Действующий
5.2 Система вентиляции автодорожных тоннелей представляет собой комплекс объемно-планировочных и инженерно-технических решений, направленных на обеспечение:
- нормативных параметров воздушной среды (концентрация загрязняющих веществ, температура, относительная влажность) при любых режимах эксплуатации тоннелей: движение транспорта с установленной скоростью, в том числе в час пик (режим "А"); ежедневное замедленное движение транспорта со скоростью менее 20 км/ч (режим "Б"); исключительное замедленное движение транспорта (прерывистое движение) со скоростью менее 10 км/ч (режим "В"), транспортная пробка (режим "Г"), проведение в тоннеле плановых ремонтных работ;
- безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара по выработкам, свободным от пожарных и дымовых газов, с одновременным удалением по другим выработкам продуктов горения;
5.3 Для проветривания тоннеля могут использоваться: естественная тяга, поршневой эффект транспортных средств, а также принудительная (механическая) вентиляция на основе вентиляторов различного типа и конструкций: струйные вентиляторы, высоконапорные осевые или центробежные вентиляторы.
5.4 Использование естественной вентиляции допускается в тоннелях с длиной, не превышающей 350 м при однонаправленном движении транспортных средств. В случае движения транспорта в противоположных направлениях положительное решение вопроса об использовании естественной вентиляции следует применять после дополнительного обоснования, выполненного на основе анализа данных натурных измерений.
5.5 Для механической вентиляции допускается использовать нагнетательный, всасывающий или нагнетательно-всасывающий способы, реализуемые с помощью продольной, поперечной или комбинированной схем проветривания.
Вентиляцию площадок для остановки аварийного транспорта следует осуществлять воздухом, обеспечиваемым принятой схемой проветривания тоннеля.
5.6 Продольную схему вентиляции с подачей или вытяжкой воздуха только через порталы рекомендуется использовать в тоннелях длиной до 0,5 (1,0) км; поперечную схему вентиляции, использующую только вентиляционные каналы (например, подшивной потолок), - до 2,0 (3,0) км.
Примечание - Значения, приведенные в скобках, относятся к тоннелям с однонаправленным движением транспорта.
5.7 Для механического проветривания тоннелей длиной более 2-3 км необходимо дополнительное устройство вентиляционных стволов или штолен для подачи свежего и удаления загрязненного воздуха (поперечная или комбинированная система вентиляции).
Примечание - Выбор наиболее эффективной системы вентиляции следует выполнять на основании технико-экономического сравнения вариантов, предполагающих использование разных систем вентиляции, а в наиболее сложных случаях и на базе специальных исследований.
5.8 Для проветривания одного и того же тоннеля при эксплуатационных режимах допускается использовать продольную схему вентиляции, а в случае возникновения пожара - продольную схему с массовой вытяжкой пожарных газов и дыма или реверсивную продольно-поперечную схему.
5.9 Аэродинамические параметры вентиляторов (производительность, депрессия, реактивный импульс) для проветривания тоннеля следует выбирать с возможностью обеспечения в тоннеле для всех режимов эксплуатации нормативных параметров воздушной среды, эффективного удаления из тоннеля пожарных газов и дыма в случае пожара, а также отсутствия дыма на путях эвакуации.
5.10 Расход воздуха, подаваемый вентиляторами, в эксплуатационных режимах "А", "Б", "В", "Г" рассчитывают из условия разбавления выделяемых при движении автотранспорта оксида углерода (СО) и оксидов азота (в пересчете на ) до средних значений по сечению тоннеля, определяемых предельно допустимыми концентрациями (ПДК), а также обеспечения предельного значения коэффициента ослабления светового потока в соответствии с СП 122.13330. При специальном обосновании для вычисления расхода воздуха допускается применять другие технологические требования.
5.11 Предельно допустимые концентрации оксида углерода и коэффициент ослабления светового потока kосл следует принимать по таблице 5.1 и по СП 122.13330.
