (сбросу в почву или водоем) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке этих жидких веществ и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов.[ГОСТ 30772-2001, статья 3.17]
Примечания1 К сбросам относят хозяйственно-бытовые стоки, осадки, сточные воды, сливаемые в системы водоотведения, водоочистки на территории хозяйствующего субъекта или в отстойники, на поля орошения и другие очистные сооружения. При этом после испарения или отведения жидкой фракции на полях орошения в водоочистных сооружениях остаются отходы.2 При отсутствии прямых или косвенных указаний вязкие вещества следует рассматривать не как сбросы, а как отходы, если время их истечения из стандартного сосуда с выходным отверстием 4 мм в диаметре превышает 10 мин при температуре 20°C (что соответствует вязкости более 2,68·10  м /с).3 К сбросам относят жидкие субстанции, подлежащие ликвидации и отличающиеся одним или несколькими признаками, указанными в перечне-идентификаторе Резолюции ОЭСР [6]:- Q4 (2) - текучие вещества и материалы, пролитые или подвергнутые какому-либо иному нештатному воздействию (например, нефтяные "линзы" в местах нефтедобычи);- Q7 - текучие вещества, которые больше не выполняют своего назначения в удовлетворительной степени (например, загрязненные кислоты и растворители, отработанные закалочные соли и т.п.), но не содержат солей редких и драгоценных металлов (в этом случае они являются вторичными материальными ресурсами);- Q8 (2) - жидкие сбросы от технологических процессов;- Q12 - разбавленные материалы (например, загрязненные масла и т.п.);- Q16 (2) - любые текучие вещества и материалы или продукты, которые их производитель или экспортер обоснованно и ответственно (на основе письменной декларации, паспорта опасного сброса, удостоверенных уполномоченным на то федеральным, региональным или иным органом) объявляет сбросами и которые не входят в перечисленные выше категории.[ГОСТ Р 53691-2009, статья 3.13]
3.389 сточные воды (wastewater): Вода, которая:
(1) использовалась в промышленном или технологическом процессе;
(2) переносит (или переносила) канализационные стоки;
(3) непосредственно связана с местами производства, переработки или хранения сырья на промышленном предприятии.
Примечание - Сточные воды не включают воду, проходящую (или проходившую) через (или рядом) такие области, как ливневые стоки, которые не использовались в промышленных или технологических процессах, не объединялись с канализационными стоками и непосредственно не связывались с местами производства, переработки или хранения сырья на промышленном предприятии.
3.390 параметры индикатора качества воды (water quality indicator parameters): Параметры полевого контроля, которые включают в себя, но не ограничиваются этим, pH-показатель, удельную проводимость, содержание растворенного кислорода, окислительно-восстановительный потенциал, температуру и мутность.
Примечание - Используют для непрерывного контроля за полнотой очистки.
3.391 целиковая шина (whole tire): Изношенная шина, снятая с обода, но еще не переработанная.
3.392 ветошь (wipe): Впитывающий материал (например, хлопковая марля), которым можно протирать поверхность при сборе пробы для химического анализа.
3.393 проволока (wires): Высокопрочная, с латунным покрытием, стальная проволока, покрытая и специальным адгезионным компаундом, которую используют для армирования шин.
Примечание - Обычно в шинах ее применяют в виде ленточных или радиальных пучков и бортах покрышки.
3.394 рабочий план (work plan): Документ, описывающий подходы, ресурсы, методологию, ответственных исполнителей, сроки выполнения перечня мероприятий, специфичных для конкретной территории.
3.395 х-мм минус (x-mm minus): Кусочки классифицированных, измельченных изношенных шин, 95% которых имеют максимальные размеры в любом направлении на х-мм меньше (например, 25-мм минус; 50-мм минус; 75-мм минус).

Приложение А (справочное). Обоснование необходимости введения в национальную стандартизацию системы ФОНТ

Приложение А 
(справочное)
По данным Всемирной торговой организации (ВТО) современная экономика несет значительные потери из-за большого количества технических барьеров в торговле, которые возникают вследствие несоответствия систем технического регулирования различных стран мира.
Несмотря на требования Соглашения по ТБТ ВТО о максимальном устранении технических барьеров в торговле, в силу сложившейся практики и учета национальных интересов стран, условия доступа продукции на их внутренние рынки остаются во многом различными, что создает серьезные препятствия для экспорта-импорта продукции. Кроме того, нужную информацию о требованиях, содержащихся в целом ряде документов (обязательные технические регламенты, добровольные стандарты и др.), как правило, достаточно трудно идентифицировать и получить.
Это приводит к серьезным затруднениям в работе различных участников национальных или региональных систем технического регулирования, которым по роду своих обязанностей необходимо обеспечить требуемое качество и эффективность технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия.
При написании технических регламентов или стандартов регулирующим органам необходимо решить следующие основные задачи:
- оценить уровень снижения риска за счет мер, устанавливаемых в технических регламентах;
- определить, являются ли зависимыми или корректируемыми требования, включаемые в технические регламенты или стандарты;
- определить перечень стандартов, подтверждающих соответствие требованиям технических регламентов;
- определить наилучшие форматы требований;
- определить эквивалентные форматы требований для оценки соответствия и обеспечения взаимного признания продукции.
С целью обеспечения безопасности продукции производители должны:
- оценивать уровень снижения риска, используя схемы распространения опасностей;
- повышать уровень безопасности продукции за счет использования дополнительных добровольных мер безопасности;
- доказывать соответствие своей продукции требованиям технических регламентов;
- использовать принципы эквивалентности для оценки своих экспортных возможностей;
- разрабатывать инструкции для пользователей и обеспечивать меры защиты. 
Пользователи при применении продукции имеют право:
- принимать дополнительные меры по повышению безопасности продукции;
- получать общие сведения о возможной опасности продукции;
- доказывать в компетентных инстанциях наличие опасных свойств продукции;
- выбирать наиболее безопасные виды продукции из имеющейся на рынке, используя информацию об этой продукции, связанную с аспектами ее безопасности и качества;
- рекомендовать производителям, каким образом можно повысить безопасность и качество их продукции.
Аккредитованные органы при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям должны:
- выбирать эквивалентные форматы оценки безопасности;