Эксплуатационный режим | Характеристика транспортной ситуации | Концентрация оксида углерода, | Коэффициент ослабления (затухания) |
"А" | Движение с установленной скоростью 50-100 км/ч, в т.ч. в час пик | 80 | 0,005 |
"Б" | Ежедневное замедленное движение транспорта со скоростью менее 20 км/ч | 80 | 0,007 |
"В", "Г" | Исключительное замедленное движение транспорта (прерывистое движение) со скоростью менее 10 км/ч, транспортная пробка | 115 | 0,009 |
- | Проведение в тоннеле плановых ремонтных работ | 20 | 0,003 |
- | Закрытие тоннеля | 200 | 0,012 |
Среднее значение ПДК NO2 для всех транспортных ситуаций не должно превышать 2 мг/м3 в соответствии с СП 122.13330.
Длительность каждого из режимов "Б", "В", "Г" или их суммарное время при указанных значениях ПДК не должно превышать 15 мин по СП 122.13330.
Примечание - В случае более длительного действия режимов "Б", "В", "Г" или превышения пороговых значений ПДК должны быть предусмотрены организационно-технические мероприятия по выключению двигателей транспортных средств, находящихся в тоннелях, гарантированному предотвращению въезда автомобилей в тоннель и контролю выполнения соответствующих команд.
Гарантированное предотвращение въезда в тоннель должно обеспечиваться автоматическим включением при превышении среднего значения ПДК СО (NO2) или снижению скорости движения в тоннеле, красного сигнала светофора, закрытием шлагбаума, подъемом автоматических барьеров с задержкой времени на 30 с для оценки диспетчером ситуации и выдачи разрешения на выполнение команды.
5.12 Вычисление необходимого расхода воздуха в эксплуатационных режимах "А", "Б", "В", "Г" следует осуществлять с учетом расположения тоннеля (город или за чертой города); геометрических характеристик, профиля трассы тоннеля, определяющего дорожные уклоны различных участков тоннеля; интенсивности и скорости движения транспортных средств, показателей Э1, Э2 и Э3, зависящих от характеристики парка автомобилей в каждом регионе, где осуществляется сооружение тоннеля, использующих топливо с экологическими стандартами выбросов загрязняющих веществ К2, К3, К4, К5 (см. приложения А-Д), фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха (методика расчета необходимого количества воздуха приведена в приложении Е).
Для эксплуатационного режима "А" количество воздуха рассчитывается по выбросам СО и взвешенных частиц; для режимов "Б" и "В" - по выбросам СО, NO2, сажи и взвешенных частиц; для режима "Г" - по выбросам СО, NO2, сажи.
5.13 Производительность вентиляции для удаления дыма следует определять с учетом нормативного времени эвакуации людей и стратиграфии воздушного потока на путях эвакуации, гарантирующей высоту незадымленного пространства тоннеля не менее 2,5 м и зависящую от конвективной мощности пожара (см. таблицу 5.2).
Двигатели вентиляторов для удаления пожарных и дымовых газов с температурой 400°С - 600°С должны быть рассчитаны на безаварийную и эффективную работу в течение 2 ч в соответствии с ГОСТ ISO 5802.
Таблица 5.2 - Данные, характеризующие мощность пожара в тоннеле при возгорании транспортных средств различного типа
Очаг пожара | Тепловыделение, МВт | Количество дыма, м3/с | Максимальная температура, °С |
Легковой автомобиль | 5 | 20-30 | 400 |
Автобус | 20 | 60-80 | 700 |
Тяжелый грузовой автомобиль | 20-30 | 80-100 | 1000 |
Автомобиль-цистерна | 100 | 100-300 | 1200-1400 |
5.14 Производительность вентиляции тоннелей необходимо проверять на возможность обеспечения расчетной средней температуры воздуха по длине тоннелей, которая при температуре наружного воздуха, равной средней температуре самого жаркого месяца, не должна превышать 35°С. Минимальная температура воздуха в тоннеле не регламентируется.
5.15 Установки тоннельной вентиляции должны иметь необходимый резерв производительности вентиляционных систем по разбавлению вредных веществ не менее 50%.
- 6 м/с без учета движения транспортных средств (при специальном обосновании - 10 м/с) - в транспортной зоне тоннеля;
5.17 Минимальную скорость воздуха следует определять из расчета трехкратного часового объема проветривания транспортной зоны или обеспечения средней скорости воздуха не менее 1,5 м/с.
5.18 Депрессию вентиляторов (реактивный импульс) для обеспечения подачи в тоннель необходимого количества воздуха следует определять с учетом аэродинамических характеристик вентиляторов и потерь давления при движении воздуха по вентиляционной сети (собственно транспортная выработка, сервисный тоннель, сбойки, вентиляционные каналы и т.п.). При этом необходимо принимать во внимание геометрические и аэродинамические параметры тоннеля и выработок вентиляционной сети, характеристику транспортного потока, аэродинамические параметры транспортных средств, термодинамические параметры атмосферного воздуха у порталов и внутри тоннеля, орографическую характеристику района расположения тоннеля. Методика расчета потерь давления приведена в приложении Ж.
5.19 При продольной схеме вентиляции струйные вентиляторы следует размещать непосредственно в тоннеле, но не более чем на расстоянии 50 м от порталов, а вентиляционные установки при поперечной и комбинированной схемах проветривания - или в отдельных помещениях непосредственно у порталов, или в местах расположения эксплуатационно-технических блоков, или у вентиляционных стволов, или в подземных камерах в зависимости от местных градостроительных условий и объемно-планировочных решений. Воздухозаборные вентиляционные киоски следует располагать в местах наименьшего загрязнения атмосферного воздуха. Приточные жалюзи устанавливают на высоте не менее 2 м от поверхности земли (низ решетки).
5.20 Для предотвращения рециркуляции воздуха между параллельными тоннелями при различном направлении движения транспортных средств следует разносить рядом расположенные входной и выходной порталы по длине трассы либо сооружать на въездах у порталов разделительную стену между полосами движения встречного направления высотой, равной максимальной высоте поперечного сечения тоннеля, на длину, равную половине дальнобойности воздушной струи выездного портала по СП 122.13330.
5.21 В каналах, со стороны всасывающих и вытяжных вентиляционных устройств, а при обосновании расчетом и со стороны тоннелей, необходимо предусматривать установку глушителей шума, обеспечивающих снижение шума от работы вентиляторов на прилегающих селитебных территориях до значений, указанных в таблице 5.3 и в соответствии с СП 122.13330.
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 |
Уровни звукового давления, дБ | 97 | 88 | 83 | 16 | 72 | 62 | 54 | 47 |
Необходимость звукоизоляции наружных ограждений вентиляционных камер следует определять расчетом согласно СП 51.13330.
5.22 Система управления установками тоннельной вентиляции должна включать комплекс средств, обеспечивающих постоянный контроль физических и химических параметров воздушной среды в транспортной зоне, включая припортальные участки и автоматическое регулирование расхода воздуха в зависимости от показаний датчиков контроля.
Замерные станции следует устанавливать с шагом, обеспечивающим контроль воздушной среды на всем протяжении тоннеля с учетом профиля тоннеля и наличия кривых по трассе.
5.23 При проектировании тоннельной вентиляции должна быть проверена возможность выброса воздуха из тоннеля без очистки. При необходимости очистки выбрасываемого из тоннелей воздуха ее вид следует определять по технико-экономическим расчетам. В случае применения мокрой очистки следует предусматривать места временного хранения, средства транспортирования и утилизации шлама.
При выбросах без очистки допускается использовать рассредоточение выбросов или высокие выбросы через вертикальные вентиляционные трубы. Высота труб должна определяться расчетом и составлять не менее высоты ближайшего наиболее высокого здания в радиусе 20 м.
5.24 В помещениях вентиляционных камер должны быть предусмотрены грузоподъемные и транспортные механизмы для монтажа и демонтажа вентиляционного оборудования при его обслуживании и ремонте.